18:25 В Иерусалим на бесе | |||||
Парадоксы и исторические факты жития святого архиепископа Иоанна Новгородского
Желанный клобук, нежеланная панагия ![]() Когда умерли родители Иоанна, он решил, посоветовавшись со своим братом Гавриилом, все наследство вложить в строительство нового монастыря. Первым делом возвели деревянную церковь: братья посвятили ее Благовещению Пресвятой Богородицы. Монастырь рос, и вскоре решено было воздвигнуть долговечный каменный храм. Храм вырос лишь наполовину, когда стройку пришлось заморозить: как это нередко бывает и в наше время, кончились деньги. Братья не могли найти «человеческий» выход из ситуации, оставалось только молиться. Однажды ночью в ответ на молитвы Гавриила и Иоанна им явилась Богородица и ободрила их. «Только не оставляйте благого дела и не охладевайте в вере» – таким было Ее послание. И действительно, почти в буквальном смысле средства на продолжение строительства появились из ниоткуда. На следующий день братья увидели, что у ворот строящегося монастыря стоит лошадь без наездника. Подошли поближе, чтобы посмотреть, и обомлели: на лошади – богатая сбруя, обложенная золотом, а по бокам висят два мешка, туго набитые золотом и серебром. Ждали: может, вернется наездник, но так и не дождались. Сняли с лошади мешки, отнесли в монастырь, обернулись – а коня и след простыл…
Строительство было завершено, а оставшиеся деньги братья отдали в распоряжение игумену монастыря. Гавриил и Иоанн приняли постриг в обители, которую сами и построили. Гавриил получил имя Григорий, а Иоанн был наречен Илией. Время шло. Однажды до монастыря дошли вести о кончине архиепископа Новгородского Аркадия. Аркадий был первым избранным новгородцами епископом – дело в том, что именно в то время, с конца XII века, новгородцы стали сами избирать своего епископа, собираясь «всем городом» на вече, в то время как раньше его назначал Киевский владыка. На место новопреставленного преосвященного Аркадия Новгород единодушно избрал Иоанна, нравственные качества и вера которого были широко известны. И, вопреки сопротивлению бедного подвижника, не желавшего для себя ни почетного сана, ни известности, он стал архипастырем: сдавшись на уговоры горожан, Илия отправился в Киев, где был возведен в сан епископа и поставлен на Новгородскую кафедру. Два года спустя смиренный епископ был рукоположен в архиепископы – и стал первым в истории архиепископом свободного Новгорода. Брат на брата
Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в. Софийский собор. Великий Новгород
XII век – разгар кровопролитных междоусобиц русских князей, и, конечно, они не могли не коснуться богатейшего торгового города. В феврале 1170 года к Новгороду двинулось большое объединенное войско русских князей во главе с князем суздальским Мстиславом Андреевичем, сыном знаменитого Андрея Боголюбского. За несколько лет до этого Мстислав отправился с аналогичным походом на Киев. Поход закончился взятием и сожжением города: как повествует летопись, «и бысть в Киеве на всих человецах стенание, и туга, и скорбь неутишимая». И вот Мстислав под стенами Новгорода. Князья и воеводы уже поделили между собой улицы города, так очевиден был для них успех. Жители в ужасе, «охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому Богу и Пречистой Его Матери». Три дня длилась осада, три дня, без сна, вместе с жителями молился архиепископ Иоанн. И ему было откровение: идти в церковь на Ильинской улице и вынести на городские стены хранящуюся там икону Богородицы. Наутро икону торжественно вынесли из храма и подняли на стены. И вдруг случилось то, чего никто не ожидал: икона «заплакала». Иоанн стал фелонью вытирать эти слезы, текущие из глаз Богородицы… Благодаря такому явному чуду к жителям города вернулось присутствие духа. Настал черед осаждавших бояться и метаться. Согласно летописи, на них напала тьма, страх, в лагере начался хаос, люди метались, ничего не различая, калечили и убивали друг друга. В этот момент новгородцы и вышли за городские стены, кинулись в бой. К вечеру осада города была снята, князья с позором отступили от Новгорода. В следующем году архиепископ ездил на переговоры с князем Андреем Боголюбским, отцом Мстислава, во Владимир, чтобы обезопасить свою паству и способствовать заключению мира на долгие годы. Город стал жить спокойно.
А чудо, конечно, забыть не могли. С того времени в Новгороде архиепископ Иоанн установил праздник Знамения Пресвятой Богородицы, который и сегодня отмечается 27 ноября / 10 декабря. Об этом событии в XIV веке было написано сказание – «Слово о знамении Святой Богородицы», а веком позже афонский монах Пахомий Логофет написал о нем «Слово похвальное Знамению». На месте, где стояла плачущая икона, построили монастырь Богородицы на Десятине. Сама икона Божией Матери «Знамение» 186 лет хранилась в той же церкви на Ильинской улице, а в 1356 году была перенесена в храм, названный в ее честь (впоследствии ставший Знаменским собором). Сегодня известны ее многочисленные списки, а одну из икон, написанных на сюжет победы новгородцев над суздальцами, можно увидеть в Третьяковской галерее. На бесе в Иерусалим
Храм Гроба Господня
Архиепископ был, как бы сейчас сказали, талантливым миссионером. Он вел беседы с мирянами, игуменами, священниками – об исповеди, о причастии, о святости. В одной из таких бесед святой рассказал о некоем человеке, который был искушаем бесом, но подчинил его себе и съездил на нем в Иерусалим, чтобы поклониться Гробу Господню. Считается, что рассказывал святитель о себе самом, как обычно и поступали подвижники, – чтобы о них не думали особо. Новгородский архиепископ, безусловно, был человеком святой жизни. Порядок искушений таких подвижников – гораздо выше, чем обычных людей. Как описывает святой наших дней Паисий Святогорец, искушения мирян – гнев, невоздержанность и даже какие-то грубые грехи, а к преуспевшему монаху уже могут прийти и сами лукавые духи, чтобы смутить, напугать его. Так, вероятно, случилось и с архиепископом Иоанном. В одну из ночей, когда он молился один, вдруг услышал шум и плеск воды – как будто кто-то плескался в рукомойнике. Поняв, что это не человек, святой встал, подошел к рукомойнику и перекрестил его. Возмутителем спокойствия оказался бес, понадеявшийся сверхъестественным явлением напугать и смутить монаха. – Кто ты и как вошел сюда? – спросил архиепископ. Бес сказал: – Я лукавый бес и пришел смутить тебя, думая, что ты, как человек, устрашишься и перестанешь молиться; но ты заключил меня в этом сосуде и мучаешь меня. Пусти меня, раб Божий! И я никогда больше не приду к тебе! Согласно житию, святитель поставил условие: повелел нечистому отвезти его в Иерусалим, к храму Гроба Господня. И в ту же ночь там оказался. Угодник Божий повелел бесу стоять на месте, а сам пошел в храм Воскресения Христова. Подойдя, он стал молиться, и неожиданно запертые двери храма отворились перед ним, а у Гроба Господня зажглись свечи и лампады. Поклонившись святыне, исполнив свое желание, он вышел из храма: бес стоял на том же месте в виде оседланной лошади. Сев на него, Иоанн в ту же ночь вернулся в Новгород и оказался в своей келлии. Бес умолял святого оставить такой его позор в тайне и от просьб перешел к угрозам:
– Если ты расскажешь кому-либо, как ты ездил на мне, то наведу на тебя такой поклеп, что все тебя осудят как блудника! Но святитель осенил себя крестным знамением, и бес исчез. И вот святой рассказал эту историю другим. Бес со всей злобой и коварством приступил к тому, чем и грозил: всеми силами старался оклеветать архиепископа.
Святитель Иоанн Новгородский
Каждый день к святому приходило немало посетителей. Лукавый демонстрировал им разные видения: то пришедший увидит ожерелье в келлии архиепископа, то почудится ему женская обувь или какой-то предмет женской одежды. Люди, конечно, смущались. О пастыре распространялись слухи: его действительно стали подозревать в блуде. Однажды народ решил дознаться правды. Всем миром отправились к келлии своего архипастыря. Нечистый обратился девицей и сделал вид, что убегает из келлии… Это вызвало страшное возмущение. Услышав крики и шум, архиепископ вышел и спросил, что случилось. И тут «чада» стали кричать, обличать своего архипастыря, схватили его, стали насмешничать над святителем. А что делать дальше? Решили поступить так: – Отвезем его на реку, посадим на плот, чтобы он выплыл из города по реке Волхов. Так и сделали. Плот с оклеветанным монахом поплыл. Да только, как рассказывает житие, не по течению, а против него – вверх по реке. Архиепископ уплывал из города – в прямом и переносном смысле. – Прости нам, отец! – только и могли кричать люди, догоняя плот, рыдая, пытаясь вернуть святого, изгнанного ими. И праведник простил своих духовных детей и возвратился в Новгород. Его слова, обращенные к искателям правды и тем, кто скор на обличение, так же свежи сегодня, как в XII веке: – Чада, с осмотрительностью делайте всякое дело, чтобы не искусил вас диавол и добродетель ваша не была омрачена злым делом. «Иго Христово должно быть легко»
Святитель Иоанн Новгородский
«Я прошу вас, не привязывайтесь сильно к этому миру, но постоянно поучайте людей. Прежде всего, смотрите, чтобы они не предавались сильному пьянству. Ведь сами знаете, что через это больше всего гибнут люди не только простые, но даже и мы. Когда приходят к вам на покаяние ваши духовные дети, то спрашивайте их с кротостью. Не налагайте на кающихся тяжких епитимий. На сирот епитимий не налагайте. Пусть все каются, ведь иго Христово должно быть легко».
«Инок должен быть всегда иноком, во всякое время и во всяком месте – и во сне, и в бодрствовании сохранять память смертную, и во плоти быть бесплотным. Не для всех монастырь служит врачеством сластолюбию, как и молчание – гневу, смерть – жадности к деньгам, гроб – хапанию… Жизнь иноческая и мирская несовместимы, как не запрягают вместе верблюда и коня… Будучи богами, берегитесь, как бы не истлеть подобно людям и не пасть с высоты подобно князю светоносному… От славы человеческой рождается высокоумие».
Софийский собор, Новгород
Валерия Михайлова
| |||||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |