Представьте себе, что я совершил преступление — например, ограбил лавку. У меня есть друг — хороший, честный человек, который меня искренне любит, как родного брата. Я прошу моего верного, надежного друга, чтобы он обеспечил мне алиби — дал показания, что в момент совершения преступления мы с ним играли в шахматы. И тут он... отказывается. Он мой друг, и он меня любит, но он не будет лжесвидетельствовать — у него есть моральные принципы. Я могу быть очень недоволен — «Хорош друг! Не хочет спасти меня от тюрьмы, когда ему-то это ничего не стоит! И это называется дружба?» Но он действительно не хочет лжесвидетельствовать — именно потому, что он хороший и честный человек. Он будет носить мне передачи в тюрьму — а вот лгать его лучше не просить.
Также и Бога лучше не просить поступать по лжи. Но это не значит, что Он ничего не делает для нашего спасения. Он делает, но нечто иное — становится человеком и умирает за наши грехи. Это то, что человеческой гордости трудно проглотить — выходит, что мы виновные, плохие, испорченные люди, вся надежда которых в том, что за нас умер Невиновный, Преблагой и Непорочный? Именно так.
Если Вы, скажем, по пьяни устроили пожар, а Вас спас пожарный — Вас спас, а сам погиб в огне — Вы почувствуете себя глубоко пристыженным. Можно сохранять гордость, когда Вас незаслуженно унижают; невозможно сохранить ее, когда Вам оказывают незаслуженное благодеяние. Трудно задирать нос, зная, что за Ваши грехи умер Невиновный — поэтому эту весть так тяжело принять. Но возвещение Апостолов именно таково — «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Пет. 3:18).
Вся наша надежда — и никакой другой надежды нет — на то, что за нас умер Невиновный. Евангелие подчеркивает это, свидетельствуя о том, что первый человек, попавший в рай, был разбойником, бандитом, который обратился к Господу уже умирая (Лк. 23:42). Он ничем не мог загладить своих прошлых преступлений — он просто попросил о милости, о даре — и получил этот дар.
Но бесплатных даров не бывает. Если они бесплатны для получателя, это просто значит, что за них заплатил кто-то другой. Если друзья угощают вас обедом, то это потому, что они заплатили за продукты и потратили время на готовку. Если нам дарят что-то, маленькое или большое — для нас это бесплатно, но дарителям пришлось за это платить. Мы не платим за наши грехи, мы получаем прощение даром — потому, что за него заплатил Даритель. Как Он — устами Церкви — провозглашает на каждой Литургии, «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:27,28). Оставление грехов обретено ценой Его крови — Его мучительного борения в Гефсимании, Его бичевания, Его Креста, Его оставленности, Его страшной смерти. Не существует «дешевой благодати». Вся благодать оплачена на Кресте. Мы обретаем прощение и вечную жизнь потому, что, как говорит Апостол, «Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор. 15:3,4).
История Страстей Христовых напоминает нам эту истину — истину, которая преобразит нашу жизнь, если мы примем ее всерьез. Царь мироздания, который был «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис. 53:5), кротко просит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан. 14:15).
ФОМА