20:40 О Царстве Божием | |||
![]() Напомню, что первые беседы наши были о том, как в целом евангелист Матфей изложил священное повествование о том, чему учил и что совершил Господь Иисус Христос. Говорили о том, как построено Евангелие, каков его план, последовательность повествования. Говорили о вводной части, в которой дается как бы общее содержание всего того, что впоследствии раскрывает евангелист Матфей. Говорили о той первой основной повествовательной части – учительной – о Нагорной проповеди, которая содержится в главах 5-й, 6-й и 7-й. И оставили на следующую беседу, то есть на сегодня, самую большую и, можно сказать, центральную, важную, важнейшую часть – учение о Царствии Божием, которое содержится в главах с 8-й по 25-ю. И поскольку год мы с вами завершаем этим последним воскресным богослужением, то я хотел бы и завершить коротко обзор Евангелия для того, чтобы на будущий год, Бог даст, оставить нам рассмотрение отдельных мест, которые требуют более глубокого в них проникновения. Итак, учение о Царствии Божием. Вы помните, я говорил вам, что вторая половина 4-й главы содержит как бы общую характеристику того, что совершил, ради чего пришел Господь в мир: и ходил Иисус по городам и селениям, уча и проповедуя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие, Царство Небесное» (см.: Мф. 4, 17). Евангелист Матфей в отличие от других евангелистов употребляет выражение «Царство Небесное», в то время, как и Марк, и Лука, и Иоанн, и апостолы в своих писаниях чаще употребляют «Царствие Божие». Почему? Да потому, что евангелист Матфей писал свое Евангелие для иудеев. А для иудеев, в их высокомерном представлении, земное царство и являлось тем именно Царством Бога на земле, и никакого другого быть не могло. И вот для того чтобы избежать с самого начала повествования двоемыслия, евангелист Матфей и употребляет тождественное выражение – Царство Небесное. Вспомним, как в молитве Господней, которую записал евангелист Матфей со слов Самого Спасителя, мы молимся: «Да приидет Царствие Твое»; но это Царство искомое, а не данное. И высокомерное мнение иудеев ветхозаветных, что они уже находятся в Царствии Божием, возможно было лишь в том случае, если они исполняли закон Божий. Но Господь о них сказал: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф. 23,13). Итак, учение о Царстве Небесном, о Царстве Божием является центральной и главной темой, существом благовестия Христова, чтобы восстановить некогда созданное и осуществленное в прародителях – Адаме и Еве – то Царство Божие, ради которого и созданы человек и весь мир. Как же проповедовал это учение Господь? Напомню, как удивлялись те, кто слушал Его, ибо учил Он не яко же книжники и фарисеи. Что это значит? Книжники и учители еврейского народа фарисеи учили по читанному, по усвоенному, по-книжному. Господь же говорил Сам, давая людям Новый Завет. И Господь по Своему Божественному слову не только учил, но и совершал, ибо, как говорили очевидцы и слушатели, никогда человек не учил, как этот Человек, о Царстве Божием, пришедшем в силе (см.: Мф. 7, 29; Мк. 9,1): то были не слова, не призывы, а осуществление делом. И потому евангелист Матфей 8-ю главу своего повествования посвящает этой теме. Я еще раз оговариваюсь, что главы – это позднейшее деление. Евангелист Матфей не разбивал свое повествование на эти рубрики, но мы уже привыкли их так употреблять, чтобы удобно было цитировать. Итак, 8-я глава о Царствии Божием. Начинается она с чуда. И дальше идут подряд несколько чудес: исцеление прокаженных, исцеление бесноватых, исцеление тещи апостола Петра, затем исцеление дочери начальника синагоги, исцеление слуги сотника – исцеления, чудеса, изгнания бесов. Для чего? Да, для грешного, для слабого человека, прежде всего, нужно доказательство того, что слово и дело неразделимы. Много было учителей в израильском народе, но часто многие из них оставались только словесными учителями. И вот потому в последних главах, в последних обличительных речах Господь говорит: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, потому что вы возлагаете на людей бремена тяжелые и неудобоносимые; сами же не хотите поддержать хотя бы пальцем тяжесть их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, ибо вы сами вожди безумные и слепые! А что получится, если слепой ведет слепого? Не оба ли упадут в яму (см.: Мф. 23, 13-33)? Итак, то, что проповедовал Господь, и то, что записали святые апостолы, было осуществлением Его благовестия, ибо Царство Божие явилось в силе. Первое, на что обращает наше внимание в своем повествовании евангелист Матфей, это то, что слова Господни были неразделимы с делом. Напомню вам такой острый момент. Когда Христос в субботу исцелил человека с парализованной рукой и когда книжники и фарисеи, лицемеры, возроптали на Него за нарушение правила субботы («ничегонеделания»), Господь сказал им: лицемеры, вы запрещаете труд в субботу, а разве вы не нарушаете этого запрета ради ваших житейских нужд: отвязываете вола и осла и ведете напоить водой? Здесь же мог находиться и Закхей, начальник мытарей (которому Христос сказал, что и он – сын Авраамов) (см.: Лк. 19, 9), и женщина, которая была исцелена в субботу. Таким образом, Господь свидетельствует о Себе, говоря, что Сын Человеческий – господин субботы (Мф. 12, 8); Он утверждает Царство Божие Своим учением и деяниями; вот – новый закон, согласно которому все должно быть подчинено не мертвящей букве, а благу человека. Второе, на что обращает внимание евангелист Матфей, – это исцеление расслабленного. Тот много лет страдал параличом и не мог ни подняться, ни позаботиться о себе. Близкие его, узнав, что чудотворец Иисус из Назарета находится в доме, взяли расслабленного на подстилке войлочной, на которой он лежал, втащили его на крышу (потому что через дверь пройти было невозможно) и через проделанное ими отверстие в кровле (она состояла из глины, камешков, прутьев, толченой травы) спустили подстилку с больным в дом. И Господь исцелил его со словами: Чадо, прощаются тебе грехи твои (Мф. 9, 2); возьми постель твою, и иди (Мф. 9, 6). И вот тогда зароптали на него эти мнимые праведники. «Как это так: человек, и вдруг он говорит: прощаются тебе грехи твои. Как может человек прощать грехи?» И Господь сказал им: «Лицемеры, что проще сказать расслабленному: прощаются грехи или поднимись и иди? Ни то, ни другое не в вашей силе, но Я избрал именно это – сказать прощаются грехи, и потому встань. Вы знали, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи, что Я не чудотворец только». Я расширяю слова Господа, что Он не только чудотворец и исцелитель, но и имеет власть прощать грехи. И это второе, что евангелист Матфей побуждает нас усвоить в строках этого повествования: что осуществление Царства Божия непосредственно связано с другим духовным действием – прощением грехов, исцелением человека, прежде всего внутреннего, а потом уже, как следствие, внешнего. Итак, мы утверждаем, что Царство Божие пришло в силе, Царство Божие осуществлялось и в словах, и в делах Господа Иисуса Христа, Царство Божие было связано непосредственно с исцелением душевного устроения человека. Далее, когда вы будете читать, обратите внимание на то, как евангелист Матфей очень последовательно развивает свое изложение учения Спасителя после призвания Господом двенадцати учеников. В этом тоже особый и значительный смысл. Ранее Господь, подобно сеятелю, сеял зерна учения, щедро рассыпал Слово Божие. И вокруг Него собралось множество парода. Он накормил тысячи людей немногими хлебами. Он наставлял учеников, чтобы послать их на проповедь, со словами: идите и проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф. 10, 7-8). Он передает уже Свою силу ученикам: бесов изгоняйте, но ничего не берите за это – даром приняли, даром и раздавайте. Итак, двенадцать учеников, названных апостолами (что по-гречески значит «посланники»), отправились с проповедью. Они пришли и радостно говорят: «Господи, по имени Твоему, только произносимому, и бесы нам повинуются». Христос им сказал: «Этому ли вы радуетесь, внешнему эффекту? Нет, радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Значит, не только сила, не только убедительные очевидные свидетельства дороги для тех, кто вступает в Царство Небесное. Важно то, что человек, таким образом, приобщается к Богу, действительно становится членом, гражданином, частью этого Царства. И после этого Господь спрашивает их: «Ну, вот вы ходили по городам и поселкам, вы слышали мнение и обо Мне, и о себе; за кого же считают Меня, за кого принимают Меня люди?» Ученики, смутившись, отвечают: «Да по-разному: одни говорят, что Ты – Илия или кто-нибудь из древних пророков». – «А вы?» Еще большее смущение овладело учениками, они еще не отрешились от древнего иудейского представления, они ждали Мессию в славе, в величии, в блеске. А тут перед ними такой же, как и они, изможденный трудом, переходами, бессонными ночами их Учитель. И тогда Петр, старший по возрасту из первопризванных учеников, воскликнул: «Учитель! Ты – Христос, Который был нам обещан». И Господь ему сказал: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не ты это сказал, но Отец Небесный внушил тебе эту мысль, это исповедание. И Я тебе скажу в ответ на это исповедание, которое ты произнес по внушению Отца Небесного, что на этом исповедании, на камне веры, создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Ты же назван будешь Петром, ты – часть этой каменной скалы» (см.: Мф. 16, 17-18). Так совершилось первое исповедание Иисуса Христа Сыном Божиим и первое Его утверждение, что Церковь Божия, как осуществление Царства Небесного, пришедшего в силе, утверждает новый порядок жизни, и новый мир, и новые отношения между людьми. И этот порядок нерушим и вечен, ибо нет силы, которая могла бы прекратить существование Церкви. Мысль апостола Матфея постепенно возводит нас к изумлению от величия того, что происходит. Поистине, евангелист Матфей был глубокий и духовно опытный педагог. Он говорит людям о том, что более всего их убеждает и поражает, – о силе Царства Небесного. Начиная с 13-й главы, он раскрывает, что же такое Царство Божие, Царство Небесное. Разве это сила и мощь, которая все сокрушает, сметая все на своем пути, вербуя себе сторонников, создавая из них какое-то избранное отдельное общество? Нет. В 13-й главе, которая называется у богословов «главою притч», раскрывается тайна Царства Небесного. Царство Небесное, – говорит Господь ученикам, – подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 31-32). Это горчичное дерево на Востоке подобно по плодам нашему кавказскому инжиру, но инжир – дерево сравнительно небольшое, а горчичное дерево по кроне, по силе, по своему размеру подобно развесистым дубам с широкой кроной, только семечко у них маленькое. Господь далее постепенно раскрывает, что же есть Царство Божие. Он сравнивает Царство Божие с закваской, которую женщина, взяв маленькую часть, кладет в сосуд с мукой, и тесто вскисает, и получается хлеб. Он уподобляет Царство Божие сокровищу, скрытому на поле, морскому неводу, книжной сокровищнице; но преобладает все же образ прорастающего семени, из которого таинственно вырастает колосящаяся пшеница. Таким образом, Царство Божие – это не физическая сила и не внешнее могущество, а внутренний органический рост, который становится доступен человеку, когда он трудится. Многие из нас видели на лубочных картинках сеющего человека, который идет с лукошком по взрыхленной пашне, бросая веером семена. Это своего рода иллюстрация к глубокомысленной евангельской притче о сеятеле, рассказанной Господом. Одно из семян попадает на камень или на каменистую почву; солнце пригревает, оно быстро проклевывается – и тут же погибает, потому что не имеет корня. Другое падает при дороге, где всегда летают птицы, склевывая все то, что оставляют путешественники; и это семя тоже погибает. Третье попадает в сорную траву, которая растет быстрее и сильнее, – и сорняки заглушают робкий росток. Когда же семя попадает в рыхлую влажную борозду, оно приносит плод и в сто, и в тридцать, и в пятьдесят крат, в зависимости от плодоносности почвы. И когда ученики, тогда еще мало подготовленные к проповеди, просили раскрыть смысл притчи, Христос им объяснил. Каменистая почва – это жестокое сердце, которое гордо воспринимает все и не принимает чужого мнения. Семя, упавшее при дороге, – это человек рассеянный, живущий многими заботами, второстепенными увлечениями. Приходит враг и похищает это посеянное семя. Семя, посеянное среди сорняков, – это грешное сердце, в котором так много всякой нечисти, что попавшее туда доброе семя заглушается очень быстро и гибнет. А семя, попавшее на благодатную почву, – это человек с сердцем добрым и благим, который воспринимает спасительную весть евангельскую и приносит плод в терпении. Вот что важно, что особенно дорого нам. Господь не только показал силу Царства Небесного и вечность Церкви. Он указал, что не нужно обольщаться внешними знаками, не надо искать каких-то видимых удостоверений и знамений, чтобы тотчас по нашей молитве (как было обещано тем, кто имеет даже малое зерно веры) могли совершаться чудеса. Чудесный плод созидается в терпении сердцем добрым и благим. Вот в чем величие тайны Царствия Божия. И слава, и могущество человеческие временны, они проходят. Но сердце доброе и совершенное, сердце благовоспитанное, через трудолюбие духовное усовершенствованное до высокой степени, – такое сердце приносит достойный плод, приводит человека к Царству Небесному. Не силой и властью, не могуществом и блеском внешним – достойный плод созидается в терпении. Перед крестными страданиями Господь произносит еще несколько речей, посвященных Царству Небесному, Царству Божию. Почему? Это речи, предупреждающие учеников. В этих беседах Христос обличает фарисеев и лицемеров: горе вам, что вы учите, не усваивая это жизнью. Он укрепляет учеников в вере Своим личным примером и явлением благодатной силы. Возвращаясь утром после ночной молитвы, Господь был голоден и подошел к смоковнице, на которой должны были висеть прошлогодние плоды (см.: Мф. 21,19-21; Мк. 11, 20-23). Кто бывал в Крыму, знает, что инжир на голых ветвях сохраняет свои плоды; распускаются новые листья, а прошлогодние плоды еще висят. И вот подходит Он к смоковнице, чтобы найти прошлогодний (увядший, но еще сладкий) плод, а на ней нет ничего, только пышная листва. И тогда Господь изрек: отныне да не будет на тебе плода никогда. Конечно, Христос не хотел «наказать» это древо. Он лишь хотел показать ученикам, что слово Его и дело неразделимы, что бесплодное дерево недостойно жизни, что только тот, кто плод творит в терпении, тот приносит плод для спасения. И дальше Господь продолжает предупреждать. Вспомним притчу о десяти девах (см.: Мф. 25, 1-13). Десять дев были высланы навстречу жениху, чтобы светильниками осветить ему дом брачного пира. Жених запоздал, вовремя не приехал. И эти девы, участницы праздничного торжества, как были в белых одеждах, в венках, со своими светильниками и лампадами, так и уснули, устроившись где-то у порога дома или у кустов, окружающих дом. Но пять из них оказались мудрыми и запасливыми. Они предусмотрительно взяли с собой по пузыречку масла (глупым и ленивым было все равно). Девы спали, а светильники горели. И вдруг в полночь в темноте раздался крик: «Жених, жених едет!» Встали мудрые девы, оправили свои светильники, подлили в них масла – и те вспыхнули ярким пламенем... А глупые говорят: «Слушайте-ка, у нас угасают светильники, коптить начинают; дайте нам масла вашего». – «Нет уж, – отвечают им мудрые девы, – если мы вам дадим, ни нам, ни вам недостанет на весь брачный пир; идите за маслом, пока еще не закрыты лавки». Но пока те ходили, пока купили и принесли, оказались закрыты двери брачного дома. Итак, сердцем добрым и благим совершаются добрые дела, они приносят плод в терпении, бесплодная смоковница подлежит уничтожению. Ленивый и лукавый раб не войдет в Царство Небесное. Об этом сказано в притче о талантах. Хозяин, уходя из дома, оставил слугам (можно сказать, дал взаймы) для приумножения богатства таланты (слитки серебра или несколько пригоршней монет); одному слуге – пять, другому – два, третьему – один (см.: Мф. 25, 14-30). Те, которым хозяин дал пять и два таланта, приумножили их, запустив деньги в оборот; они принесли хозяину прибыль. А тот, который получил один талант, проявил нерадивость – спрятал его, опасаясь растратить и оказаться с голыми руками. Вернувшись, хозяин наградил двух слуг за предприимчивость, приумножившую его достояние. Нерадивый же слуга, возвративший хозяину свой единственный оставшийся под спудом талант, был наказан хозяином. Другую притчу, подобную этой, о разумном домоправителе, рассказанную евангелистом Лукой, Господь заключает следующими словами: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много (Лк. 12, 47). Итак, пусть эти слова послужат и для нас, братья и сестры, предупреждением. Мы все (кто от рождения, кто в зрелом возрасте), придя в Церковь, знаем волю Господа, Который ждет от нас сердца доброго и благого; Он ждет, что мы будем плод творить в терпении, что мы приумножим дар, который получили от Бога, – дар Святого Духа. А если кто ленится и не приносит плодов, тому будет худо. Этими притчами завершается важный раздел, который мы называем учением о Царстве Божием. Далее следуют евангельские главы (26-27), повествующие о крестных страданиях Господа, Который принес Себя в Жертву; Он не только учил, но и делом подтвердил справедливость Своего учения. О страданиях мы говорим часто, и на Пассии, поэтому я не стану останавливать ваше внимание на пересказе этих событий: ни о Тайной Вечере, ни о суде во дворе первосвященника, ни о суде у Пилата. Не буду сейчас говорить и о Воскресении Христовом – краеугольном камне нашей веры и нашей жизни. Кратко коснусь 28-й главы, которой завершается Евангелие от Матфея. Ангел Господень возвещает женам-мироносицам о Воскресении Спасителя, сопровождая эту весть призывом: скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите (Мф. 28, 7). Затем Сам Господь является мироносицам: Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не боитесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28, 9-10). Пришло время проститься Господу со Своими учениками. Событие это совершилось на горе Елеонской. Сейчас там стоит на вершине горы русский монастырь, у которого самая высокая колокольня во всей Святой Земле. На колокольне этой висит колокол, пожертвованный из России и поднятый руками богомольцев на высокую крутизну без дороги по тропинкам. И вот одиннадцать учеников в последний раз получают благословение от Христа перед Вознесением Его с Елеонской горы. Он благословил их со словами: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 18-20). Аминь. Вот этими словами я и закончу. 27 декабря 1987 года Источник: Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Свет памяти: Слова, беседы и статьи / Ред.-сост. В.А. Никитин; предисл. Е.М. Яковлевой. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 287-296. ПРИМЕЧАНИЕ: [*] Приводится одна из бесед митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, 1926-2003), проводимых им в разные годы с прихожанами храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве. Беседы совершались после воскресного вечернего богослужения с пением акафиста пред святыней храма – чудотворной иконой Божией Матери «Взыскание погибших». STSL.Ru | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |