11:42 Когда знания служат темноте, а когда свету | |||
О человеке, вместившем в себя всю мировую культуру.![]() Николай Сербский – человек, вместивший в себя всю мировую культуру и обогатившийся всей её красотой. Потому, когда он умножает свет, одновременно радуется и всем, кто шел по такому же пути до него. В этом Николай похож на Григория Богослова, для которого культура и творчество были колесницей, на которой истина может совершить путь в людское сердце, чтоб человек сказал, что отныне будет жить по-другому и благодать изменила его так, что он станет подобен свету. Три образования святого были для него тремя окнами в красоту, тремя способами увидеть разные грани истины и смысла. Он понимал, что об одном и том же предмете может сказать богослов, учёный, поэт, философ, мудрец, учёный, и они все раскроют разные грани понимания, хотя глубина их постижения может быть равной, подобно как 4 Евангелия оттеняют разные грани личности Христа, но ведь в каждом из нас истина лучится и растёт по- своему, оставаясь всё той же истиной. Мандельштам не похож на Уитмена, но их ведёт к восприятию подлинности тот же Дух. Равно как и Эйнштейн не Ньютон, но нам равно дорог и тот и другой, потому что в каждом неповторимость Духа раскрыта своим особенным образом. Из всей культуры он выбирал лучшее и созвучное, а оно бывает повсюду и касается всей подлинной красоты, даже если эта красота и родилась в языческом мире. Он-то знал, что красота невозможна без светлого касания Духа Святого, а потому для святого Николая не было вопроса оправдания культуры – он видел её как продолжение той богословский мысли, что умножать свет есть одно из назначений человека в бытии. Тихон Задонский пишет: «Ум, помрачённый похотью мира, не может вместить просвещенья Божьего». Не вмещает он и всего, что от Бога: красоту истинной поэзии, подлинность слов и дел и вообще всё то, что помазано Небом. Потому на настоящее и высокое спрос всегда не велик – оно-то прекрасно, но почти никто эту красоту не вмещает и не понимает её не будучи соприродным с ней. Потому мы так редко встречаем даже среди христиан понимание ценности и важности культуры и творчества. Впрочем, из мира вообще уходит почтение перед высотой и красотой, будь то красота поэзии или отношений между людьми. По этому поводу у Евгения Евтушенко есть замечательные строки: Сюда подходите, синьоры, – здесь продаются письма. Самые настоящие – видите штемпеля? Прошу не отклеивать марок, – читайте, не торопитесь... Писем на всех достаточно – целые штабеля. Пожалуйста, век восемнадцатый: «...Я буду вас ждать хоть вечность». Пожалуйста, век девятнадцатый: «...Я буду вас ждать хоть сто лет». А вот и двадцатый, синьоры: «...Чего ты всё крутишь и вертишь? Уже я потратил два вечера, а результата нет». А что давало сил самому святому Николаю жить предельной высотой и радоваться красоте? Такую силу ему давала Литургия в соединении с жизнью для других. Литургия всегда открывает, что мир – это сказка для добрых сердцем. Литургия даёт пережить всякий наш земной труд как неслыханное ликование сердца. Она возвращает нашим делам райское измерение умножения красоты, избавляя от всякой заботы о заработке. Так Муми-мама в «Волшебной зиме» проснувшись радуется, что гости всё съели, «значит не остались голодными». Литургия и сказка дают нам ощутить наши труды не иначе как умножением рая. Потому и для Николая труд был чем-то райским и светлым, ведь все его труды совершались им для Бога и для других, а это всегда даёт силы и вдохновение, ведь вдохновляет нас в конечном итоге любовь. Однажды Николай Сербский пришел во дворец сербского короля. В одном из залов дворца он встретился с молодым принцем и хотел его благословить, но принц смутился и счёл священническое благословение несовременным, а необходимый при этом поцелуй руки иерея и вовсе каким-то варварством. Святой Николай не стал его укорять и, добро улыбнувшись, прошел мимо. С тех пор минули годы. В Сербии воцарился коммунистический режим, старавшийся изгнать из страны всякое упоминания о христианстве. И принц, и святой Николай оказались в изгнании в эмиграции. И однажды где-то на западе они встретились снова. Уже немолодой бывший принц, который за эти годы под грузом выпавших ему страданий многое переосмыслил, упал на землю перед святым и стал целовать Николаю ноги. А старец вздохнул и сказал слова, которые могли бы стать афоризмом для всего XX века: «Эх, ваше высочество… Если бы вы тогда поцеловали мне руку, то не пришлось бы теперь целовать ноги». Всю жизнь Николай Сербский проводил лекции в разных странах: Сербии, Англии, США. Всё свободное время он посвящал занятиям наукой и литературному труду. Писал в разных жанрах и направлениях: от философских и богословских, до стихов. Часто писал несколько работ одновременно, и всё это проделывал с равной виртуозностью и красотой. Говорят, что после концерта Паганини некий потрясённый пианист сказал: «Хорошо, что я не скрипач», имея в виду, что после явления такой красоты он больше не смог бы играть на скрипке. Что-то подобное происходило и когда люди открывали для себя книги святого Николая. Его литературная гениальность была очевидна для всех, а обширность знаний поражала, ведь он имел несколько высших образований, обучаясь и в России, и в Швейцарии, и в Оксфорде. Время его обучения в Оксфорде – 1910-е годы. Это время удивительных преподавателей, время студенчества Толкина, светлые годы великого университета. Николай оканчивает философский факультет и много сил отдаст осмыслению мирового философского наследия в свете веры. Примечательно, что святой вовсе не собирался становиться священником, а желал именно этого всеобъемлющего познания. В Божьем мире познание – это радость, если только мы заняты им для того, чтоб ещё и ещё раз прикоснуться к свету. И Николай не ощущал древних философов умершими – они были его собеседниками и современниками его мысли. Одновременно святой читает мировую классику, и она становится ещё одним вечным поводом для его вдохновения. Как говорит Златоуст, всякая истинная мысль, всякая подлинная, сияющая евангелием строка, усваиваются нашей душой и делают её твёрдой в истине. А таких высоких строк много и в философии, и в литературе. Чего стоит одно только аристотелевское утверждение: «Счастливый конец никогда не может стать несчастным». В мировой культуре всегда много таких евангельских звёздочек, которые украшают собой бытие и являются зримым воплощением света Господня. И обо всей этой красоте святой пишет: «Он не допустит, чтобы погибло хоть одно доброе зерно в мире», имея в виду прежде всего людей, а потом и все те дела их, где обитает правда. Творения Николая грандиозны по охвату и проблематике. Чего бы он ни касался, то вначале возносился зрением к Небу, а потом оттуда смотрел на совершающееся на земле. Потому святой так смеялся над теми умниками, кто пытался понять ход истории пользуясь малой свечой своего разума, не прибегая к просвещению Духа и Евангелия. Святой Николай – ещё и пример того, что горячее сердце в сочетании с благодатью есть всегдашнее умножение света, то есть исполнение одного из наших на земле назначений. К сожалению, люди Церкви не так уж часто совершенствуют свои таланты, считая, что если речь идёт о Боге, то всё как-нибудь и само получится хорошо. Как будто Творец поощряет серость и лень, даже если те прикрыты ложным смирением, мол, «куда уж нам делать что-нибудь хорошо? Мы ведь так грешны...» А между тем Господь ждёт, что мы умножим свои таланты, то есть данными нам способностями умножим истину, свет и красоту вокруг себя. Но людям легче ничего такого не делать, жить «как все, потихоньку» да ещё и называть это смирением, словно Бог сотворил легионы ущербных душ, а не Своих дорогих и высоких детей. Об этом явлении писала ещё Эмили Дикинсон в стихе: Мы не знаем – как высоки – Пока не встаём во весь рост — Тогда – если мы верны чертежу – Головой достаём до звёзд. Обиходным бы стал Героизм – О котором Саги поём – Но мы сами ужимаем размер Из страха стать Королём. Священная тема сама по себе не может сделать текст высоким и причастным свету. Это возможно лишь тогда, когда подлинность живёт в сердце говорящего. И она, в сочетании с талантом, творит чудо новой красоты. Но это мало кто понимает. Но не таков святой Николай – человек, который каждый день трудился и как учёный и как писатель, и этот гуманитарный труд вырастал в невероятную красоту философских обобщений, как в его книге «Жатвы Господни», где он всю историю мира рассматривает как повод для Бога ввести человечество в рай. Торнтон Уайлдер отмечает, что «публика, для которой пишутся шедевры, обитает не на этой земле», потому что редко можно встретить читателя, чьё сердце было бы созвучно благодати и истине, звучащим в подлинной красоте. Николай уверен, что только больной человек может обвинять красоту Церкви, так как её святость слепит ему глаза. Все значимые обвинения относились и относятся только к тем искажениям, по которым люди часто существуют в Церкви, то есть эти обвинения направлены против того, что обвиняет и сама Церковь своими святыми, праведниками и Самим Богом. Сейчас у людей есть мотивирующие блокноты, коуч-менеджеры, репетиторы, гранты и доступ ко всем справочникам, картинам, нотам и библиотекам – и они не преуспевают в искусстве. А у Андерсена часто был клочок бумаги, свеча и подоконник в какой-нибудь старой гостинице, и он создавал шедевры, потому что совершал свой труд перед лицом Божиим. Добавим, что и Андерсен, и святой Николай в придачу ко всему были подвержены постоянным гонениям из-за разнообразных завистников и обидчиков, но искренне служили дорогому Христу. Людям было бы слишком трудно после Шекспира, Чуковского, Элиота или Фроста оправдать ничего не стоящую погоню за тем, «что есть, что пить и во что одеваться», и потому они предпочитают не касаться всей этой красоты вообще. Ведь услышав «раздай всё и следуй за Мной» нельзя, как говорил Достоевский, отдать служению истине всего два часа в воскресение, а потом идти умножать суету. Свет Господень существует для нас, только когда мы ему отвечаем и служим. Таков и святой Николай Сербский, удивительный человек, который написал за свою жизнь 15 живых и светлых томов и нигде ни разу не устал говорить об истине и красоте. И это потому, что подлинный автор, по выражению Олеси Николаевой, «далёк от суетного желания утвердить себя собой. Ему важно, чтоб прозвучала истина. А в первый или в сотый раз она повторяется – всё равно». Артем Перлик
pravlife.org | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |