00:12 Важен ли пол в деле спасения? Неделя Жен-мироносиц | |||
Воскресные проповеди этого дня посвящены Женам-Мироносицам, а в их лице и всем женщинам-христианкам. По такой себе неофициальной версии, этот день ещё называют женским православным днём. Но говорят это, как правило, со стеснением, добавляя, что в Церкви нет ни женского, ни мужского дня, так как во Христе не различимы ни женщина, ни мужчина, о чём и пишет апостол Павел в послании к Галатам (3:28). Но на самом деле апостол Павел пишет не об унисексе Царства Божия, а о равенстве всех перед Богом независимо от пола, нации или социального положения. Слова, которые звучат в этот день в храмах, являются, по сути, лучшим доказательством того, что Церковь разделяет мужское и женское служение. Женское сердце пронесло верность Богу в годы тяжелейших атеистических гонений. Мужчин, которые привыкли жить в большей степени умом, чем сердцем, в те годы в храмах почти не было. Именно на ложную рассудочность было направлено острие атеистической пропаганды. Но его клин не доставал сердца. Женщина верит и живёт глубже разума. Её душа находиться большей степенью в области сердечной чувственности, и она даже, быть может, много не понимая в научном богословии, чувствует любовь Божию и живёт ею. И сейчас большинство нашей паствы – это женщины.
Любовь семейная, дружественная, родственная не обладает свойством безусловности. Там, всё-таки, нужно соблюдать определённые условия, при которых эта любовь возможна. А вот материнская любовь никаких условий не знает. В этом тайна любви женского сердца не только к детям, но и к Богу. Это сердце не требует удостоверений и доказательств того, что Бог есть, оно чувствует, что Он не просто существует, а что Бог есть Любовь. Это всё можно отнести к специфике женской святости. Мы должны понимать, что святость – это не унифицированный Небесный ГОСТ. Она индивидуальная, и зависит от тех особенностей и потенций, которые даны Богом каждому из нас. Так же как люди отличаются друг от друга, так же и святость каждого отличается от святости другого. Как каждый цветок по-своему красив, так и духовная красота каждой отдельной личности по-своему прекрасна. Имеет ли значение пол в деле духовного роста? Несомненно, монах или монахиня, принимая обеты безбрачия, не перестают быть мужчиной и женщиной. Во всём, что они делают, играет значение пол. Их биологические различия являются врождёнными, естественными и пропитывают каждую клеточку их организма. Эти различия не являются социально обусловленными, это не результат воспитания или обучения. Эти различия коренятся в самой природе человека и являются обусловленными замыслом Божиим о нас. Этот замысел касается не только человека, но и всего сотворённого. Мы видим, что с самого низу и до обозримого нами верха проходить гендерная ось. Существует гравитационное и электромагнитное притяжение. Маленький электрон знает разницу между протоном, которого он "любит", и другим электроном, который является его «соперником». Если бы он не знал разницы, он не вёл бы себя так сознательно, двигаясь по орбите вокруг своего протона и отталкивая другие электроны, и никогда наоборот. Размножение хламидомонады, пестики и семипочки, женские гометы и мужские споры растений – я не буду перечислять гендерные особенности растительного и животного мира, – всё это говорит о том, что в замысле Божием половое различие есть. Это способ выражения жертвенной любви, которая после грехопадения извратилась, превратившись в осознанное стремление к удовольствию и бессознательное стремление к продолжению рода. Изменило ли грехопадение замысел Божий о человеке? Нет. Во всех книгах Библии красной нитью проходит идея Небесного брака, где Бог – это жених, а душа – это его возлюбленная невеста. При этом Божественных Жених очень ревнивый, и не допускает возможности даже малейшего флирта на стороне. Это Он называет изменой, блудом, прелюбодеянием. С этого блуда началась история падения человека, когда он извратил истинную, жертвенную сексуальность, превратив её в эгоизм, в желание сделать самого себя Богом. Но энергия эроса, которая заложена Богом в основу человеческого развития, продолжает жить и движет искусством, наукой, поэзией, да и любым видом творчества. В высшей, преображённой форме эта энергия движет человеческий эрос к Богу. Молитва, подвиг, служение Богу – это проявления сексуальности человеческой души, которая высшую цель, высший смысл своей жизни видит в том, чтобы приобрести единство с Богом. Конечно, я не дерзаю говорить о том, что есть мужские и женские души, но думаю, что могу с большой долей уверенности предположить, что в каждой душе есть, если говорить терминами психологии, anima и animus, женственность и мужественность. И, в зависимости от пола, так же как и в теле, одно преобладает, а другое присутствует. Когда Спаситель говорил нам о том, что на небе не женятся и не выходят замуж, а пребывают, как ангелы на небе, Он ведь не имел ввиду, что мы будет там бесплотными, или без различия пола. Все явления Неба, которые нам известны, говорят о том, что гендерная дифференциация там присутствует. Спаситель Воскрес и был узнаваем телесно как представитель мужской природы. Матерь Божия, будучи в чине выше ангелов, всегда являлась святым как Дева. Святые праведники, девы, мученики и мученицы, открывались нам в своих, присущих им гендерных ипостасях. Поэтому глупо и бессмысленно вести борьбу с полом как чем-то греховным. Это различие обусловлено замыслом Божиим о человеке. С половыми различиями как раз ведёт борьбу диавол. Он пытается насадить в человечестве гендерный унисекс, рекламируя женоподобных мужчин и мужеподобных женщин. Признание многими странами однополых браков – это его победа над честью, совестью и достоинством богосозданного человека. На самом деле половое различие с присущей для каждого пола душевной спецификой – это дар Божьего замысла о человеке, красота Его Творчества. В заключение я хочу процитировать слова одной из красивейших и известнейших женщин своего времени. Это – Одри Хепберн: «Чтобы губы были красивыми, говорите только добрые слова. Чтобы глаза были красивыми, ищите в людях только хорошее. Чтобы фигура была стройной, поделитесь едой с голодными. Чтобы волосы были красивыми, пусть с прядями каждый день играет малыш. Люди больше, чем вещи, нуждаются в том, чтобы отношения с ними восстанавливать, возрождать, исправлять и никогда никого не выбрасывать и не забывать. Старея, вы узнаете, что у вас две руки: одна – чтобы помогать себе, другая – чтобы помочь ближнему. Красота женщины – не в одеждах, которые она носит, не в её фигуре, и не в причёске. Красота женщины должна быть видна в её глазах, это дверь в её сердце, то место, где живёт любовь. Настоящая красота женщины отражается в её душе. Красота женщины проявляется в её заботе и любви. Красота женщины растёт по мере того, как годы уходят...» Протоиерей Игорь Рябко Читайте также: | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |