00:03 Красота по-христиански | ||||
![]() Красота как свидетельство. Красота - это непосредственные доказательство присутствия Бога во Вселенной. Бог - Живописец, который творит мир, Художник, который создает прекрасное, Скульптор, который лепит совершенство. Об этом неоднократно говорили отцы Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Августин Блаженный. Именно Бог является создателем всего прекрасного, что представляет нам природа: «Его дело и красота, и правда Его пребывает вовек» (Пс.110: 3). Он является источником красоты, и Красота - это одно из Его имен. Дионисий Ареопагит говорил о сочетании Прекрасного с Добрым, и уверял, что из Этого возникает и существует все сущее. Пребывая в Прекрасном и Добре, оно возвращается в Добро и Прекрасное (О божественных именах 4, 10). Красота - это свойство Вселенной, которой Господь его наделил. Однако грехопадением человек нарушил эту красоту сначала в себе, а потом в мире, в который его принес. Своим распятием и воскресением Христос восстановил первозданную красоту мира, чтобы засвидетельствовать красоту Царства Небесного и вдохновить людей на жизнь в вере и благочестии. С тех пор настоящая красота (в любом формальном выражении) заряжает «светом», возвышает и приводит человека к Богу. На последнее обращал внимание преподобный Макарий Египетский, который считал, что внимание к прекрасному пробуждает душу. Тот, кого поразила и захватила любовь к красоте, становится пленником другого мира - мира Христа. Господь наделил человека способностью чувствовать прекрасное, и даже творить его. С начала в красоте виделось именно создание, а не разрушение. В ней как в проявлении Божественного является животворность и сила, которая может исцелять души и «лечить» сердца. Слова Федора Достоевского о спасительной способности красоты не противоречат тому, что не красота, а распятый и воскресший Христос является Спасителем мира. Ведь Он Сам воплощает совершенную, божественную красоту, истину и любовь. И русский классик знал об этом. Впрочем, красота имеет также земное измерение, которое чаще всего ассоциируется с человеческой телесностью - физиологическими проявлениями личности и красотой внешних форм. Красота как данность. Можно сколько угодно сопротивляться этому, быть «против», отклоняться, но мы зависим от телесной красоты больше, чем хотим это признавать. Телесная красота человека уже давно перестала быть просто объектом созерцания или эстетического наслаждения - мир приучил нас к мысли о возможности эксплуатировать ее и получать от нее максимальную пользу. Об этом известно мужчинам, известно об этом и женщинам. Даже те, кто выбирает «спасение души», знают, что живя, в нашем циничном, лицемерном мире, невозможно обойти определенный внешний стандарт - быть «красивым». И речь идет не столько о природных данных, сколько о способе подачи себя, манере выражения или «выживания». Над этим работают те, кого Господь одарил внешними прелестями, и те, кто получил от Него другие таланты, - каждый в своем «режиме». Особенно зависимы от такого «Стайла» мы, женщины. Русский философ Иван Ильин выдвинул тезис о том, что внешность человека - это не нечто окончательное, завершенное, а скорее «исходная точка», материал, над которым должна работать человеческая душа. Вылеплять тело «внутренней гармонией, добротой, достоинством, идейным богатством, силой характера, любящим сердцем и веселым нравом», которые должны струиться из глаз и облагораживать даже не самые привлекательные лица. Отталкиваясь от этого, Ильин «обязал» каждую женщину стать красивой - но ТОЛЬКО изнутри, добравшись до глубины, на которой «она будет слышать пение ангелов». Поэтично и где то созвучно христианскому идеалу женской красоты. В первой половине ХХ века эти слова философа должны ободрить и вдохновить многих женщин. ТОГДА этого было достаточно. Но не сейчас. Красота как проповедь. В 2007 году победительницей Всеукраинского конкурса красоты стала евангелистка Лика Роман. Таким нестандартным способом девушка решила сказать миру, что красивая, яркая девушка может быть «чистой» и не принимать добрачных отношений. Тогда Лика оказалась единственной конкурсанткой за всю историю «Мисс-Украина», которая отказалась сняться в откровенной фотосессии, хотя это было предусмотрено условиями контракта. В этом году Лика дала «деликатное» интервью Кате Осадчей, которая узнавала у незамужней девушки, продолжает ли она хранить девственность в свои 30-ть (!), Оставаясь верной принципам своей веры. Лика уверенно и легко сказала о том, что отступиться от этого - это изменить всем, что она исповедует в течение жизни, - чего же тогда будет стоить ее вера?
Святая Православная Церковь знает многих святых женщин, которые были «роскошными» извне, и при этом оставались образцами благочестия и чистоты. Вспомним, какой невероятной красавицей была великая княгиня Елизавета Федоровна, старшая сестра священномученицы Александры Романовой (кстати, также красивой женщины, мудрой жены и любящей мамы) и жена великого князя Сергея Александровича. По некоторым свидетельствам, красоту Елизаветы не удавалось точно воспроизвести ни одному художнику ее времени. Роскошные платья, украшения, прически, - это не помешало ей стать основательницей Марфо-Мариинской обители, получить звание уважаемого члена Императорской Казанской духовной академии и стать прославленной святой Православной Церкви. Бесспорно, это эксклюзивные женщины с незаурядными возможностями и такими же исключительными судьбами, однако, благодаря их примеру мы - православные христианки - можем воплощать наши «мечты», не забывая при этом того, чего ожидает от нас Господь.
Красота как жертва. Правда, следует сказать о тех красивых женщинах, которые переосмыслили значение земной привлекательности и навсегда отреклись от нее. Такой была легендарная святая Кассия Константинопольская - известная греческая красавица и талантливая поэтесса, которую хотел выбрать в жены будущий Византийский император с Аморрейской династии Феофил. Впервые, во время осмотра красивых, именитых и образованных невест, он обратился к девушке словами Иоанна Златоуста: «Через женщину вылилось на землю зло». И получил достойный ответ-отпор мудрой Кассии: «Но и из-за женщины бьют источники лучшего». Феофил смирился с отказом девушки, и выбрал другую, а святая впоследствии приняла постриг и стала невестой Христа. Она отказалась от всего, что могли ей принести ее внешние прелести, ради того, что «обещал» ей Сам Господь. Духовник Кассии Константинопольской преподобный Феодор Студит, одобрял то, что девушка предпочла Бога, а не «бренное благолепие», учил ее тому, что нет ничего прекраснее Христа, поэтому его красота должна ярко сиять в ее сердце.
Красота как доверие. Непростым «экзаменом» стала собственная красота для святой мученицы Иустины - новообращенной христианки, которая дала обет безбрачия. Она была настолько красивой, что невольно спровоцировала влюбленного в нее язычника Аглаида, сделать предложение которое отклонила, обратиться за помощью к языческому жрецу и могущественному колдуну Киприану (теперь священномученика). Он пытался склонить девушку к этому браку всеми известными ему магическими способами, призывая беды на нее, ее семью и жителей всего города Антиохии, где проживала девушка. Однако, молитва Иустины, ее особая аскеза и сила Божьего Имени разрушили все демонические козни Киприана, а его самого обратили к вере. Господь наделяет красотой, Он доверяет человеку и возлагает на него большую ответственность, потому что его внешняя привлекательность может стать значительным соблазном для многих. Затем следует осознавать все подступы и опасности, которые может «скрывать» красота. Женская красота не должна быть «демонической», «роковой» или «убийственной»: если она сознательно активирует грех, преподает «одержимость» и желание «обладать», это может обернуться непоправимыми последствиями прежде всего для нее самой. Поэтому несмотря на внешнюю красоту и все «вложения» в нее, должно быть незыблемое желание жить по заповедям Божьим и молитва, которая особенно украшает человека. Она умиротворяет и дарит несказанную радость, которая просветляет лицо и дает почувствовать настоящую красоту, о которой метко сказал российский символист Константин Бальмонт: Одна есть в мире красота - Любви, печали, отреченья, И добровольного мученья Нас распятого Христа. источник | ||||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |