Крест – главный символ Христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Крест является символом жертвенной любви всеблагого Бога к падшим людям, всепобеждающим духовным оружием христиан, основанием и средоточием церковной жизни.
Крест — символ победы жертвенной любви над злом и насилием.
Далёким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – ибо Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями искупил нас от древнего греха и даровал нам жизнь вечную.
Крест Христов, который каждый православный христианин, получив при крещении, носит всю жизнь, есть символ нашего спасения, оружие духовной борьбы, символ исповедания веры.
...
Читать дальше »
|
Смысл, традиции и история праздника
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
— праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.
Что такое Воздвижение Креста Господня
Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.
Как пишет Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.
...
Читать дальше »
|
Публикация фрагмента книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня публикуем отрывок о событиях пленения персами этой святыни и возвращения ее императором Ираклием в Иерусалим, которые также вспоминаются в этот день.
Император Ираклий взошел на престол в 610 году в разгар войны ромеев с сасанидским Ираном. В ходе этой войны ромеи терпели неудачи: персы успешно действовали в Сирии, города которой один за другим переходили под их контроль. Весной 614 года после 20-дневной осады пал Иерусалим. Построенный святой Еленой храм Гроба Господня был сожжен, а Животворящий Крест вывезен в Ктесифон. Шах Хосров передал Крест одной из своих жен Ширин, которая была христианкой, и она распорядилась поместить его во дворце. Хранившаяся в храме Гроба Господня Губка была доставлена в Константинополь и выставлена там в Святой Софии для поклонения 14 сентября 614 года. Полтора месяца спустя в столицу прибыла другая святыня из числа орудий страстей Спасителя – Копие, отправленное туда по распоряжению шаха.
...
Читать дальше »
|
Каждый ли может понести крест преподобного Серафима и подставить себя под удары, а потом простить преступников? А должен ли? Протоиерей Игорь Прекуп– о крестоношении без шаблонов и о том, как участвовать в общем деле спасения.
...
Читать дальше »
|
Великий двунадесятый праздник – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – празднуют православные во вторник 27 сентября 2016 года.
После завершения Евангельского периода многие святые для христиан места и святыни на долгие годы были утрачены. В том числе, где-то в Иерусалиме был утерян и Крест, на котором был распят Господь.
После того, как в 323 году правителем всей Римской империи стал святой император Константин Великий, он вознамерился отыскать главную святыню христиан. С этой целью он направил в Иерусалим свою мать – царицу Елену.
...
Читать дальше »
|
27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста Господня. Это один из двунадесятых праздников Церкви Христовой.
В этот день с трепетом и благодарностью мы поклоняемся Кресту Господню. Как и две тысячи лет тому назад, крест Господень остаётся для одних соблазном, для других безумием, но для верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.
В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Римские императоры –язычники пытались уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за всех людей и воскрес Господь наш Иисус Христос.
...
Читать дальше »
|
Чин выноса Креста, воздвижение его на четыре стороны света и поклонение ему — не единственная особенность праздничной службы накануне Крестовоздвижения. Вечернее богослужение наполнено песнопениями настолько возвышенными и глубокими, что вопросов, подобных вынесенному в название, после Всенощной наверняка не останется. Накануне праздника мы отобрали из них 10 самых поэтических — с параллельным переводом на русский и пояснениями.
...
Читать дальше »
|
Вспоминая страдания и смерть Христа мы задаемся вопросом: зачем и ради чего Он пошел на крест? Для многих — это смерть мученика «за правое дело».
Для некоторых — просто еще одна несправедливость в ряду мировых несправедливостей, убийство хорошего человека, попавшего в водоворот политических и религиозных конфликтов того времени. Для кого-то — пример терпения перед лицом преследований. Нельзя сказать, что все это неверно. Но назвать Иисуса просто «великим Учителем нравственности» или просто мучеником за правое дело — значит недоговорить чего-то самого важного.
В третьей главе книги Бытия диавол, искушая первых людей, обещает, что вкусив плод познания добра и зла они не умрут. Это ложь. Возмездие за грех — смерть, и она абсолютно неизбежна. Тот же искуситель побуждает нас предъявлять претензии по этому поводу к Богу. Действительно, ну что, трудно Ему что ли как-нибудь взять и обойти собственный закон, раз он нас любит?
...
Читать дальше »
|
27 сентября Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. Что говорили святые о Кресте и личном крестоношении?
1. Не образу только Христа Господа поклоняйся, но и образу Креста Его, потому что он есть знамение победы Христовой над диаволом и над всем полчищем сопротивных сил, почему они трепещут и бегут, когда видят его изображаемым (святитель Григорий Палама).
2. Взирая на Крест, держи в мысли, что это есть знамя нашего духовного воинствования, в коем сокрыта всепобедительная сила, и что если удалишься от него, то предан будешь в руки врагов своих, а если пребудешь под ним, то достигнешь неба и внидешь в него в преславном торжестве (преподобный Никодим Святогорец).
...
Читать дальше »
|
Образ вселенского Креста в святоотеческих толкованиях на Священное Писание Ветхого и Нового Завета
«Знамение для верных и страх для злых духов»
Православная Церковь чтит Святой Крест как орудие казни Христовой, ставшее для человеческого рода орудием нашего искупления.
Распятие Господа на Кресте было приуготовано — в предведении Богом будущего грехопадения человека — еще прежде создания мира и оказалось исполнено Сыном Божиим в согласии с волей Отчей о спасении человеческого рода. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Крест — изволение Отца, слава Единородного»1.
Как мы хорошо знаем, основания для православного молитвенного почитания Креста и поклонения ему содержатся в Священном Писании Нового Завета. Прежде всего, о спасительном значении Креста Христова для верующих свидетельствует апостол Павел:
«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира»
...
Читать дальше »
|
Должен ли православный христианин носить нательный крест всегда, объясняет иерей Андрей Чиженко.
В минувшее воскресенье в храмах читались такие прекрасные евангельские слова: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). То есть Спаситель прямо сравнил свое распятие, воздвижение Креста с медным змием, тысячи лет назад вознесенным святым пророком Моисеем на древе посреди пустыни для того, чтобы укушенные змеями евреи взирали на этого медного змия и исцелялись. «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8). В вышеупомянутом стихе Святого Евангелия Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос прямо сравнивает себя с медным змием, а знамя, о котором говорил Бог святому пророку Моисею, с Распятием – Крестным Древом.
...
Читать дальше »
|
Крест – не просто реликвия и удивительный художественный образ, который Господь сохранил для нас, да еще и в действующем храме, – он чудотворит. Неиссякаемый поток паломников к нему свидетельствует: сердцем русского человека востребован Крест.
Годеновский Крест – уникальная святыня, чудесным образом обретенная много веков назад на Ярославской земле. И как и прежде, к Кресту сегодня приезжают тысячи паломников. О Кресте и его истории, чудесах, с ним связанных, рассказывает игумения Евстолия (Афонина) – настоятельница Переславского Никольского монастыря, на подворье которого – в храме святителя Иоанна Златоуста в с. Годеново – пребывает эта святыня.
...
Читать дальше »
| |