« 1 2 ... 12 13 14 15 16 ... 27 28 »
Чаще всего анафеме люди сами себя предают, - отмечает руководитель исторического отдела Винницкой епархии иерей Назарий Давидовский.
Это страшное слово «анафема». Что это за инструмент и для чего он нужен Церкви? Что происходит с человеком, преданным анафеме, и есть ли у него возможность изменить ситуацию? Может ли Церковь отменить анафему в силу раскрывшихся обстоятельств или нового видения?
...
Читать дальше »
|
Быть ли технике в быту – размышляет архимандрит Леонтий (Золотарев).
Бытовая техника, как и любое средство в жизни христианина, призвана облегчать труд, но не заменять его. Леность – это полное избегание усилий, как внешних, так и внутренних. Любым средством нужно уметь правильно пользоваться или хотя бы учиться, согласно инструкции.
Человечество, следуя логике развития технического прогресса, пытаясь освободить время для культурного, духовного, интеллектуального развития, попадает в ловушку, ведь настолько упрощает, уплощает эти освободившиеся часы, что на серьезные, полезные занятия времени уже не остается. Для многодетных семей или для людей, занятых на работе, решение каких-то вопросов с помощью бытовой техники – это неплохой выход. Но вопрос другой: что делать с тем временем, которое у нас освобождается?
...
Читать дальше »
|
Мир существует, пока мы умеем прощать друг друга, искренне убежден архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.
– Почему архиважно прощать? Почему это обязательное условие жизни?
– «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим», – читаем мы каждый раз в молитве «Отче наш». Т. е. условием для прощения наших грехов является прощение ближних. Прежде чем принести дар к алтарю, совершить молитву, мы должны в первую очередь попросить прощения у наших близких, которых мы, может быть, чем-то обидели.
...
Читать дальше »
|
На одном из сетевых ресурсов появились «Вопросы к Богу и к себе» отца Федора Людоговского. Как бы ни оценивать сам ресурс – и факт публикации на нем – вопросы заслуживают ответа. Попытаемся эти ответы дать.
1. Что такое спасение?
Тут надо начать с Бога и творения (хотя это вопрос под номером 3). Бог очень, очень счастлив. В Троице Он имеет полноту радости, любви, общения – и Он желает разделить это счастье с другими, с ангелами, с людьми, со всем творением. Бог создает нас, чтобы сделать нас участниками Его радости. Мы созданы, чтобы стать членами Его семьи – и это предполагает наше согласие, как брак предполагает согласие невесты. Спасение – это состояние людей (и, вместе с ними, всего творения), которое будет сообразно этой цели и замыслу Бога.
...
Читать дальше »
|
Что делать, если не успеваешь читать утренние или вечерние молитвы.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.
...
Читать дальше »
|
Мы должны научиться разговаривать со своею душой. И первым инструментом, «лопаточкой», с помощью которой можно отрыть и очистить от наносного житейского мусора собственную душу, является пост.
Святитель Амвросий Медиоланский придавал одно из важнейших значений посту. Он писал о телесном пищевом воздержании, указывая, что пост имеет не земное происхождение, но небесное, так как служит содержанием и образом жизни небесной, является жизнью ангелов. В силу этого на земле он – необходимое средство для приобретения нравственной чистоты и невинности. Пост обновляет душу, уничтожает грехи, является корнем благодати и ступенью к спасению. Добродетель поста настолько велика и сильна, что может поднять людей на небо.
...
Читать дальше »
|
Топ-правила счастливого брака от протоиерея Василия Высоцкого.
– Женщину Бог сотворил в раю из Адама. Она ребро, поэтому головка ее должна быть приклонена к Адаму. И поскольку муж является главой семейной церкви, а жена – хранительницей очага, она никогда не должна возражать супругу. Ни в чем. Это по апостолу Павлу. Иногда женщина хочет занять главенствующее место в семье. И когда я раньше венчал людей, то говорил: «Не забывайте, что муж – это глава, а жена – это шея». Вот тут есть один очень тонкий нюанс: кто обращает на него внимание, тот всегда находится в счастливом браке. Дело в том, что голова будет смотреть туда, куда захочет шея. Но это нужно сделать так тонко, чтобы голова не заметила. Она сама, так сказать, поворачивается туда, куда хочет шея.
...
Читать дальше »
|
Наверное, все мы часто сталкиваемся с мнением, что темные силы действуют на человека в связи с порчей или колдовством. При этом мало кто обращает внимание на то реальное их воздействие, коему человек подвергается вне всякой связи с магией. Значит, важно иметь правильное представление о самих темных силах и способах их влияния на людей.
...
Читать дальше »
|
Фактически, всенощное бдение, состоящее из вечерни, утрени, 9 и 1 часа, составляет с Божественной литургией единое целое. Во времена первых христиан так и было. Об этом в своей книге «Толковый Типикон» очень хорошо писал профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович.
Христиане первых веков по Рождестве Христовом вечерню служили вечером, под утро она оканчивалась утреней. Потому священнический возглас перед великим славословием «слава Тебе, Показавшему нам свет!» совпадал с рассветом, а на само великое славословие восходило солнце, и верующие во главе со священником благодарили Бога за то, что Он создал для них новый день. После утрени сразу начиналась Литургия. Кстати говоря, на Афоне и даже в некоторых украинских храмах сохранилась традиция служить утреню утром перед Литургией.
...
Читать дальше »
|
Злоба в сердце лечится очень простым способом.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов – ближайший и возлюбленный ученик Христов – написал в своем Послании: «…Бог есть любовь» (1Ин. 4: 7-8). И эта Божественная любовь изливается на всех – добрых и злых, плохих и хороших.
Вспомним Евангелие от Матфея: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44, 45). Образно выражаясь, Господь в одинаковой мере любит и преподобного Сергия Радонежского, и Гитлера, хотя пути их свободных воль, конечно же, различны.
...
Читать дальше »
|
Скажу откровенно, что раньше меня всегда удивляло в текстах молитвословов наличие таких вот моментов: «Господи помилуй (трижды)», «Господи помилуй (12 раз)» или «Господи помилуй (40 раз)».
В моём сознании начинало трепыхаться неудовольствие, дескать, к чему эта многократность. Словно магические мантры какие-то читаешь. А может это такие перебивки между молитвами, ну, что-то вроде пунктира? — думал я. А сейчас понимаю, что это рассуждения человека, который совсем не понимает сущности молитвы.
...
Читать дальше »
|
Грех исповедан, но продолжает беспокоить совесть: как поступить, нужно ли его исповедовать вторично?
Святые отцы сравнивали грех с сорняком на огороде. А огород, соответственно – с сердцем. Они говорили о том, что борьба с грехом продолжается до смерти человека. Подобно тому, как огород нужно пропалывать постоянно, так же нужно бороться со своими грехами, и в первую очередь частой исповедью.
...
Читать дальше »
| |