12:02 Пленение Креста Господня и его возвращение в Иерусалим | |||
Публикация фрагмента книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня публикуем отрывок о событиях пленения персами этой святыни и возвращения ее императором Ираклием в Иерусалим, которые также вспоминаются в этот день. Император Ираклий взошел на престол в 610 году в разгар войны ромеев с сасанидским Ираном. В ходе этой войны ромеи терпели неудачи: персы успешно действовали в Сирии, города которой один за другим переходили под их контроль. Весной 614 года после 20-дневной осады пал Иерусалим. Построенный святой Еленой храм Гроба Господня был сожжен, а Животворящий Крест вывезен в Ктесифон. Шах Хосров передал Крест одной из своих жен Ширин, которая была христианкой, и она распорядилась поместить его во дворце. Хранившаяся в храме Гроба Господня Губка была доставлена в Константинополь и выставлена там в Святой Софии для поклонения 14 сентября 614 года. Полтора месяца спустя в столицу прибыла другая святыня из числа орудий страстей Спасителя – Копие, отправленное туда по распоряжению шаха.
За падением святого города последовал погром христиан, учиненный местными иудеями, действовавшими под покровительством персидского гарнизона. Патриарх Иерусалимский Захария был вместе с тысячами других пленников отправлен в Персию. Многие из христиан Иерусалима и других городов Палестины бежали в Египет, где о них позаботился патриарх Александрийский святой Иоанн Милостивый. Между тем Ираклий не смирился с поражением и не утратил надежду возвратить в лоно империи утраченные провинции. В течение весны и лета 622 года он проводил военные учения, одновременно погрузившись в книжное изучение военной теории, разрабатывая стратегию войны и оттачивая приемы боевой тактики, а осенью он повел армию в Каппадокию и там нанес персам, которыми командовал их лучший полководец Шахрбараз, поражение, вынудив их уйти из понтийских провинций в Армению. Зиму войска Ираклия провели в Каппадокии и Понте, в то время как сам император находился в столице, принимая меры к укреплению ее гарнизона на случай вероломного нападения со стороны аваров. Перед возобновлением военных действий Ираклий направил шаху Хосрову послание, в котором предлагал заключить мир, но на свое предложение он получил сохранившийся в «Истории» армянского писателя Себеоса высокомерный и оскорбительный ответ, исполненный разнузданного кощунства: «Любимый богами господин и царь всей земли, рождение великого Ормузда, Хосров – Ираклу, несмышленому и негодному рабу нашему. Не желая отправлять мне рабскую службу, ты называешь себя господином и царем… Собрав разбойничьи войска, ты не даешь мне покоя. Разве я не истребил греков? Ты говоришь, что уповаешь на своего Бога. Почему Он не спас Кесарии, Иерусалима и великой Александрии из рук моих? Неужели ты и теперь не знаешь, что я подчинил себе море и сушу? Разве я теперь не могу подкопать Константинополь? Но я отпускаю тебе все твои преступления. Возьми жену свою и детей и приди сюда. Я дам тебе поля, сад и оливковые деревья… Да не обманет вас тщетная надежда ваша – Христос, Который не мог спасти Себя от иудеев, и они убили Его, распяв на кресте. Как же Он избавит тебя от рук моих? Если ты сойдешь в бездны моря, я протяну руку и схвачу тебя, и тогда ты увидишь меня таким, каким бы не желал видеть»[1]. Весной 623 года Ираклий вернулся к войскам и повел их в Армению. Под ударами ромеев один за другим пали занятые персами Двин и Нахичеван. Затем император двинул армию в Атропатену, расположенную на севере древней Мидии, штурмом взял столицу этой сатрапии Ганзаку, разрушив в отмщение за Иерусалим и похищенный персами Крест находившийся в этом городе грандиозный зороастрийский храм, почитавшийся персами за великую святыню. Чтобы переломить ход войны, Хосров приказал армиям Шахина и Шахрбараза соединиться и действовать совместно против ромеев. Ввиду явного превосходства в силах противника Ираклий уклонился от генерального сражения и увел войска на север, в принадлежавшую Персии кавказскую Албанию, захватил ее столицу Партав и перезимовал там. Весной и летом 624 года главным театром боевых действий стали Албания и Персоармения. На стороне Ираклия сражались грузины, абхазы, лазы, в то время как местные христиане-монофизиты – персоармяне и албанцы – в массе своей сохраняли верность своему верховному правителю Хосрову. Иранские войска превосходили числом армию ромеев, и когда ей стало угрожать окружение, Ираклий дал приказ к отступлению. Он повел армию через Сюнник, мимо озера Ван в Каппадокию, откуда в свое время и начал поход. Там армия разместилась на зимние квартиры. Первый поход Ираклия против персов закончился без победного результата, но император не пал духом и готовил армию к продолжению войны. Ранней весной 626 года персы перешли в контрнаступление: часть армии под командованием Шахина возобновила боевые действия против ромеев в сердце Малой Азии, а другие войска во главе с Шахрбаразом двинулись на Константинополь. Угроза падения имперской столицы была особенно велика, потому что одновременно с персами со стороны Балкан Константинополь был атакован и осажден аварами, которые привели с собой славян и гепидов. Перед лицом смертельной угрозы горожане собирались в церквях на молитву. Патриарх Сергий совершал каждодневные богослужения, возглавлял крестные ходы, произносил проповеди, в которых призывал народ к усердной молитве о спасении города и империи. Воины гарнизона мужественно сражались, успешно отбивая все попытки штурмовать столичные стены. Многочисленные лодки славян – моноксилы, или однодеревки, – заполонили Босфор и прибрежные воды Мраморного моря: цепь, запиравшая вход в Золотой Рог, препятствовала им войти в этот залив, а несравненно более мощный и профессиональный флот ромеев опрокидывал и топил эти утлые суденышки. Авары вынуждены были снять осаду и отступить. Тогда в Константинополе составлен был, возможно самим патриархом Сергием, благодарственный гимн Божией Матери, защитившей Свой город: «Взбранной Воеводе победительная». Это песнопение впервые было спето вместе с акафистом Богородице, ранее составленным Романом Сладкопевцем, 6 августа 626 года.
Реакцией Ираклия на заключение союза Хосрова с аварами стали переговоры посланца императора Андрея с ябгу-каганом западных тюркютов Мохо-шадом о совместных действиях против персов. Андрей сумел заинтересовать тюркютов перспективой грабежей во владениях шаха. На обратном пути императорского посла сопровождал отряд из 1000 тюркютских всадников, которые с боями против персидских гарнизонов прорвались через Дербентские ворота в Закавказье, прошли через земли грузин и лазов и прибыли в ставку Ираклия, которая в ту пору находилась в Трапезунде. Император продолжил переговоры с посланцами ябгу-кагана, результатом которых стало заключение союза. В конце 626 года полчище тюркютов, в котором преобладали подчинившиеся потомкам Ашина хазары, так что и сама эта орда в византийских источниках нередко именуется хазарской, двинулась по берегу Каспия на юг, в Закавказье. На их пути находился защищенный горным рельефом и целой системой крепостных стен Дербент, или Чор. И все же город пал под ударом орды, союзной ромеям. Об ужасах, пережитых его обитателями, красноречиво писал автор «Истории агван» Моисей Каланкатуйский: «Видя страшную опасность со стороны безобразной, гнусной, широколицей, безресничной толпы (монголоидные черты завоевателей шокировали горожан. – прот. В.Ц.), которая в образе женщин с распущенными волосами устремилась на них, содрогание овладело жителями; при виде метких и сильных стрелков, которые как бы сильным градом одождили их и как хищные волки… бросились на них и беспощадно перерезали их на улицах и площадях города… они не жалобились и сердце их не сжималось при виде мальчиков, обнимавших зарезанных матерей»[3]. Слух об истреблении жителей захваченного варварами Чора ужаснул жителей Кавказской Албании, и многие из них бежали из родных селений в гористый Арцах, населенный армянами, надеясь обрести там укрытие. Затем тюркюты и ромеи с двух сторон – одни с востока, а другие с запада, из Лазики, – подошли к Тбилиси. Рассказывая о встрече союзников, Феофан Исповедник писал, что ябгу-каган, увидев Ираклия, «подъехал к нему, целовал его в плечи и поклонился ему в виду персов, смотревших из города Тифлиса»[4]. Началась затянувшаяся осада города, который защищали грузины под предводительством своего царя Стефана, признавшего себя данником шаха, и отряд персов из 1000 отборных воинов. Глумясь над наружностью ябгу-кагана, защитники города, по рассказу Моисея Каланкатуйского, выставили на стене напоказ его карикатурное изображение в виде тыквы размером «аршин в ширину и аршин в длину, вместо ресниц – несколько отрезанных ветвей, место бороды оставили безобразно голым, на месте носа – ноздри шириной в локоть, редкие волосы на усах… Они… кричали: вот царь, государь ваш… поклонитесь ему, это джебукаган. И взяв в руки копья, кололи и пронзали тыкву»[5]. Взять Тбилиси не удалось, и ябгу-каган, предоставив в распоряжение Ираклия 40 тысяч воинов, увел остальную орду на север, в степные кочевья. Вскоре после этого император, оставив для продолжения осады часть стратиотов, повел основные силы вместе с союзниками тюркютами на юг. Утомленные тяготами похода, тюркюты вскоре ушли в свои степи. В начале декабря 627 года ромеи осадили Ниневию. Персидские войска шли следом за ними и настигли противника у стен этого древнего города. 12 декабря дано было генеральное сражение, победу в котором одержал Ираклий, – в битве пали командующий персидской армией Рахзад, а войско было перебито и рассеяно. Одержав блистательную победу, Ираклий повел свою армию на столицу персов Ктесифон, по пути разрушив резиденцию Хосрова в Дастагерде, вблизи современного Багдада, спешно покинутую шахом. Но под Ктесифоном императора ожидали свежие силы противника. Ираклий не решился атаковать их и повернул в сторону Атропатены. Во время отступления до него дошла весть о государственном перевороте в персидской столице: шах Хосров Парвиз был свергнут и убит, на престол взошел его сын Кавад Широе, который незамедлительно направил послов в ставку Ираклия.
Между тем, процарствовав восемь месяцев, Кавад Широе заболел и скончался. Перед смертью он обратился к Ираклию с письмом, в котором просил его о покровительстве своему малолетнему сыну и наследнику Ардаширу: «Как ваш Бог был вручен старцу Симеону, так я отдаю в твои руки раба твоего, моего сына. Пусть Бог, Которому ты поклоняешься, будет свидетелем того, как ты с ним поступишь»[7]. 8 апреля 629 года, возложив командование войсками, расквартированными на востоке, на своего брата Феодора, Ираклий отправился в столицу. На азиатском берегу Босфора, в Иерии, близ Халкидона, его торжественно встречали патриарх Сергий, сенат, духовенство и народ, приветствовавший его ветвями маслин, зажженными светильниками, благодарственными молитвенными песнопениями. Несколько дней спустя состоялся торжественный въезд победоносного императора в Константинополь. Он проследовал в Святую Софию по Месе через Золотые ворота на колеснице, в которую запряжены были четыре слона. На играх, которые даны были в честь триумфального завершения войны с персами на ипподроме, раздавались щедрые подарки воинам и народу. Конфискованные в Персии денежные средства радикально поправили финансовое положение государства, и император смог щедро возместить Церкви и частным кредиторам позаимствованные у них деньги.
В феврале 630 года Ираклий снова отправился на Восток, чтобы наладить управление на территориях, переданных ромеям Персией, и чтобы позаботиться о возвращении все еще остававшегося в плену Животворящего Креста Господня. По требованию императора Крест был доставлен из Ктесифона в Иераполь, куда прибыл Ираклий. Его дальнейший путь с Крестом шел через Берою (Алеппо), Эмесу, Дамаск, Тивериаду, куда к нему пришли посланцы от иудеев из всех городов Галии. «Они поднесли ему богатые дары и просили предать забвению их вины в прошлом, а в обеспечение от мести христиан выдать им грамоту. Ираклий внял их просьбам и выдал грамоту, скрепив ее печатью и клятвой»[9].
Установленный ранее праздник в честь Воздвижения Креста Господня с тех пор стал также днем памяти и о возвращении Животворящего Креста в Святой Город.
[2] Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта // Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта; Приск Панийский. Сказания. Рязань, 2005. С. 274–275. [4] Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 275. [6] Цит. по: Кулаковский Ю.А. История Византии. Т. 3. СПб., 2004. С. 94. [8] См.: Острогорский Георгий. История Византийского государства. М., 2011. С. 157. Прим. 2. [10] Себеос. История императора Иракла. С. 111. Читайте также: Об истории праздника, его смыслах и традициях, читайте подборку специальных материалов сайта. | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |