Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ о последствиях разрушающей страсти.
– Что теряет человек, если не борется со страстью зависти?
– Зависть является порождением страсти гнева. Зависть – это ворота, через которые входит всякий грех в человека. Премудрый Соломон утверждал, что «завистью дьявола смерть вошла в мир».
Но эту страсть, увы, современники не считают плохой.
– Даже говорят, что есть белая и черная зависть…
– Какая бы зависть ни была, она так или иначе наносит вред человеку.
– Какие последствия?
– Завистник вместо того, чтобы заниматься собой, решать внутренние, духовные проблемы, проявляет острое внимание к жизни других. Он работает и живет «вхолостую», безрезультатно.
Кроме того, наносит вред собственной душе. В творениях святых отцов сказано, что зависть съедает человека, разрушает его изнутри. Этот процесс зачастую проходит незаметно, медленно, но очень ощутимо. Завистника эта страсть полностью парализует – у него пропадает желание работать, тем более если он видит, что одного возвысили, у другого имеются привилегии, достижения, а у него вроде бы ничего особого нет.
Зависть убивает волю человека, он становится неспособным ни к какой деятельности. Если еще вчера он с энтузиазмом занимался каким-то делом, но кто-то ему сказал, что другой выполняет эту работу лучше, у него опускаются руки. Или, к примеру, один много всего делает, но безуспешно, а другой особо не старается, но достигает большего. Тогда первый из-за этого очень сильно расстраивается, ему ничего не хочется делать.
Огромная проблема также в том, что страсть зависти, как и другие страсти, поощряются в современном мире и средствами массовой информации, и телевидением.
– Согласно светской теории: если бы не существовало зависти, достижений бы не было; соревнуясь, человечество движется вперед.
– Дело в том, что в вопросах благополучия посредством накопления материальных ценностей, может быть, этот тезис и играет какую-то положительную роль. Но в духовном плане такой подход никакой пользы не приносит. Завидуя, человек сам себя разрушает.
– Как бороться с завистью?
– Первое средство борьбы с любой страстью – это, конечно, молитва о том, чтобы Господь дал силу не завидовать человеку, а сорадоваться ему. Если у него какой-то успех – слава Господу, что у него все хорошо, дай Бог ему здоровья. Сорадование, сострадание – свидетельство того, что мы принадлежим Церкви. Если же мы думаем только о себе, о своем благополучии и равнодушны к окружающим, то не являемся членами Церкви.
Борьба со страстями необходима каждому христианину. Особенно это касается страсти гнева, которая, по мысли прп. Иоанна Лествичника, лежит в основе всех страстей. По мере того, как мы преодолеваем другие страсти: гнев, самолюбие, памятозлобие, лень, нерадение и другие, подсекается и корень зависти.
Беседовала Наталья Горошкова
pravlife.org
|