Неделя 4-я по Пятидесятнице
(Мф 8:5-13)
Христианские отношения господ и слуг — Обязанности людей, находящихся в подчинении
Евангельское чтение об исцелении Спасителем слуги Капернаумского сотника (Мф 8.5-13) представляет нам в лице сотника пример сострадательного отношения господина к своему слуге. В то время Иудея была под владычеством римлян, которые держали в ней свои войска, и упоминаемый в нынешнем Евангелии сотник был начальником сотни воинов, стоявших гарнизоном в Капернауме. Он был язычник, но был уважаем местными жителями и был богат, так как выстроил в этом городе синагогу для иудеев (Лк 75). У этого сотника сделался болен слуга. Слыша о приближении к городу Иисуса Христа, великого чудотворца, сотник сначала через других просит помощи своему болящему слуге, потом сам приступает к Спасителю, моля Его и глаголя: «Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Как в сих немногих словах сказано много о домашней жизни капернаумского сотника! Видно, этот добрый господин любил слуг своих, как детей, и старался оказать им деятельную помощь. В то время у язычников и иудеев слуги были безответными рабами своего господина. На рабов смотрели большей частью с гордостью и презрением, относились к ним не как к разумным существам, но как к рабочим животным, которых каждый господин мог сколько угодно по своему капризу бить и даже безнаказанно убивать. Но Капернаумский сотник, очевидно, не так смотрел на слуг своих, и его пример, редкий в те времена языческого жестокосердия, поучителен для христиан и нынешнего времени. Благодарение Богу, у нас в России отношения господ и слуг всегда утверждались на христианских правилах любви и милосердия, причем и законом гражданским личность слуг всегда строго ограждалась от обид, притеснений и самоуправства господ и хозяев. Но и у нас это дело не без греха. Как в прежние времена, так и ныне, по влиянию гордости и особенно своекорыстия, отношения слуг и господ нередко бывают не согласны с духом христианского учения. Кому из нас не случалось видеть и слышать, как у некоторых строптивых и жадных до наживы хозяев тяжко живется прислуге и рабочим! Как грубо иногда с ними обращаются! Как дурно их содержат! С какими обидами и притеснениями производится расплата за их тяжкий труд! Что может быть хорошего от такого отношения между господами и слугами, хозяевами и рабочими? Ничего, кроме положительного вреда для самого дела, а следовательно, и для интересов самих хозяев. Недовольные не могут исполнять свои обязанности спокойно, с усердием и радением о пользе хозяина. Делая все неохотно, таковые работники и работницы могут только портить данное им дело и даже, по злобной мстительности, намеренно вредить своим хозяевам. Слуги, неразумно оскорбляемые и уничижаемые, не могут иметь чувства собственного достоинства; они нравственно грубеют, теряют стыд и совесть, готовы бывают на самые дурные поступки. Кто хочет иметь у себя слуг или работников верных, честных и трудолюбивых, тот никогда не должен забывать, что они, как виновники нашего благосостояния и довольства, Должны быть оберегаемы от всяких вредных, развращающих их влияний той среды, в которой они живут. И прежде всего отношения к ним господина или хозяина, ради собственной пользы, должны быть отеческие. Только кротким и сочувственным обращением со слугами можно так их воспитать, что они, отложив грубость, сделаются способными сознавать важность своих обязанностей, быть благодарными своим господам, верными исполнителями их воли. Потому не об одном только материальном благосостоянии и довольстве слуг надлежит заботиться, но все господа и хозяева, подавая собой пример благочестивой жизни, должны особенно заботиться о нравственности их, внушать слугам страх Божий, учить закону Божию, отвлекать от праздных и вредных развлечений и игр, от пьянства и разврата, требовать, чтобы они в воскресные и праздничные дни ходили в храм Божий к богослужению, ежегодно исповедовались и причащались святых Христовых тайн. Верный Богу и благочестивый слуга всегда будет верен и людям; всякое дело и поручение своего господина будет исполнять точно и искренно, не пред очима точию работающе, но как пред Самим Богом. Оттого всегда будет успех, и невидимое благословение Божие может сходить на весь дом ради благочестия слуг его. Так, ради Иакова, который служил Лавану как раб, излилось благословение Божие на дом его; ради благочестивого Иосифа Бог благословил дом египетского царедворца Пентефрия. Для надлежащего исполнения своих обязанностей относительно слуг все господа и хозяева должны всегда помнить, что все люди, и богатые и бедные, и рабы и свободные, сотворены Богом от единыя крове (Деян 17.26), следовательно, все мы братья по плоти, все сыны Божий и братья во Христе, искупленные Его кровью, все члены Церкви Христовой, все состоим под властью Единого Господа и Судии, пред Которым некогда все равно предстанем. Неравенство земного состояния не дает никакого права людям к превозношению одних пред другими. Напротив, наделенные от Бога в избытке дарами земного счастья, тем более должны заботиться о немощных, но тем не менее любезных Богу членах общества. Всякая причиняемая им обида есть тяжкий, вопиющий к Богу грех, как и свидетельствует о сем святой апостол Иаков, обличая жестокосердие богачей: вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа (Иак 5:4).
Чтобы яснее уразуметь обязанности и отношения членов общества в их взаимодействии для достижения общего счастья и благоденствия, обратим внимание на сравнение общества с телом человеческим. Такое сравнение приводится и подробно изъясняется святым апостолом Павлом в приложении к обществу христианскому (1 Кор 12:12 и след.). Мы видим, что в теле человеческом много членов неодинаковых, но они составляют одно тело, и хотя каждому члену дано свое место и назначены известные обязанности, одни из этих членов занимают господствующее положение, другие имеют назначение низшее, служебное, но все они во взаимодействии должны достигать одной общей цели здравия телесного. Подобным образом в обществе человеческом: хотя люди распределены по разным сословиям и каждому сословию определен свой круг обязанностей, но каждое из этих сословий, занимая свое положение, исполняет долг своего общественного служения в большей или меньшей мере, но с одинаковой пользой для общества. Неслучайно это распределение людей в составе обществ человеческих на разные сословия. Правда, принадлежать к тому или другому сословию ближайшим образом зависит от прав рождения, но это необязательно, так как переход из одного сословия к другому на самом деле вполне может происходить по свободному избранию людей, соответственно тем способностям, благодаря коим человек из самого низшего сословия достигает высшего, и наоборот. Если же без воли Божией ничто в мире не происходит и все способности даются человеку от Бога в разном размере, одному дается пять талантов, другому два, и кому один, каждому по его силе (Мф 25:15), и этим уже указывается больший или меньший круг его деятельности, то в избрании рода жизни, сообразно нашему внутреннему призванию и нашим способностям к тому или другому роду занятий, мы прежде всего должны познавать волю и прямое призвание Божие, должны несомненно веровать, что Сам Бог определяет нам жизненный путь, и что поэтому каждое звание и состояние равно почтенно и богоугодно, одинаково может приводить нас к Богу и вечному спасению. Эту отрадную для земных тружеников мысль твердо надлежит держать в уме всем христианам, особенно находящимся в услужении у других по найму или временному обязательству, чтобы сохранить себя в непорочности. Положение людей наемных представляется особенно трудным и опасным для нравственности. Нанялся, все равно что продался, говорит пословица, и такое лишение свободы не может не возбуждать в душе человека горького чувства недовольства. Опасность нравственного падения для человека подневольного потому велика, что наемник принужден делать все, что велит господин его. Счастливы те, которым приходится быть в услужении у людей верующих, благочестивых и доброжелательных. Служба у таких людей может вести к облагораживанию и совершенствованию во всех отношениях. Но беда, когда кто попадает в услужение к людям неверующим и безнравственным. Тут недолго человеку, особенно молодому, простодушному и доверчивому, развратиться. Много нужно иметь твердости и силы воли человеку подневольному, чтобы противостоять соблазнам греховным, к каким его приводит своенравная воля господина. Приходится в этом случае человеку зависимому избирать что-нибудь одно: или покориться чужой преступной воле и ради временных выгод изменить долгу веры, чести и нравственности, или подпасть гневу господина и лишиться места, а вместе с тем и средств к содержанию, чтобы удержать себя от греховного падения. При слабости воли человеческой и греховной наклонности много бывает случаев такого падения, при которых люди большей частью даже не хотят сознавать своей виновности и всякую ответственность за дурные поступки, будто совершенные по принуждению, думают сложить с себя! Но так ли это? Могут ли быть извинительны такие поступки в человеке, которого Господь одарил разумом и свободой, и у которого никто этих даров Божиих отнять не может? Как бы ни было тяжко положение человека зависимого и подневольного, он всегда может сохранить свою веру и добрую нравственность, если будет помнить о Боге, Верховном Судии и Мздовоздаятеле, пред Которым страшно согрешать из угождения людям. Вспомним Иосифа, который, будучи рабом у Пентефрия, сумел сохранить себя в непорочности и не поддался обольщениям его развратной жены, но, блюдя свое целомудрие, претерпел узы и темницы и прославлен был Богом.
Итак, кому Бог судил добывать себе средства к содержанию чрез услужение другим по найму, те, находясь в зависимости от людей, никогда не должны забывать своей всецелой зависимости от Бога, пред Которым неизбежно должны дать отчет в своих поступках и потому особенно должны блюсти себя от искушений греховных из потворства или угождения своим господам. Христианский закон требует, чтобы слуги со всяким страхом повиновались господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет 2:18). В одном только они должны быть непослушны — когда господа захотят их сделать орудиями своих греховных страстей или потребуют чего-либо противного заповедям Божиим, церковным постановлениям, государственным законам и власти, иже от Бога суть (Рим 13:1). Во всех этих случаях слуги должны помнить, что Бога следует послушати паче всего (Деян 4:19) и лучше подвергнуться любым напастям, чем прогневать Бога и погубить свою душу.
|