00:05 Свойства человеческой души | |||
![]() 1. Существо самостоятельное, различное от тела. Эта истина видна из многих мест Писания (Быт. 2, 7; Пс. 15, 9. 10; Прем. 9, 15; Деян. 7, 59; 1 Кор. 5, 3-5), особенно же а) из слов Екклесиаста: и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, иже даде его (Еккл. 12, 7), и б) из слов Спасителя: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущего и душу и тело погубити в геенне (Мф. 10, 28); дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41). Самостоятельность души всегда была исповедуема в Церкви с самого ее начала [1], и ясно проповедуется во всех сочинениях о душе, написанных древними учителями веры [2]. В частности, истину эту доказывал Евсевий [3], и защищали блаж. Феодорит и Немезий против некоторых язычников, утверждавших, будто душа есть только форма или гармония составных частей тела, или ее принадлежность [4]. 2. Существо невещественное, простое. Так учит Слово Божие, когда называет душу духом, и называет весьма часто: кроме примеров, приведенных нами прежде (Еккл. 12, 7; Ин. 10, 15; Мф. 26, 36; снес. Лк. 23, 46; Мат. 27, 50; Ин. 19, 30; Деян. 7, 59), укажем еще на изречения апостола Павла: самый дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия (Рим. 8, 16); кто весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем: такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1Кор. 2, 11), и на свидетельство апостола Петра о Спасителе, что Он и сущим в темнице духовом сошед проповеда, паротивльшимся иногда, егда ожидаше Божие долготерпение во дни Ноевы (1Петр. 3, 19. 20). Так же учили о естестве души и древние знаменитые пастыри Церкви: Григорий Нисский [5], Златоуст [6], Василий Великий [7], Августин [8], Феодорит [9], Иоанн Дамаскин [10], и другие [11]. Если же некоторые приписывали душе какую-то дебелость, вещественность: то в таком же смысле, в каком приписывали ее и ангелам [12]. 3. Существо свободное. Мысль о свободе человеческой души или прямо выражается, или предполагается в бесчисленных местах Священного Писания, и, во-первых, во всех тех, где даются человеку заповеди, и от него требуется повиновение Закону Божию; во-вторых, где за исполнение заповедей предлагаются человеку разные награды и особенно вечное блаженство; наконец, где за нарушение заповедей предрекаются виновному разные наказания, временные и вечные. В частности, мысль эту выражают а) Моисей, говоря к Израильтянам: засвидетельствую вам днесь небом и землею: живот и смерть дах пред лицем вашим, благословение и клятву: и избери живот, да живеши ты и семя твое (Втор. 30 , 19; снес. стих. 15-18); б) Иисус Навин: аще не угодно вам служити Господеви изберите сами себе днесь, кому послужите (24, 15); в) пророк Исаия: аще хощете и послушаете Мене, благая земли с снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия (1, 19. 20); г) премудрый сын Сирахов: Сам из начала сотвори человека, и остави его в руце произволения его: аще хощеши, соблюдеши заповеди, и веру сотвориши благоволения (15, 14. 15); д) сам Спаситель: аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19, 17; снес. 23, 37; Ин. 7, 17); е) апостол Павел: иже стоит твердо сердцем, не имый нужды, власть же имать о своей воли, и се рассудил есть в сердце своем, блюсти деву свою, добре творит (1Кор. 7, 37; снес. Рим. 1, 21; 1Сол. 5, 21; Еф. 5, 10. 15-17). Отцы и учители Церкви доказывали свободу души человеческой, против язычников, гностиков и манихеев, как то: Иустин [13], Феофил Антиохийский [14], Ириней, Тертуллианиан, Климент Александрийский, Ориген [15], Кирилл Иерусалимский, Иоанн Дамаскин [16], и многие другие [17]. Доказывали тем, что мы имеем сознание о своей свободе [18]; что свобода есть неотъемлемое свойство существа разумного [19] и отличает человека от низших животных [20], что только свободным повиновением и служением мы можем благоугождать Богу [21]; а без свободы нет ни религии, ни нравственности [22], ни заслуги [23]. Еще – тем, что Бог дает нам заповеди, возбуждает к благочестию, как дал некогда и праотцу нашему Адаму [24], и что отрицающие свободу в человеке сами себя опровергают своими поступками, когда, например, взыскивают со своих подчиненных за их преступления [25]. 4. Существо бессмертное. Bеpa в бессмертие души была известна и в Ветхом Завете». Ее исповедали: а) Екклесиаст: и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, иже даде его (12, 7); яко все творение приведет Бог на суд о всяком погрешении, аще благо и аще лукаво (– 14); б) Псалмопевец: Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя (48, 16; снес. 16, 15); в) Премудрый: праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука (3, 1); праведницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечете их у Вышнего (5, 15; снес. 4, 7. 10. 14); г) исповедовали и все ветхозаветные праведники, когда смотрели на земную жизнь, как на странствование к Отечеству небесному (Быт. 47, 9; Евр. 11, 13-16), а на смерть, как на переселение к отцам (Быт. 25, 8; 35, 29; 49, 29). Еще яснее истина эта изложена в Новом Завете. Спаситель говорит: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убоитесь же паче могущего и душу и тело погубити в геенне (Мф. 10, 28); любяй душу свою, погубит ю: и ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю (Ин. 12, 25); и в притче о богатом и Лазаре: бысть же умрети нищему, и несену быти ангелы на лоно Авраамле: умре же и богатый, и погребоша его. И во аде, возвед очи свои, сый в муках, узре Авраама издалеча, и Лазаря на лоне его (Лк, 16, 22. 23; снес. 23, 43). Апостол Павел пишет: вемы, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворенну, вечну на небесех (2Кор. 5, 1); не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем (Евр. 13, 14);наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3, 20). Святые Отцы и учители Церкви проповедовали бессмертие души все единогласно [26], с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству [27], а другие по благодати Божией [28]. Митрополит Макарий (Булгаков). О Боге. В общем Его отношении к миру и человеку ПРИМЕЧАНИЯ [1] По свидетельству Оригена. Prooem in Princip. n. 5. [2] Justin. περὶ ψυχῆς; Tertull. de anima; Greg. Nyss. περὶ ψυχῆς; Augustin. de anima et eius orig.; Nemes. de nat. homin.; Maxim. de anim. etc. [3] De incorporali lib. 1, in Galland. IV, p. 503 sq. [4] Феодорит. Кратк. излож. Бож. догмат. гл. IX, в Хр. Чт. 1814, IV, 219; Nemes. de nat. homin. cap. II. [5] Ὄτι ἄῡλός τις καὶ ἀσώματος, καταλλήλως τῇ ἰδίᾳ φύσει ἐνεργοῡσά τε καὶ κινουμένη... De anim. et resurr. p. 189, Т. Ill, ed. Morel. [6] См. выше примеч. 286; также homil. in illud: Ego Dominus Deus feci Iumen, n. 1. [7] «Что существенно наше? Это – душа, которой живем, существо тонкое и духовное, не имеющее нужды ни в чем обременяющем; это – тело, которое дал Творец душе колесницей в жизнь» (Слово XXI о том, что не должно прилепляться к житейск..., в Твор. св. Отц. VIII, 330). [8] Animam non esse corpoream non me putare, sed plane scire, audeo profiteri (De Genes, ad litt. XII, 33, n. 62; cf. VII, 15, n. 21). [9] «Душа наша есть существо простое, одаренное разумом и бессмертное» (Кратк. изл. Бож. догм. гл. IX, в Хр. Чт. 1814, IV, 218). [10] «Душа есть существо живое, простое, безтелесное»... (Точн. излож. прав. веры II, 12, стр. 92). [11] Euseb. in Luc. XII, 24; Praepar. Euang. XI, 27; Nemes. de natur. homin. cap. II; Tit. Bostr. adv. Manich. 1, 26; Anustas., in Mai VII, 1, p. 179; Maxim. de anima. [12] См. выше примеч. 143. 144. [13] Τὴν ἀχὴν νοερὸν καὶ δυνάμενον ἀιρεῖσϑαι τ’αληϑῆ καὶ εὖ πράττειν τὸ γένος τὸ ἀνϑρώπινον πεπόιηκεν (Apolog. 1, cap. 28; Cf. Dialog. cum Thryph. СII). [14] Ἐλέυϑερον γὰρ καὶ ἀυτεξόυσιον ἐπόιησεν ϑεὸς τὸν ἀνϑρώπον (Ad Autol. II, 27). [15] Iren. adv. haer. IV, 37, n. 2. sq. 39, n. 17 sq.; Tertull. adv. Marcion. II, 5. 6; de anima XXI. XXII; Clem. Alex. Strom. II, 4; III, 9; IV, 23; V, 13; VI, 12; Origen. de Princip. II, 9, n. 6; in Matth. Т. X, n. II. [16] Кирилл. Иерус. Оглас. поуч. IV, 18: «знай, что ты имеешь душу свободную...»; Дамаск. Точн. излож. пр. веры II, 12: «душа есть существо свободное, одаренное способностью хотеть и действовать»... [17] Tatian. adv. Graec. VII; Tit. Iiostr. adv. Manich. II, 3; Chrysost. in Genes. homil. XIX, n. 1; XX, n. 3; XXII, n. 1; Augustin. de lib arbitr. II, 3; Ephrem. de libert. T. lII, p. 434, ed. Graec. Cyril. Alex. adv. antrop. с. II; epist. LV; Nemes. de nat. horm. с. XXIX. [18] Tit. Bostr. adv. Manich. II, 5. 6. [19] Origen. de princip. Ill, n. 5; Greg. Nyss. Oral. cath. XXXI; Дамаск. Точн. излож. прав. веры III, 18. [20] Augustin. in Ps. CI. Serm. 1, п. II. [21] Chrysost. in Matth. homil. XXII, n. 6; Augustin. de vera rel. cap. XIV, n. 27. [22] Origen. contr. Cels. IV, 3; Greg. Nyss. de hom. opif. с. XVI; orat. cathech. XXXI; Chrisost. de Anna serm. 1, n. 2. [23] lustin. Apolog. 1, n. 43; Iren. adv. haer. IV, 37, n. 2. 6. 7; Isidor. lib. II, epist. 129. [24] Iren. IV, 37, n. 3; Tertull. adv. Marcion. II, 5. [25] Augustin. Epist. CCXLVI. [26] lustin. Apolog. 1, n. 1. 17. 18. 63; Tatian. adv. Graec. XVI; Iren. adv. haeres. II, 34, n. 2; V, 13, n. 3; Athenag. Legal. XXVII; Clem. Alex. Strom. V, 15; Origen. adv. Cels. Ill, 22; Tertull. de resurr. carn. XXXIV; Euseb. Demonstr. Euang, III, 3; Athan. contr. gentes XXXIII; Greg. Nyss. de eo, quid sit ail imag. Dei, 23, Т. II, ed. Morel.; Epiphan. haeres. LXIV, n. 36 u друг. [27] Tertull. de anima XI. XIV. XV; Origen. de princip. II, II, n. 4; III, 1, n. 13. [28] lustin. Dialog. cum Thryph. n. VI; Tatian. adv. Graec. XIII; Iren. adv. haeres. II, 34, n. 4; Arnob. adv. gent. II, I4. 18.32. 35; Theoph. ad Autol. II, 34. 36; Кирилл. Иерус. Огл. поуч. IV, 69: «знай, что ты имеешь душу свободную, творение Божие прекрасное, сотворенное но образу Создателя, бессмертное но благодати Бога, который делает оное бессмертным, творение живое, разумное, нетленное, но благодати того, который даровал сие. | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |