Новый год – прекрасный праздник. Точнее так: Новый год может быть прекрасным праздником, если бы не пьянство, не бессонная ночь перед телевизором и если бы не контраст между ожиданием «чего-то» 31 декабря и отсутствием этого «чего-то» 1 января. А так – все очень мило. Мороз, предпраздничная суета, всеобщая нервная взвинченность. Дети ждут подарков, взрослые стараются раньше уйти с работы и месят снежную кашу, заходя по дороге домой во все попавшиеся магазины…
Если правда то, что Рождество на Западе все больше утрачивает религиозный смысл, если правда, что люди там все чаще поздравляют друг друга не с Рождением Мессии и не с Боговоплощением, а с каким-то аморфным «праздником», предполагающим семейные посиделки, печеного гуся и обмен подарками, то наш Новый год – это почти «их» Рождество. С праздником – чмок! С праздником – дзинь! С праздником – буль-буль! С праздником – спокойной ночи!
...
Читать дальше »
|
Я не уверен, дорогие друзья, что сам Господь праздновал свой день рождения. Рождество не праздновали апостолы, в первые века этого праздника не было. А почему же мы празднуем Рождество?
Если у нас есть живое общение с Богом, если мы ощущаем в себе благодать, которую дал нам Бог в Крещении, миропомазании, если после Причастия Святых Таин мы можем беседовать со Христом, тогда, конечно же, наверное, эта молитва, в которой особенно преуспевали подвижники, заменит нам все праздничные тексты, все праздничные церемонии. Но мы же с вами – не святые люди, мы же, к сожалению, очень часто забываем о Боге. И поэтому нам с вами очень важно вспоминать о всем том, что явил нам, придя на эту грешную землю, Господь. И вспомнить это одномоментно или ощутить это сразу, как это будет, наверное, в вечности, мы не можем. Мы живем во времени. И поэтому Церковь во времени устанавливает праздники, каждый из которых по-своему подводит нас к незыблемым, вечным, одним и тем же истинам. И праздник Рождества Христова является вторым для нас после Пасхи праздником, второй Пасхой, которая наиболее полно приоткрывает нам тайну нашего спасения.
...
Читать дальше »
|
Исторически так сложилось, что в конце каждого года вся планета отмечает новогодние и Рождественские праздники. Приближение этих праздников ощущается тогда, когда на прилавках магазинов, в торговых центрах, на улицах городов и сел появляются новогодние логотипы и игрушки. Не исключением в период этих праздников становится и православный храм, который также принято украшать новогодними елками.
Но не противоречат ли этому церковные каноны и правила, и целесообразно ли ставить елку в притворе или возле иконостаса? Попытаемся разобраться.
Исследуя историческую символику хвойных деревьев (ели и сосны) обнаруживаешь тот факт, что они имеют глубокую древневековую историю. В древнем Египте было принято украшать разные деревья в день наступления нового года и приносить жертвы своим Богам. В языческие времена считалось, что духи предков находятся в деревьях. Особенными были вечнозеленые деревья. Древние Германские племена украшали свои дома в день солнечного равноденствия ветками хвои. В славянских племенах было принято возле елки танцевать, петь и веселиться, чтобы пробудить весеннее тепло и солнце.
...
Читать дальше »
|
В том, что празднование Нового года ныне всегда приходится на конец Рождественского поста, ничего хорошего, конечно, нет. Но и объявлять Новый Год праздником бесовским и богомерзким, приравнивать его чуть ли не к пресловутому Хеллоуину — тоже неправильно. Конечно, кроме безудержного веселия постом, ежегодное празднование Нового года несет с собой и другие немалые беды: люди, замерзшие на улице, алкогольные отравления, травмы от пиротехники и прочее. Все это мы знаем, все это очень скорбно, но, боюсь, как-то быстро изменить ситуацию не представляется возможным. Новогодние празднования слишком крепко вошли в сознание, в плоть и кровь советского и постсоветского человека. Даже если допустить такую фантастическую мысль, что у нас в России не было бы реформы календаря, и гражданское новолетие до сих пор приходилось бы на Святки, а не на окончание Рождественского поста, даже если бы мы праздновали Рождество Христово не 7 января по новому стилю, а 25 декабря (как, например, в Греции), думаю, ничего бы не изменилось. Те, кто в Новый год предаются пьянству и поеданию салата оливье под акккомпанемент плоских шуток и попсовых песен, несущихся из телевизора, точно так же делали бы это и после Рождества, в Святки, которые, кстати, не зря так называются. Это особые, святые дни, продолжение праздника, а вовсе не время для всяких бесчинств.
...
Читать дальше »
|
Так вещает хмель всякому человеку, не токмо простому, но и инокам, и священникам, царям и князьям, богатым и нищим, и убогим, и женам, старым и молодым: «Я, хмель, силен на свете более всех плодов земных от корня высокого и от племени сильного, и от благородной матери моей сотворен Богом. У меня ноги долги, но не особо крепки, утроба же необъятна, руки мои держат всю землю, а главу свою высоко же поднимаю; ум мой ни единому же неравен и неустроен, языком я многоглаголив, очами срамен. Если кто сдружится со мной и своим меня сотворит, то я, во-первых, сотворю его блудником и Богу немолящимся, во всем безумным, на молитву невстающим и к ночи сонливым, и во зле со сна встающим, зевающим и рыгающим; и наложу ему печаль великую на сердце, а когда с похмелья встает, болезнь его ему главнее будет, ибо очи его света не будут видеть, ум его ни о чем добром помышлять не будет, сладко есть он не захочет, гортань его пересыхать будет, пить будет хотеть, а выпив чашу или другую с похмелья, также опять напьется и без памяти будет многие дни.
...
Читать дальше »
|
Ну вот и закончились традиционные новогодние споры между православными насчет «праздновать или не праздновать». Вроде бы в очередной раз сошлись на том, что попраздновать можно, но – без фанатизма. Детям – ёлка с подарками, взрослым – скромный стол с постными продуктами, и новогодний молебен в храме. Деда Мороза терпим, поскольку он – законспирированный Санта-Клаус, который на самом деле – Николай Чудотворец. «Новогодний огонек» по телевизору не смотрим, ибо достало. Ну, и конечно – бокал хорошего вина. Под бой курантов. С пожеланиями друг другу всего самого наилучшего.
...
Читать дальше »
|
Существует обычай в Новый год приветствовать друг друга желанием счастья. Таковой обычай перешел к нам от старых времен и неуклонно сохраняется и передается из рода в род. Уже из одного этого можно заключить о том, что не безрассудно утвердился этот обычай.
Если внимательно вдуматься в смысл новолетних благожеланий; то легко будет найти для них разумные основания. Когда мы говорим один другому: «С Новым годом, с новым счастьем то, конечно, мы произносим эти слова не как пустые звуки, но сознаем, что в них заключается не только смысл, ной некоторая сила. Если не все, то весьма многие, произнося слова: «С Новым годом — новым счастьем», уразумевают, что наставший новый год, каков бы он ни был, есть уже и новое счастье, ибо каждый день бытия нашего несравнимо превосходит дни небытия: жизнь сама по себе есть уже счастье, она дана благим Творцом для блага. Если же для кого-либо она, эта жизнь, становится несчастьем, то виновен в этом не Тот, Кто дал ее, а сам человек, превративший светлые дни счастья в темные ночи несчастий.
...
Читать дальше »
|
Православные верующие знают, что такого праздника, как Новый год 1 января, в церковном календаре нет, это светское установление.
В день, когда наступает Новый год по григорианскому календарю, христиане восточного обряда вспоминают святого Вонифатия, который до своей мученической кончины был известен, между прочим, и тем, чем обильно грешат в этот день все те, кто стремится повеселее проводить Старый и встретить Новый год, а именно – пьянством. Но благодаря вере он не только сумел преодолеть этот грех, но и так изменить и закончить свою жизнь, что получил от Бога посмертный дар помогать тем, кто охвачен подобным недугом.
...
Читать дальше »
|
Новый год приближается. Очередной круг пройден и начинается новое повторение. Влечет к разговору слово «новый».
Чувство новизны это чувство, свойственное взрослеющим, юным еще душам, сохраняющим некую гибкость вместе с неопытностью. Для юных многое совершается впервые. Собственно «новое» это и есть «первое». Первый телефон – по-настоящему новый телефон. Второй телефон тоже будет называться «новым», но это будет уже легкая пародия на новизну. Пародия будет только усиливаться со временем. Таков закон в мире вещей и рядовых событий. В области же событий нравственных пародийность возрастает по мере повторений, и к повторениям все более подмешивается горечь насмешки над всей жизнью человеческой.
...
Читать дальше »
|
Жизнь наша – клуб ниток.
Жизнь наша со всеми нашими мыслями, желаниями, словами и делами есть как бы клуб ниток, в котором нить навивается с одного конца и развивается с другого. С первых лет явления нашего на свет в сознании нашем, как на основе, слагаются мысли, слова и дела. Когда же настанет час смерти, тогда начнется развертывание этого клуба нашей жизни. Нить, навиваемая на клубок, может быть окрашена в разные цвета: в белый или черный, или может быть пестрой. Таковой явится и нить нашей жизни. Понятно, что белизну ее составят добрые дела, а черноту – злые. Смесь тех и других образует пестроту этой нити.
Обычное разматывание клубка совершается в обратном порядке: то, что по порядку времени навилось после всего, будет развито прежде всего. В таком же порядке будет развиваться и нить нашей жизни.
...
Читать дальше »
|
Однажды 31 декабря со мной произошел необычный случай.
Это был, наверное, мой первый рождественский пост в сознательной христианской жизни. Тогда я только познакомился с церковной жизнью, с прихожанами храма, в который стал ходить, узнал, что такое пост. В конце декабря я обсуждал со своими верующими друзьями, как они будут проводить 1 января. Не хотелось в той чистоте, в которой мы провели пост, погружаться в новогоднюю суету. И тогда мы решили с одной молодой семьей (муж, жена и ребенок) отправиться в паломничество и встретить Новый год и рождественский сочельник в святом месте. Пунктом нашего путешествия мы выбрали Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
...
Читать дальше »
|
Новогодняя ночь – это прощание с уходящим годом, как со старым другом, который делил с нами скорби и радости, а теперь навсегда покидает нас; это встреча с наступающим годом, который как гость уже стучится в ворота нашего дома. Новолетие – время благодарения и надежды: благодарения Богу за Его милости, и надежды, что они не оскудеют и впредь. Как рыба, находящаяся в воде не понимает, что такое вода, как птица, парящая под облаками, не знает, что такое воздух, на который опираются ее крылья, так и мы не знаем обо всех благодеяниях Божиих, которые окружали нас.
Только в загробной жизни откроется, от каких опасностей ежедневно избавлял нас Господь, от скольких бед сохранял невредимыми, от каких огненных испытаний и искушений отводил; Он защищал нас от врагов видимых и невидимых, извлекал из духовных ям и расставленных сетей, разоблачал ложь и коварство завистников и притворных друзей, чудесно исцелял от смертоносных болезней – об этих благодеяниях мы знаем только немного, они откроются нам в загробной жизни. Поэтому, что бы с нами ни случилось, мы должны верить, что это благо и говорить: «Слава Богу за все».
...
Читать дальше »
| |