00:02 Индустрия развлечений и духовная пустота | |||
![]() Люди, осуждающие общество потребления, имеют карточки "Visa" (Фредерик Бегбедер, «99 франков»). Известный христианский философ-богослов 4 века Григорий Нисский, реагируя на печальные реалии своего времени, сказал, что человеческая жизнь любит сладости тела и через ощущения подчиняет им душу. Святой подчеркивал массовость «болезни», которая поразила его современников: «И кто сейчас столь одаренный, столь возвышенный, настолько рассудительный, чтобы смочь избежать всякой скверны порока?» С тех пор прошло более полутора тысяч лет, но актуальность этих слов ощутима, как никогда. Стремление к удовольствию, которое определяет характер существования современного человека, направлено на то, чтобы сделать его жизнь «яркой», «насыщенной» и «красивой». Этому особенно способствует индустрия развлечений, которая обещает реализовать все наши мечты, подкрепляя обещания красноречивыми изображениями «счастливых» семей и «здоровой» молодежи - девушек и успешных ребят - которые улыбаются с билбордов. Новизна переживаний, калейдоскоп впечатлений и хорошее настроение «гарантированно»! И это «работает», потому что мы искренне верим в то, что развлечения - неотъемлемая составляющая «полноценной» жизни, поскольку они создают ощущение наполненности и «реальности». В свою очередь производители развлечений успешно работают на психологию толпы: «хлеба и зрелищ», - кажется, именно эта философия преобладала в Древнем Риме - одной из самых развратных империй со времен существования человечества. Ассортимент развлечений, которые предлагает соответствующая индустрия, поражает своим продуманным разнообразием: парки развлечений, аттракционы, 4D кинотеатры, ночные клубы, игорные заведения, казино, - это далеко не все, что обеспечивает современный коммерческий досуг. Развлечения адаптированы к запросам публики (на чем постоянно акцентирует внимание реклама) и позволяют комфортно проводить время каждому: можно развлекаться семьями, можно с друзьями, можно в одиночку. Многие из них имеют комплексный характер - направлены на удовлетворение различных потребностей человека одновременно. В современных мультиплексах и боулинг-клубах всегда найдется что-то из алкогольных напитков и любимой пищи, а возможно - даже шут-аниматор, который организует досуг на любой вкус. Не важно, какими будут эти развлечения: главное - это режим «нон-стоп», при котором человек не задумывается ни о чем, а просто черпает наслаждения из внешнего мира. Вся индустрия развлечений нацеливает на пополнение «энергетических запасов» индивида из-за того, что позволяет ему чувствовать себя «счастливым». Неудивительно, что при этом он стремится изъять максимум удовольствий с сегодняшнего дня, не думая о дне грядущем. Причем часто речь идет вовсе не об отдыхе как таковой, а о стиле жизни: внутри «расслабленный», «положительный», бездумный ... Однако хуже всего, когда развлечения становятся не просто стилем жизни, а его смыслом. Так происходит, когда на месте, которое в человеке изначально отведено Богу, возникает пустота - духовная пустота, которую так или иначе приходится чем-то заполнять. С тех пор, как человек решил, что может обойтись без Бога, он стал постоянно скатываться в пропасть ницшеанского «Ничто», в мир, который обречен терять ценности - как божественные, так и человеческие, - констатирует совсем не христианский философ ХХ века Жиль Делез. Он видит в такой закономерности последствия нигилизма (отрицание всякого смысла и ценностей), который обусловил появление в мировоззренческой философии настроений недовольства, ужасной тоски, тревоги, вины, и привел к активному саморазрушению человека. Оказавшись с такими ощущениями один на один с Ничто, он вынужден подавлять его бегством в водоворот земных развлечений, которые и начали наполнять его жизнь -без- Бога «смыслом». Однако, при такой «замене» происходит непостижимое: то, что должно нейтрализовать духовный вакуум, порождает пропасть, которая в конце концов поглощает человека. На это обращал особое внимание преподобный Нил Сорский: «земные развлечения только заглушают скорбь, а не уничтожают ее» - как только они исчезают, она снова появляется, но начинает действовать с еще большей силой. Конечно, этого не почувствовать сразу, особенно, если жизнь вокруг кипит всеми красками лета. Однако, стоит какой-то проблеме вынырнуть на горизонте - внутренний баланс будет непременно нарушен. Развлечения, которые культивируют ценности, имеющие «срок годности», и незаметно делают человека охладевшим (понятие «любви к ближнему», «жертвенности», «милосердия» становятся просто «неуместными»), не помогут ничем. Если же человек живет жизнью духовной, во времена испытаний она срабатывает, как «подушка безопасности» - по крайней мере, удается сохранить равновесие. Несмотря на это найдутся те, кто посчитает, что в развлечениях нет ничего плохого. Нет. Если это не сливает тебя с толпой, если при этом тебе удается оставаться человеком и если это позволяет ВСЕГДА ПОМНИТЬ О ДУШЕ. Особенно вопиющей стала проблема развлечений ночного города - клубного отдыха и вечеринок, количество которых особенно увеличилось в летний период. Громкость, которая заглушает мысли, световые эффекты, «искажают» реальность, обостренные чувства, обычно усиленные алкоголем или экстази, граничная раскованность и коллективная эйфория, - то, что позволяет чувствовать себя «живым» и дает эмоции, которых большинство людей, на сегодня уже не способно получать от простых вещей. Такой отдых развивает страх перед тишиной и вызывает дискомфорт при малейшей попытке уединения. Если в эту среду попадает христианин - одно такое «пати» выбивает из духовной жизни надолго. Бесспорно, отдых с друзьями в ночном клубе и семейный поход в «Аквапарк» - это совершенно разные вещи. Однако, речь идет о другом: нежелание проживать жизнь «серьезно». Фестивали, сейшены, мастер-классы, тематические вечеринки, «хаус-пати» ... Их каждый раз больше, как и несчастных, скучающих людей, которые их посещают. Рефлексия или созерцательный образ жизни, на котором делали акцент святые, теперь вне спроса. В свое время гениальный Блез Паскаль сказал, что именно развлечения препятствуют тому, чтобы человек осмыслил себя и начал искать действенное средство для того, чтобы выйти из состояния скуки. Однако вместо этого мы выбираем то, что легче, и на первый взгляд результативнее - «отвлечься», «забыться», игнорируя тот факт, что такая «терапия» имеет временное действие и вызывает при этом стойкую зависимость. Человек уже не может чувствовать себя нормально без развлечений: его поглощают недовольство, депрессия, отчаяние, «устранение» которых постоянно требует увеличения «дозы». Следует осознать, что слишком большая тяга к развлечениям - это первый признак того, что с твоей духовной жизнью не все в порядке. Ведь человек, который живет осмысленно, стремится к внутренней собранности, концентрации, которые невозможны тогда, когда тебя поглощают прелести «большого мира». Невозможна в таком состоянии и молитва. Преподобный Макарий Великий, всю жизнь держал под контролем то, что могло повредить его духовному настрою, учил, что молитву обеспечивают «большое безмолвие» и душевный мир, а потому настаивал на необходимости внимания к помыслам. Это труднее, чем кажется на первый взгляд, однако «Царство Небесное силою берется» (Мф. 11:12). Можно как угодно относиться к этому, но этот факт неизменен: невозможно оказаться там, живя легко, «прекрасно» и весело. Особенно вызывает печаль активность развлекательной индустрии в нашей жизни сегодня. Когда Украина багриться от крови, ненависти и раздора, мы продолжаем бездумно прожигать наши жизни. Тогда, когда следует усилить молитву или хотя бы минимизировать все, что связано с чрезмерным весельем, мы предпочитаем существовать в том формате, к которому привыкли. Конечно, развлечения позволяют отмежевываться от реальности, в которую мы не хотим вписывать себя, однако от этого она не становится менее ужасной. А еще мы зависим от них больше, чем думаем: даже если не развлекаемся непосредственно, то приобщаемся к этому через мониторы, пересуды в частном общении или осуждающее отношение к другому. Развлечения - это «духовное» состояние всего общества, это вирус, которым поражены мы все. И единственная «вакцина», которая может обезвредить его действие, - Христос. Предчувствуя реакцию тех, кто упрекает православию излишней «аскезе», мрачности и социальной «отсталости»: никто не обязывает отказываться от всего, что приносит удовольствие, и «обесцвечивать» свою жизнь. Речь идет о том, что развлечения не должны замещать собой то, что делает жизнь человека содержательной, не должны толкать человека на грех и мешать ему помнить о Боге. Ученик преподобного Силуана Афонского, основатель одного из монастырей Англии (графство Эссекс) Архимандрит Софроний считал, что ЖИЗНЬ БЕЗ ХРИСТА безвкусная - она печальна и беспросветна. Этим должны руководствоваться те, кто называет себя христианами. Это должны осознать те, кто чувствует духовную пустоту и безрезультатно пытается заполнить ее тем, что предлагает современная развлекательная индустрия. В «Писаниях» преподобного Иоанна Кассиана Римлянина говорится, что грусть преодолевается не избеганием, а противоборством, которое включает в себя молитву, воздержание от пустословия, РАЗВЛЕЧЕНИЙ и осмысления бесполезности земных утех по сравнению с небесными благами, которые приготовил нам в Своем Царстве. ... Не особенно привлекательно (особенно, когда тебе «надцать») и как-то не совсем лестно (даже если тебе вдвое больше), но несомненно действенно. Об этом свидетельствует духовный «опыт» не только упомянутых святых, но и обычных мирян, которым удается правильно расставлять ценностные приоритеты. Каким будет твой - зависит только от тебя. uoj.org.ua | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |