00:34 Проповедь Евангелия и самопознание | |||
Оказывается, чувство собственного недостоинства проповедника есть необходимое условие христианской проповеди. Более того, едва только благовестник отделит себя от остальной «массы грешников» – ему конец. Как скоро он примет мысль евангельского фарисея: «Я не таков, как прочие люди» (Лк. 18:11) – его ждет серьезное падение. Это как в Таинстве Причащения: недостоин тот, кто считает себя достойным. Вот мы и пришли к важной мысли: проповедь есть познание себя и своей немощи. И не только проповедь – всякое служение в Церкви дается человеку для самопознания. Свое место в Церкви необходимо найти, понять, что это именно твое, и, получив церковное благословение на данное дело, трудиться… для познания своего духовно-нравственного бессилия. Для чего нужно видение своей немощи? Для того, чтобы каждую минуту жизни ощущать нужду в Спасителе. Мы не узнаем, что такое спасение, пока не поймем, что погибаем. И подлинную оценку своего внутреннего состояния дает человеку труд в Церкви. Если проповедник не поймет этой сути его служения, результат может быть отрицательным. И не только проповедник, кстати. Если любого прихожанина, например, попросили в храме пол помыть, а он подумал, что тем самым уже «угождает Богу» – такой настрой может его погубить. При любой деятельности в Церкви забвение слов Христовых «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: “Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать”» (Лк. 17:10) может привести к духовному кризису. *** Некий современный миссионер говорил своим ученикам: «Вы начнете по-настоящему проповедовать тогда, когда вам уже не захочется проповедовать». В чем суть данного замечания? Человеческий ресурс должен истощиться, чтобы подключился ресурс Божий. Причем необходим большой труд, чтобы этот человеческий ресурс выработался. Нужно попроповедовать пару лет и устать, как собака, добросовестно лаявшая весь день. И когда у тебя по-человечески уже нет желания благовествовать, уже не хочется ни похвалы, ни признания, ни успеха, а охота просто побыть дома или пойти на целый день в парк с семьей – но вместо этого приходится готовить лекцию или проповедь – тогда только рождается настоящий проповедник. Ты уже не хочешь – но теперь уже надо. И именно тогда приходит понимание того, что такое помощь Божия. Вспоминается история пророка Моисея. Попробовав «спасти» свой народ, он в смятении убегает, понимая: и евреи не созрели для освобождения, и он сам не имеет Божьего благословения на подобное предприятие. Идея спасения Израиля должна была перегореть и окончательно умереть в Моисее за последующие сорок лет, проведенные им в земле Мадиамской. И когда ему, восьмидесятилетнему старцу, является Господь и повелевает вывести евреев из Египта, он… отказывается. Выдумывает разные доводы против похода в Египет, а затем прямо говорит Богу: «Господи! Пошли другого, кого можешь послать» (Исх. 4:13). Перед нами совсем иной человек – смиренный, знающий свою немощь, «кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Такой-то и нужен Богу для осуществления великой миссии спасения Израильского народа. И именно такой внутренний настрой проповедника необходим для должного воздействия его проповеди. Иначе люди всеми порами души будут чувствовать интонацию самолюбования и «самореализации». Сердцу слушателя неминуемо сообщится неприятное ощущение того, что перед ним выступает самоуверенный «всезнайка», который решил «спасти» всех, кто попадется под руку. Житие Моисея говорит еще об одной важной вещи: бесценном опыте неудачи. Когда человек в изнеможении говорит: «Мне это невозможно» – тогда в дело вмешивается Бог и невозможное становится возможным. Порой миссионер, охваченный энтузиазмом, пытается собственными силами «спасать» братьев и сестер, но терпит поражение и понимает, что в некоторых случаях он даже отводит людей от Церкви на еще более далекое расстояние, чем было изначально. И когда он навсегда забудет идею о «спасении человечества», но не перестанет трудиться, тогда, возможно, Бог и спасет кого-нибудь через слово проповедника. *** Проповедничество – опасное служение. «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1), – предупреждает апостол Иаков. К тому же есть определенные этапы духовного роста миссионера, которые невозможно обойти, и на каждом из них подстерегают определенные соблазны и искушения. Да, риск велик и служение опасно. Но при этом душу зовет к благовестию великое повеление Самого Христа: «Идите, научите все народы» (Мф. 28:19) – заповедь, адресованная всей Церкви. Зовет дивный пророк Даниил: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:3). Призывает и Исаия: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!"» (Ис. 52:7). Призывает радость о Господе, которую хочется с кем-то разделить. И пока этой радостью веры кто-то будет делиться с другими людьми, мир будет стоять. Сергей Комаров | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |