00:01 О Церкви, исцелении и мании оздоровления | |||
![]() Но и некоторым православным эти поветрия не чужды. Народной религиозности вообще свойственно определенное доверие к различным нетрадиционным лечебным практикам на фоне настороженного отношения к «официальной» медицине. Это обусловлено тем, что народная вера, если ее постоянно не направлять в церковное русло, начинает направленно дрейфовать в сторону магии, шаманизма и язычества. И призрак язычества тут маячит совсем не случайно. Стоит ли напоминать, что «язык» на церковнославянском означает именно «народ»? С другой стороны, распространенное стремление своеобразно «лечиться» при помощи Церкви. В некоторых случаях эта практика так же мало отличается от магизма. Кто-то, например, употребляет в пищу вещи, не очень-то подходящие для пищеварения: т. н. херувимский ладан (огарки ладана, находящегося в кадиле, которым диакон совершал каждение во время Херувимской песни) или землю с могилы какого-либо подвижника, огарки свечей и т. д. Конечно, всякое может быть и эффект плацебо никто не отменял. Но перегоревшая смола, особенно вперемешку с продуктами парфюмерного производства (каковыми чаще всего оказывается недорогой ладан), и прочее вряд ли будут способствовать улучшению здоровья. ![]() Еще вспомним, как десятилетиями ранее домохозяйки, желая оздоровиться, «заряжали» банки с водой от пассов экстрасенсов перед телевизором. Теперь они же на Крещение и Пасху бегут к ближайшему храму с многолитровыми банками за святой водой с той же мотивацией. При этом чаще всего, кроме этих дней, в храм такие возжелатели редко заглядывают, да и в данной ситуации в него не заходят, а ожидают «благодати» снаружи со своими банками. Грубо говоря, они одно «колдунство» сменили на другое. Ведь в их сознании Церковь по своим функциям мало чем отличается от любого экстрасенса. Для таких людей Церковь – не путь к Богу, а источник дармовой благодати. Но бывает и так, что в качестве лекарства выбираются Таинства Церкви. В церковной и околоцерковной среде иногда можно услышать следующие пассажи: «Страдаете гипертонией – сходите в церковь, исповедуйтесь, покайтесь, с хорошим священником про свою жизнь духовную побеседуйте, совета спросите» и т. п. ![]() Даже Таинство Соборования, при котором непосредственно призывается благодать Божья для исцеления именно телесных недугов, в первую очередь направлено на прощение грехов: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15). В Евангелии сам Господь, излечивая страждущих, не говорит «Исцеляю тебя», но «Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5) или «Теперь ты здоров, так вот – впредь не греши» (Ин 5:14). К тому же всегда следует понимать, что телесное здоровье в нашей земной жизни вовсе не является обязательным качеством верующего человека. Многие великие святые, в том числе Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, Паисий Величковский и др. при жизни страдали различными недугами. Для многих людей телесные болезни являются своеобразным «сдерживающим фактором», который не позволяет поддаться страстям тщеславия и гордыни. ![]() Конечно, все сказанное не значит, что лечиться «грешно» или что врачи не нужны (вспомним профессиональных лекарей, причисленных к лику святых – прежде всего свт. Луку (Войно-Ясенецкого)) – в данном случае, как и во всем в жизни, нужно правильно расставлять приоритеты. Разумеется, церковные Таинства и обряды могут способствовать в той или иной мере телесному или душевному здоровью: исповедь, например, имеет психотерапевтический эффект и помогает в лечении психосоматических расстройств. Но цель исповеди прежде всего раскаяние в содеянных грехах и примирение с Господом. Всегда нужно помнить главное: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Дмитрий Марченко
pravlife.org | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |