Седьмая неделя по Пасхе посвящена памяти великих церковных иерархов и богословов, собравшихся в 325 г. в пригороде Константинополя, Никее, для решения важнейших вопросов христианского вероучения, волновавших тогда умы людей. «Собор» (греч. Сюнодос, Синод, лат. Congressus) – значит буквально «сходка», «собрание». Сейчас его назвали бы «Всемирным конгрессом», потому что в то время пределы «Вселенной» (Экумены) совпадали с границами Римской империи.
Предыдущие недели Пасхального цикла были связаны с событиями евангельской истории, завершившейся Вознесением. Близок День рождения Всемирного Царства, и сейчас, предваряя его празднование, нам предлагают почтить память тех, кто отстоял главную истину нашей веры и спас Христианскую Церковь в переломный момент ее бытия.
...
Читать дальше »
|
В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.
Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.
Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам.
...
Читать дальше »
|
Среди учеников Христовых богатых людей не было. Равно как не было людей, украшенных священством, носящих на поясе меч, восседающих на коне или отмеченных иными чертами социальной значимости. Иосиф с Никодимом были богаты, но они представляли особый чин учеников тайных. Это ведь только кажется, что богатому человеку живется вольнее, чем простецу. Богатый человек бывает часто связан и опутан нитями особой прочности, поэтому страх отлучения от синагоги и держал в тени Иосифа с Никодимом до самой смерти Спасителя на кресте. Поэтому и Пилата быстро и легко – одним лишь упоминанием о гипотетическом противлении кесарю – стреножили хитрые иудейские вожди. Не спасли прокуратора ни мечи легионеров, ни глубокое презрение к народу, среди которого он совершал государеву службу.
...
Читать дальше »
|
Миновала уже вторая седмица по Пасхе, и сегодня – третья пасхальная "неделя" (воскресенье), которая в православном богослужебном Календаре озаглавлена как "Неделя Жен-Мироносиц" (т. е. "Неделя женщин, несущих миро"). Здесь же перечислены имена семерых женщин, известных нам из евангельского повествования, которые и причисляются традиционно к «мироносицам».
...
Читать дальше »
|
Ежегодно в третье воскресенье по Пасхе Православная Церковь чтит святых жен-мироносиц. В историю христианства эти замечательные и бесстрашные последовательницы Спасителя вошли как главные провозвестницы самого радостного и светлого события вселенского масштаба. Почему именно они, а не апостолы и ближайшие ученики Христа сподобились величайшей чести – первыми увидеть Господа после Его Воскресения?
...
Читать дальше »
|
Воскресные проповеди этого дня посвящены Женам-Мироносицам, а в их лице и всем женщинам-христианкам. По такой себе неофициальной версии, этот день ещё называют женским православным днём. Но говорят это, как правило, со стеснением, добавляя, что в Церкви нет ни женского, ни мужского дня, так как во Христе не различимы ни женщина, ни мужчина, о чём и пишет апостол Павел в послании к Галатам (3:28). Но на самом деле апостол Павел пишет не об унисексе Царства Божия, а о равенстве всех перед Богом независимо от пола, нации или социального положения.
...
Читать дальше »
|
Верные ученицы и тайные ученики
Третью неделю по Пасхе, Мироносицкую, как ее называли наши предки, открывает День жен-мироносиц. В последние годы его принято считать — наполовину в шутку, наполовину всерьез — неким аналогом 8-го марта, «светского Женского дня». Вдвойне поэтому любопытно, что этот праздник посвящен не только женам, но и двум мужам — тайным ученикам Иисуса Христа, приходившим слушать Его под покровом ночи. Это Иосиф Аримафейский и Никодим, участвовавшие в погребении Господа. Оба были членами Синедриона, но в суде над Христом, конечно, не участвовали. Еще до Его осуждения Никодим пытался защищать своего Учителя, говоря: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? (Ин 7:50). Но к его словам не прислушались.
...
Читать дальше »
|
7 недель после Пасхи
В первые века христианства в воскресенье, следующее за Пасхой, неофиты (т. е. недавно крестившиеся), наконец, меняли свои праздничные белые одежды, в которых ходили всю неделю после своего крещения (оно первоначально совершалось в Церкви лишь в особые дни, в первую очередь, на Пасху). В этот день уже в наше время в белые одежды, точнее, белые подвенечные платья, стремятся облачиться многие невесты: всем знакомая сегодня Красная горка — это первый день после длинного Великого поста, когда разрешается венчаться.
...
Читать дальше »
|
ПАСХА
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав.
"Христос воскрес из мертвых,
поправ смертью смерть
и даровав жизнь умершим".
Тропарь праздника
Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу. "Слово Пасха, - говорит святой Амвросий Медиоланский, - означает прехождение.
...
Читать дальше »
|
Пасха, Светлое Христово Воскресенье: смысл, история и традиции праздника
Что такое Пасха
Пасха — главный праздник всего церковного года, смысловой центр православного календаря. Пасха — это праздник Воскресения Христова.
Это переходящий праздник, его дата меняется год от года и зависит от лунно-солнечного календаря. Праздник не принадлежит к числу двенадцати двунадесятых праздников, а стоит как бы над их кругом, потому что его значение по-настоящему уникально.
...
Читать дальше »
|
«Если мы в этой только жизни надеемся
на Христа, то мы самые жалкие из всех людей!»
(1 Кор.15:19).
Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.
Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Следует резонный ответ: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Возразить на это нечего! А как взрослые?
...
Читать дальше »
|
Камень, которым был закрыт вход в погребальную пещеру, оказался отваленным, а гроб — пустым
Воскресение Христово произошло в первый день недели по древнееврейскому календарю, или в воскресенье по современному, — на третий день после распятия. Первым о нем узнали стражники, приставленные ко гробу иудейскими начальниками. Камень, которым был закрыт вход в погребальную пещеру, оказался отваленным, а гроб — пустым. Испугавшись произошедшего, стража бежала в город, где получила приказ рассказать, будто тело украли ученики.
...
Читать дальше »
| |