Главная » О поминовении ближних » Радоница! Время поминать…

12:02
Радоница! Время поминать…
В некоторые дни можно увидеть ручеек людей, направляющихся к храму с пакетами и сумками. В сумках – заботливо приобретенная снедь, «на помин души». Люди спешат в храм помолиться о дорогих сердцу близких и знакомых, перешедших из нашего мира в мир иной. 

Зачем мы поминаем усопших? Как и когда это делать правильно? Об этом и многом другом – наш очерк. 


 

Родительские субботы


Поминание наших усопших совершается на всех богослужениях, более того, поминанию усопших усвоены особые богослужения и даже особые дни церковного года. Эти дни называются Родительские субботы.

Самыми важными в этом отношении считаются две Родительские субботы, так называемые Вселенские. Называются они так потому, что в эти дни мы вспоминаем не только о близких и знакомых нам почивших, а и обо всех почивших христианах.

Первая Вселенская родительская (Мясопустная) суббота совершается перед Сырной седмицей, или, в бытовом словоупотреблении, перед Масленицей. Напомню, что Масленица (или Мясопустная седмица) – это последняя седмица перед Великим постом, когда уже нельзя вкушать мясную пищу, но молочную еще можно. Мы вспоминаем перед Великом Постом, перед этим пространством нашего покаяния и духовного делания, всех усопших. Вспоминаем их, молимся о них, принося жертву любви. При этом напоминаем и себе о смерти, о том, что есть иная жизнь, в которую и мы войдем. Какими мы войдем в эту жизнь: достойными? Примет нас Господь? Или мы окажемся на этом пире Вечной Жизни чужими?..

Вторая Вселенская родительская суббота (Троицкая) совершается накануне Дня Святой Троицы – Пятидесятницы.

В эти дни особого поминовения усопших отменяются все иные богослужебные темы. Все верующие собираются в храме и молятся о пребывающих в мире ином.

Притом нужно заметить, что в эти, да и в иные дни мы не должны молитвенно вспоминать лишь своих родственников и друзей. Мы как члены Церкви должны молиться обо всех преставленных христианах, более того, обо всех почивших людях. Как бы нас ни любили и как бы о нас ни помнили, самое большее через два-три столетия о нас позабудут. Не получится ли, что мы останемся в мире ином совсем одинокими? А на что надеяться тем, за кого некому молиться?

Поэтому не будем лениться молиться и умолять Господа, Божию Матерь и святых не только о своих сродниках, но и о других православных христианах (а в домашней молитве – и обо всех вообще усопших людях).

В своей проповеди в одну из таких Родительских суббот священномученик Сергий Мечев обращался к верующим: 

«Давайте в этот день молиться о тех, кто с нами жил и молился и кто ждет от нас помощи, о тех, с кем мы вместе проходили путь духовного делания. Вспомним и тех, с кем мы встречались и сталкивались в жизни, ибо мы знаем, что всем нужна наша память и молитва. А затем помолимся и о тех, кого мы не знаем, но за кого пришли помолиться другие, которые дороги им.

Не отягчайтесь именами, которые будут здесь поминаться. Помните, что каждое имя кому-нибудь дорого... Нам бесконечно дороги имена тех, за кого мы молимся, так давайте же в кротости и смирении помолимся и за них, и за тех, кто дорог другим.

Помните, что когда-нибудь и мы отойдем в другую жизнь, и будет эта служба совершаться без нашего участия, и мы были бы тогда в радости, если бы о нас вспомнили и помолились за нас и те, кто нас знает, и кто не знает, но пришел и молится здесь о всех прежде почивших праотцах, отцах и братьях наших, зде лежащих и повсюду православных».

Кроме двух Вселенских родительских суббот, существуют еще три родительские субботы. Это субботы вторая, третья и четвертая Великого Поста. Но они уже не Вселенские. 


 

Дни особого поминовения усопших


В России приняты и еще три дня нарочитого поминания усопших. 

Первый – это Димитриевская родительская суббота. По народному преданию, сохраненному с самой древности, поминовение усопших перед 26 октября (по ст. ст.) установлено в 1380 году великим князем Димитрием Донским для поминовения воинов, павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 8 сентября 1380 года.

Второй день известен под именем Радоницы. И это поминание совершается на Фоминой неделе (это вторая неделя Пасхи). Установление обычая поминать в этот день усопших объяснить легко. Устав воспрещает гласное поминовение усопших в течение целого ряда дней: от Четверга Страстной седмицы (Великого Четвертка), на протяжении всей Пасхальной седмицы и в понедельник Фоминой. Естественно, что за эти дни в храмах накапливалось много записок с поминаниями, да и сами верующие уже испытывают потребность церковно помолиться о почивших. Поэтому во вторник Фоминой седмицы и совершается это всеобщее поминовение, хотя Церковный Устав его и не предусматривает. Наименование «Радоница», несомненно происходящее от слова «радость», напоминает нам о великой радости освобождения Христом душ, заключенных во аде.

В 1994 году Русской Православной Церковью был установлен и еще один день нарочитого поминовения усопших. Определением Архиерейского Собора установлено совершать в День Победы – 9 мая (26 апреля по ст. ст.) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны (1941–1945).


 

Третий, девятый, сороковой дни


Несколько слов скажем о установившемся сегодня обычае поминовения новопреставленных христиан в третий, девятый и сороковой дни по смерти, а также в годовщину смерти. Что стоит за этим обычаем?

В благочестивой литературе можно встретиться с мнением, что до третьего дня душа обычно пребывает на земле. Она имеет возможность посещать близких и родственников. После третьего дня и до девятого душа в сопровождении Ангела посещает обители рая. С девятого по сороковой день душа находится в адских местах. И, наконец, на сороковой день Господь упокоевает душу в том состоянии (адском или райском), для которого она готова. 

Но Древней Церкви такое изъяснение 3-го, 9-го и 40-го поминальных дней было неизвестно.
Памятник 4-го столетия – «Апостольские постановления» (кн. 8, гл. 42) – рекомендует совершать поминовения усопших «во псалмах, чтениях и молитвах» на третий день после смерти нашего ближнего – ради Господа Иисуса Христа, Воскресшего в третий день по Писанию.

Этот же древнецерковный документ предписывает совершать поминовение усопших и на девятый, и на сороковой день после смерти, «согласно древнему обычаю, ибо так оплакивал и израильский народ великого Моисея».

Творить поминовения усопших на третий день после смерти повелевает и св. Исидор Пелусиот (370-437): «Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба – и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших. В какой бы час дня кто ни умер, третьим днем считай тот, что наступает по прошествии дня следующего».

Святитель Симеон Солунский (14-й век) видит в третьем и девятом днях иную символику. «Третины совершаются для того, чтобы показать, что умерший получил бытие от Троицы». Празднование третьего дня по смерти, по мысли св. Симеона, – празднование возвращения к Богу Троице, от которого мы получаем жизнь.

«Девятый день, – говорит святитель Симеон, – для того, чтобы невещественный дух его (почившего) был сопричтен со святыми духами – Ангелами, которым он подобен по природе и которые разделяются на девять чинов». 

В сороковой день панихиды совершаются «ради Вознесения Спасителя» и как напоминание, что некогда по гласу Господа и наш почивший будет восхищен на облацех, предстанет Судии и войдет в радость вечной жизни.

И все же все эти свидетельства говорят лишь о символике 3-го, 9-го, 40-го дней, но не говорят о том, что эти дни значат для самой души. А сама душа, вероятно, действительно находится в эти дни в каком-то особом состоянии. Она еще не привыкла к внетелесной жизни, душа еще не до конца покинула земное. Интересно, что, по сообщению некоторых ученых, до сорокового дня в теле происходит еще обмен веществ, некоторые телесные функции не умерли. Тело угасает постепенно, и можно предположить, что душа действительно не может просто так, легко освободиться от тела, какие-то невидимые нити ее с покинутым телом связывают. Об этом же находим упоминание у великого подвижника 19-го столетия святителя Феофана Затворника. Одной вопрошающей его благочестивой женщине он писал: «Усопшие не вдруг свыкаются с новой жизнью. Даже и у Святых некое время держится земляность. Пока то она выветрится, требуется время большее или меньшее, судя по степени земляности и привязанности к земному. Третины, девятины и сорочины указывают на степени очищения от земляности. Есть догадка, что сии 3-9-40 – соответствуют каким-то поворотам в образовании младенцев в матерней утробе. Видения были... и они благонадежнее в определении, чем наши догадки. Догадки – шаткое дело. Я думаю, что видения только подтвердили, а дело уже было в ходу в Церкви Божией, – и было от Апостолов». 

Выше мы говорили, что, по устоявшейся мысли, до третьего дня души усопших могут пребывать возле тела. Мы омываем тело, плачем по покойному, поминаем его, а душа почившего с нами, мы лишь ее не видим. В этом отношении можно привести замечательный случай из жития преп. Макария Александрийского. Однажды преп. Макарий просил Ангела, сопровождавшего его подвиги в Египетской пустыне, объяснить ему значение церковного поминания в третий день. Ангел отвечал: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, тогда душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, – получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ища себе гнездо. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу».

Подобно этому рассказу, Ангел сообщил преп. Макарию, что до девятого дня Господь позволяет душе посетить обители рая. «Созерцая все это, – говорил Ангел, – душа изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновата в грехах, то при виде наслаждений она начинает скорбеть и укорять себя, говоря: “Увы мне! Сколько я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, чтобы и мне удостоиться этой благодати и славы. Увы мне, бедной!”»

На девятый день душа возносится Ангелами к Богу и поклоняется своему Создателю. И затем, до сорокового дня, Ангелы показывают душе ад. И на сороковой день, как сообщил Ангел преподобному Макарию, «Судия Бог определяет приличное ей (душе) по делам место заключения». 


 

Годины


И, конечно, мы не можем не вспоминать еще одну дату, поминая покойных. Это ежегодное воспоминание дня смерти человека. День смерти – это день рождения в новую жизнь. По-человечески понятны и скорбь, и слезы. День смерти близкого нам существа – день потери… Но то, что по земным меркам кажется потерею, для вечности, для Небес есть обретение.

Когда наши близкие покидают нас, они присоединяются к сонму небожителей. Ежегодно вспоминая день смерти близкого нам человека, давайте будем помнить, что, умерев для этого мира, человек родился для иной жизни... «Поэтому-то ежегодно совершается родственниками память по умершему, в знак того, что он жив и бессмертен по душе, и некогда совершенно обновится, когда Создатель восхощет и воздвигнет его тело» (св. Симеон Солунский). 


 

Субботние поминовения


Кроме указанных выше определенных дней, наша Святая Церковь установила и еженедельный день – субботу, как день поминовения святых мучеников и всех усопших. Ибо суббота, седьмой по счету день Творения, – это, с одной стороны, День покоя. С другой стороны, именно в этот день согрешили наши прародители и начали умирать. И этот день продолжается, как продолжается и смерть человеческая. В будущем, как мы неложно верим, наступит День восьмой, день Воскресения и Восставления к новой жизни всякого творения. Этот День восьмой будет длиться вечно.

 

Панихида


Кроме Божественной Литургии, приобщающей души усопших к Богу, об усопших совершаются еще и заупокойные службы, называемые панихидами. Дословно с греческого панихида переводится как «всенощное бдение». В древности молитву о покойных совершали вечером, на всенощных службах. Позже панихида как особое моление об усопших выделилась в самостоятельную службу.

Панихида состоит из целого ряда умилительных песнопений, в которых мы обращаемся к Богу с просьбой помиловать человека, вселить его с праведными, – ектений с подобными прошениями. 

Часто на панихиду приносится кутия: сладкая каша из зерен с изюмом, орехами, цукатами и проч. Являясь своего рода малой трапезой в память усопшего, «кутия служит напоминанием для молящихся о том, что молитву об усопших необходимо соединять с делами милосердия, в частности, с питанием служителей Церкви, неимущих, друзей и сродников почившего» (святитель Афанасий Сахаров). По толкованию отцов Церкви, кутия имеет и символическое духовное значение. Она видом своим напоминает, что «человек как семя, как пшеница (кутия делается из зерен. – прот. К.П.), опять восстанет Божественною силою и, как бы проросший, приведен будет ко Христу, живым и совершенным» (св. Симеон Солунский). 

Мед же или сахарный сироп, которыми сдабривается кутия, означает наслаждение усопшего вечными благами Богообщения.

Наконец, важно добавить, что наша молитва о людях, перешедших в иной мир, ни в коем случае не должна ограничиваться церковной молитвою. Христианин призывается и в домашней ежедневной молитве поминать покойных. Просить у Бога очистить их души, пребывающие, может быть, в отдалении от Него, Создателя и Источника всякого блаженства, может быть не до конца близко находящиеся с ним. 

И самой великой панихидой является наша собственная жизнь! Недавно ко мне в храм пришла женщина, потерявшая сына. После смерти любимого сына отец сильно запил. А теперь представьте себе, каково сыну, разлученному с любимыми родителями, и знающему, что после его смерти отец пьянствует?.. Сын при жизни умолял отца не пить – и вот теперь из иного мира видит, что отец спивается…

Совершая дела милосердия, всего себя отдавая служению любви и христианской жизни, становясь святыми, мы вернее всего исполним наш долг по отношению к почившим. 


 

«Прошу всех и молю…»


Мы уже говорили, что наша молитва весьма нужна усопшим. Зачем? Церковные песнопения влагают в уста почившего трогательные слова – просьбы о том, чтобы о нем молились. «Прошу всех и молю: непрестанно о мне молитися Христу Богу» (Погребение мирских человек. Стихира на Славу при последнем целовании). «Молю всех знаемых и другов моих: братие мои возлюблении, не забывайте мя, егда поете Господа, но поминайте братство и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь» (Погребение священников.Тропарь перед Евангелием). Митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает, как однажды к нему во сне явилась девочка-протестантка. Эта девочка просила о ней молиться, потому что ее родители молиться о ней не будут. Не потому, что они плохие, ленивые или не любят дочь, а просто потому, что протестанты не признают молитву об усопших. С просьбой помолиться девочка обратилась к православному пастырю.

И церковные песнопения, и свидетельства подвижников веры, в которых почившие просят оставшихся на земле молиться о них, – не плод воображения авторов молитвословий. Это свидетельство Предания, Опыта Церкви. Почившим действительно нужна наша молитва! И разве можно сомневаться, что Господь слышит наши молитвы? Вот как об этом свидетельствует Апостол Иоанн Богослов: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое у Него» (1 Ин. 5, 14-15).

Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили!

Знаем и то, что получаем просимое у Него!

«Мы верим, – пишет св. Кирилл Иерусалимский, – что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как предлежит Святая и Страшная Жертва (то есть тем, за кого молятся во время Божественной Литургии. – прот. К.П.)». 

Согласно Златоусту, молитвы приносят усопшим «многий прибыток и великую пользу». 

«Не тщетны наши приношения за усопших, не тщетны молитвы... Не сомневайся, что усопший получит нечто доброе и полезное. Ибо диакон не без основания призывает нас помолиться “за усопших во Христе”. Этот призыв исходит не от диакона-человека, но от Духа Святого через диакона, имеющего благодать священства. Что же тут говорить? Бескровная Жертва в руках священника; невидимо присутствуют Ангелы и Архангелы; присутствует Сын Божий; все стоят “с таким великим благоговением”, а ты полагаешь, что это просто так говорится? Великая честь — помянуть чье-либо имя в час. когда совершается воспоминание Страшной Жертвы, Страшных Таинств и присутствует Сам Владыка Христос».

Насколько усопшие освобождаются от потусторонних мучений, возможно ли освобождение души грешника из ада и преселение его в Рай? Это великая тайна, на которую святые отцы и учителя Церкви затрудняются ответить определенно.

Меру подаваемого по нашим молитвам облегчения участи грешника узнать невозможно. Наше дело – молиться, а Господь, имеющий, поверьте, больше любви, чем все вместе взятые филантропы, разберется – возможно ли помиловать душу.

Но возможно ли «отмолить» человека? Можно ли переменить своими молитвами для него посмертную участь? 

Православная Церковь отвечает на этот вопрос скорее отрицательно. «Пока мы находимся здесь, на земле, мы имеем добрые надежды, но когда отойдем туда, то уже не в нашей власти будет покаяться и смыть с себя грехи. Там только суд и геенна», – пишет Иоанн Златоуст.

Но все же молитва облегчает страдания грешника. Молитва наша о страждущем – это луч света, пронзающий адскую тьму и свидетельствующий почившему: о нем помнят, его любят. Спрашивающим, какую пользу получает душа, покидающая тело, от молитв за нее, святитель Кирилл Иерусалимский отвечает: «Если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, то не сделал бы он им облегчение наказания? Таким образом и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец соплетаем, но Христа, закланного за грехи наши, приносим, умилостивляя за них и за нас человеколюбца Бога».

«Давайте без устали помогать нашим близким, отшедшим в жизнь иную, – увещевает нас св. Иоанн Златоуст. – Давайте неустанно молиться за них, и особенно в час святой Евхаристии. Ибо это есть время вселенского очищения. Поэтому давайте будем смело молиться о всем мире, давайте поминать наших усопших вместе с мучениками, исповедниками, священниками. Ибо все мы, верные, составляем единое духовное тело, пусть даже некоторые его члены “светлее” других. Давайте будем их поминать, давайте всячески испрашивать для них прощение: молитвами, приношениями за них и с помощью святых, поминаемых вместе с ними во время Божественной Литургии».


 

Мост между двумя мирами…


Молитва облегчает страдания душ в их посмертном бытии... Каких страданий? В православной аскетической литературе встречаются упоминания о том, что, оказавшись по ту сторону жизни, душа находится в состоянии мытарств, т.е. испытаний, истязаний. «При разлучении души нашей с телом предстанут перед нами, с одной стороны, воинства и силы небесные, с другой – власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел. Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих; но и будучи принята св. Ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит мытарства, как бы некие заставы, или таможни, на которых взыскиваются пошлины, которые будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему. На каждом из этих мытарств востребуется отчет в особенных грехах» (св. Кирилл Александрийский). 

Самым классическим вариантом подобных историй является житие преп. Василия Нового, память которого празднуется 26 марта.

В этом житии рассказывается, как духовная дочь преп. Василия, Феодора, умерла, попала в загробный мир, была уловлена злыми ангелами и подверглась мытарствам.

Блаженная Феодора была свидетельницей обличения грешников на этих потусторонних «таможнях», после чего, если обвиняемые были повинны в грехах, они утаскивались в бездну ада. Что видела блаж. Феодора? Подробно об этом можно прочитать в ее житии, приведем лишь маленькую часть рассказа о видении Феодоры:

«Дошли мы до четвертого мытарства, называемого мытарством чревоугодия. Злые духи этого мытарства тотчас же выбежали к нам навстречу, радуясь, как будто приобрели что-либо. Они были весьма отвратительны видом своим, изображая собою всю мерзость чревоугодия и пьянства; при этом одни из них держали блюда и сковороды с яствами, другие же – чаши и кружки с питием, – и я увидела, что пища та и питье были подобны смердящему гною и нечистым испражнениям. Бесы же, держащие то и другое, имели вид пресыщенных и пьяных; они скакали с различными гудками и делали все то, что обычно творят пьяницы и пирующие, ругаясь над душами приводимых к ним грешников. Преградив нам путь и обойдя нас, как псы, они тотчас же выставили на вид все мои прошлые грехи чревоугодия, когда я предавалась излишеству в пище и питии и ела через силу и без всякой нужды, когда я, как свинья, приступала утром к еде без моливы и крестнаго знамения, или же когда постом садилась за стол раньше, чем это дозволяли правила церковнаго устава. Представили они также чаши и сосуды, из коих я упивалась, предаваясь пьянству, и даже указывали число выпитых чаш, говоря: Столько чаш испила она на таком-то пиру и с такими-то людьми; в другое же время и в другом месте столькими-то чашами упилась она до беспамятства; сверх того она столько-то раз пировала при звуке свирелей и других музыкальных орудий, предаваясь пляске и песням, и после таких пиров ее с трудом приводили домой; так она изнемогала от безмерного пьянства.

Представляя все такие и подобные им чревоугодия, бесы торжествовали и радовались, как будто уже имели меня в своих руках, и уже готовились схватить меня и низвести на дно ада. Я же трепетала, видя себя обличаемой ими и не имея, что ответить им»…

По молитвам своего духовного отца, Феодора избежала обвинения и казни.

Видения блаженной Феодоры, как и все житие св. Василия Нового, – безусловное достояние Предания Православной Церкви. Однако следует помнить, что все эти и подобные им сообщения – лишь свидетельства о причастии некоему таинственному опыту. Что и как в потустороннем мире на самом деле, знать нам невозможно, пока мы сами там не окажемся. Св. Макарий Египетский говорил, что подобные изображения мук души – лишь «слабое изображение вещей небесных», они рисуют картину потустороннего бытия земными красками.

Поэтому, говоря о мытарствах и потусторонней жизни, следует избегать всякого искусственного натурализма и мыслить об этих вещах более духовно, нежели о них пишется. 

Итак, молитва помогла героине жития св. Василия Нового преодолеть бесовские заставы. Мы не дерзнем поставить свою немощную молитву рядом с молитвой святого старца, однако верим, что Бог и нас слышит. «Не тщетны наши приношения за усопших, не тщетны молитвы! – восклицает св. Иоанн Златоуст. – Не сомневайся, что усопший получит нечто доброе и полезное».

Молитва – это мост, переброшенный между нашим миром и миром ушедших людей. Это рука, протянутая нами в иной мир и поддерживающая тех, кто слишком мало сделал для блаженного пребывания в вечности, кто был к тому миру не готов. Я знаю немало случаев, когда усопшие давали знак, что молитвами живых они обрели успокоение и радость. Не будем лениться, будем помогать тем, кто ушел в иной мир. Помолимся за них, а они – за нас.


 

Некоторые молитвы об усопших


Прежде всего, это ежедневное поминание усопших, которое обычно присовокупляется к утренним или вечерним молитвам.

Благоговейно осенив себя крестным знамением, положив поклон перед святой иконой, мы произносим: 

Помяни, Господи, от жития сего отшедшия правоверныя цари и царицы, благоверныя князи и княгини; святейшия Патриархи, Преосвященныя Митрополиты, Архиепископы и Епископы православныя, во иерейстем же и в притче церковном, и иноческом чине Тебе послужившия (и блаженныя ктиторы святыя обители сея) и в вечных Твоих селениих со святыми упокой. (Поклон)

Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих: родителей моих (имярек), и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение. (Поклон)

Помяни, Господи, и вся в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия отцы и братию нашу и сестры, и зде лежащия и повсюду православныя христианы; и со святыми Твоими, идеже присещает свет лица Твоего, всели, и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон). 

На конец же глаголи cиe трижды:

Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память.

Кроме этого поминания, мы можем молиться об усопших и иными молитвами.
Вот одна из таких молитв:


 

Молитвенное воздыхание об усопших


Боже духов и всякой плоти, сокрушивший державу смерти, владычествующий над умершими и живущими, источник жизни временной и вечной, не лишающий милости Своей ни живых, ни мертвых;

Христе Спасителю! услышь молитвенный вопль сердца моего, и помилуй беспредельным Своим милосердием преселившиеся из мира сего в мир невидимый души праотцев, родителей, братий, сестер, наставников, благодетелей, друзей моих, всех бывших близкими моему сердцу, всех, за которых молиться побуждает меня любовь и благодарность за благодеяния их и преданность!

Помилуй, Господи, и всех, от века уснувших сном смерти в спасительной вере в Тебя и в надежде воскресения в жизнь вечную, помилуй их, ради язв и страданий Твоих, претерпенных за весь род человеческий, ради излиянной Тобою крови и земнаго уничижения Твоего!

По Божественному Твоему определению, ничто нечистое не войдет в Небесное Царствие Твое, не наследуют его оскверненные грехами, не очистившиеся покаянием, не омывшиеся слезами сердечного сокрушения, не освятившиеся Твоею благодатию: Ты Бог, ненавидящий беззакония, но правда Твоя не отказывается от прав Своих, даже когда Ты милуешь грешника; потому что не предстанут пред Лице Твое беззаконники, не водворятся в Небесных обителях Твоих нераскаянные грешники – далеко от них спасение Твое. А родные и ближние мои, хотя имели добрые расположения сердца, но не успели совершить желаемого ими добра и едва ли созрели для Царствия Небесного, едва ли достигли святости, приобретаемой постоянными усилиями целой жизни, – совлечься ветхого человека, совлечься греховности и, облещись в праведность Твою, Господи, обновиться духом ума своего, не успели принести плодов истинного покаяния, исправить зло, которое невольно или произвольно допустили и даже сами сделали; начали они, но не совершили вполне своего исправления, не успели истинным покаянием и добрыми делами изгладить соблазны, произведенные ими в течение жизни своей, потому что, к прискорбию, кончился путь их странничества, подвиг их земнаго течения совершился прежде, чем они ожидали, не стало поприща для их деятельности, прошло их время для подвигов добродетели; теперь не могут они проливать слез покаяния, даже не в состоянии молиться о своем помиловании!

Но признательность, любовь моя к ним не угасла с земною их кончиною, не прекратилась, не пресеклась смертию, разлучившею их со мною. В сем удостоверяют не оставляющая меня печаль, грусть и тоска по них; удостоверяют чувство благодарности к ним, исторгающие из очей моих слезы по них; а я ничего подобнаго тому, что они для меня делали, не в состоянии для них сделать, не в состоянии обнаружить пред ними свою признательность за их любовь и оказанные мне благодеяния обыкновенными знаками и услугами. Неужели это чувство любви к усопшим сном смерти противно правде Твоей, Господи? Не Ты ли Сам возжег в сердце человеческом и заповедал мне любовь к ближнему? Любовь, оказанная несчастным, даже беззаконным, приятна милосердию Твоему, и чашу воды, которою, по чувству сожаления, напоен жаждущий, Твое человеколюбие приемлет, как благовонное кадило и жертву всесожжения. Неужели молитвенные воздыхания мои об отшедших в область вечности моих родных, руководителях, благотворителях и ближних – воздыхания, исторгаемые из моего сердца искреннею признательностью, – будут отринуты Тобою, Вечное Милосердие? Неужели сострадание, оказанное мною во имя переселявшихся из настоящей жизни в безконечную, останется бесполезным для них? Нет, Ты вечная любовь и благость, Ты Спаситель рода человеческого, Ты обещал исполнить все, о чем кто ни попросит Тебя с верою! В сем уповании, и я, недостойный Твоего помилования грешник, дерзаю умолять Тебя, дерзаю из глубины души взывать к Тебе; пощади, Господи, и помилуй родных и ближних моих, почивших сном смерти в надежде на милость Твою! Не входи в суд с рабами Твоими: потому что если и праведники падали, сознавались, что были не без греха, то никто не наследует Небесного Твоего Царствия, кроме помилованных, омытых Кровию Твоею и оправданных Тобою!

Быть может, отшедшие в вечность общим путем земнородных мои родные, наставники, друзья, покровители, ближние по моей вине не достигли еще вечного пристанища блаженных, быть может, Господи, Ты по моим грехам отвергаешь от лица Твоего души их; отвергаешь их, потому что одни из них согрешили из пристрастия ко мне, поблажали моим прихотям, потворствовали моим страстям, щадили мое самолюбие или слишком заботились о моем благосостоянии в сем мире. Другие, соблазненные моим примером, последовали злым моим советам, участвовали во грехах моих. Не вменяй им, Спасителю, сих грехов моих, пощади их ради благости и Крестных Страданий Твоих! Помилуй их, если они по немощи греховной природы своей уклонились от путей Твоих, блуждали по стремнинам порока, увлекались соблазнами мира сего! Искупи Твоею Кровию их заблуждения и слабости: услышь молитвы и прошения о них Церкви Святой... Приими во очищение их безкровную умилостивительную жертву, приносимую Церковию во алтарях, устроенных во славу Святаго Имени Твоего!

Единосущный Отче и Сыне, Всесвятый Душе! Попали огнем любви Твоей греховную мертвенность всех верующих душ, перешедших в недра вечности, истреби в них всякую закваску земных склонностей и навыков, разреши их от уз греховных, очисти их от всякой скверны беззакония, оживотвори их смертность надеждою на вечное милосердие, прохлади росою милости Твоей жгучий пламень их застарелых страстей и привычек, прогони смущающие их страсти и ужасы, умиротвори лютыя терзания их совести, утешь их Твоею благодатию, ибавь их от державы адовой, да не потопит их пылающая неугасимым огнем пучина геенны!

Премилосердный Триединый Боже! Упокой души всякаго чина, пола, возраста и звания, всех, от века почивших сном смерти, в вере и надежде на Твое беспредельное милосердие! Помяни похищенных из сей жизни внезапною кончиною и всеми видами смерти, убитых на бранях, пораженных громом и молниею, съеденных зверями, сожженнных, утопших и сотренных от падения на них развалин дерев и камней! Помяни во Царствии Твоем воспоминанием и пришедших уже на земле в забвение! Спаси всех веровавших в Тебя ради образа и подобия Твоего, по которому они созданы Тобою. Соделай всех уповавших на Имя Твое участниками вечного блаженства, упокой их в небесных обителях, в которых безместны печали, скорби и воздыхания, да обымет их радость и веселие вечное, отверзи им райские двери, причисли их к сонму избранных Твоих и водвори их со Святыми Твоими, да видят присносущный свет Твой, да наслаждаются Твоим лицезрением! Сотвори с ними милость Твою, яви им Твое благоволение, да помилованные Тобою умолят благость Твою о моем помиловании, да, соединившись с ними в том Царствии Твоем, в котором нет уже ни печали, ни болезни, ни смерти, ни разлуки, и я прославлю беспредельное милосердие Твое, Отче Сыне и Душе Святый, во веки веков. Аминь.


 

О некоторых домашних молитвах…


В молитвословах, которых сегодня существует великое множество, мы можем найти специальный Акафист об усопшем, иные молитвы. Мирянин может также совершать дома или на кладбище, у могил своих близких, специальное молитвенное последование, называемое Лития, совершаемая мирянином

Кроме того, что Церковь молится о почивших православных христианах, совершает о них Божественную Литургию, в домашней молитве допускается поминать и неправославных христиан и даже иноверцев. О преподобном Макарии Египетском известно, что он молился и о язычниках и это приносило им отраду. Из Предания известно, что святитель Григорий Двоеслов молился о языческом императоре Траяне и получил извещение, что молитва его не бесплодна. Такой строгий ревнитель православия, как преп. Феодор Студит, не допуская поминовения еретиков-иконоборцев на Литургии, считал возможным молиться о них тайно, в душе, «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню». В древности на Руси был составлен даже специальный канон (молитвенное последование) мученику Уару «об избавлении от мук во иноверии умерших». 

Тем более заслуживают снисхождения просьбы женщин-христианок молиться о их умерших при родах или мертворожденных детях. Если в католической традиции считается, что для умерших некрещенных младенцев предусмотрено Богом особое место между чистилищем и Раем, лимб, то православное богословие относится к этому вопросу более милосердно. Для младенцев, не сподобившихся благодати Крещения, не предусмотрено особого места на том свете. Душа почившего младенца, лишь коснувшаяся этой жизни, «подобно птице, касающейся крылом воды» (прот. С. Булгаков), не остается в темноте, но по милости Божией и по молитвам близких людей приобщается к Богу для большего и полноценного духовного развития. Даже у умершего во чреве младенца, даже у разрезанного скальпелем в результате аборта была земная жизнь: пусть очень короткая, пусть лишь в материнском чреве. Зачатие – это уже возникновение человека. В момент зачатия Господь посылает душу в зарождающееся тело, и отныне эта душа навсегда призывается Богом к вечной жизни. И жизнь души младенца по смерти – это не сон души, но полноценное загробное существование. И мы, по милости Божией, после смерти встретимся с нашими почившими детьми.

Об этом же пишет в одном из частных писем святитель Феофан Затворник: «“Идиоты” – да они ведь только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путем растет. И может случиться, что мы, мудрые, окажемся хуже идиотов. А дети все (как бы) ангелы Божии суть. Некрещенных (детей), как и всех, вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна! Такие вопросы следовало бы решать, если бы на нас лежал долг всех призреть и пристроить. Как это не возложено на нас, то и оставим пещись о них Тому, Кто печется о всех... Свою душу спасать надо! Враг, губитель душ, – через ревность о спасении всех оставляет в пагубе душу того, кому влагает такие мысли. Св. Антоний Великий задумался однажды об участи людей; Ангел Господень явился ему и сказал: “Антоний! себе внимай! А то не твое дело!»

Мы предлагаем наиболее известный вариант подобной келейной молитвы об умершем без крещения младенце. Эта молитва была составлена Ленинградским митрополитом Григорием (Чуковым): 

«Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших раб Твоих – младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых бедствий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, – и потому не приняли святаго таинства крещения! Окрести их, Господи , в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию! Аминь».

Подобная молитва была составлена для воспоминания о почивших без Крещения младенцах. Но если же малютка был омыт водами Святого Крещения, он сразу принимается в небесные обители. У святителя Иоанна Златоустого в слове «О терпении» находим замечательный рассказ о том, как к душе умирающего ребенка приступают демоны с желанием мучить душу, но, посрамленные, уходят. Святитель говорит от имени умершего ребенка: «Святые Ангелы тихо разлучили нас с телом; мы невредимо миновали начальников и властей тьмы воздушной, так как имели добрых вождей. Они ведь не нашли в нас того, чего искали, не усмотрели ничего такого, что они надеялись увидеть. Они увидели у нас неоскверненное тело и были посрамлены, увидели невинную чистую душу и устыдились, увидели неоскверненный, непорочный и чистый язык и умолкли. Мы избежали и презрели их. Поэтому и Ангелы, встречая нас, радовались, праведные приветствовали нас, святые возликовали, говоря: “Добро пожаловать, агнцы Христовы”».

В другой раз Златоустый святитель так обращается к родителям, потерявшим дите: «Спит отроча твое, а не умерло; покоится, а не погибло… Оно воскреснет и получит жизнь вечную, бессмертие и жребий ангельский. Или ты не слышишь, что говорит псалмопевец: “возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя” (Пс. 114, 7). Бог называет смерть благодеянием, а ты сетуешь… Если кому должно плакать, то пусть плачет диавол и рыдает о том, что мы идем получить высочайшие блага. Смерть есть тихое пристанище. О здешней жизни сказано: “в мире будете иметь скорбь”, а о будущей: “печаль и вздохи удалятся” (Ин. 16, 33; Ис. 51, 11)... Там чертог духовный и светлые светильники и жизнь небесная: о чем же плакать?..»

В ответ на слезные просьбы дать молитву о самоубийцах Оптинские старцы предлагали следующее молитвословие: 

«Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек), и аще возможно есть, помилуй ю. Неизследимы судьбы Твоя, не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя. Аминь».

О нашей отечественной подвижнице схимонахине Афанасии (Логачевой), почившей в 1875 году, известно, что она по совету Дивеевской блаженной Пелагии Ивановны трижды постилась и молилась по 40 дней, прочитывая ежедневно по 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся» за своего в пьяном виде повесившегося брата и получила откровение, что по ее молитве брат освобожден от мучений.
 

Фото Дмитрия Терентьева. Родительская суббота в Свято-Троицком Измайловском соборе Санкт-Петербурга. 

azbyka.ru

Похожие статьи:

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: О поминовении ближних | Просмотров: 798 | Добавил: Православие | Теги: Время поминать, Радоница | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar