Главная » Духовная трапеза » Духовная Трапеза. День Сретения Господня

13:00
Духовная Трапеза. День Сретения Господня

День Сретения Господня

2/15 февраля
 
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос Бог наш, просвещаяй сущая во тьме Веселися и ты, старче праведный, приемый в объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Тропарь праздника
 
Возопи к Тебе, видев старец очима спасение, еже людем прииде от Бога- Христе, Ты Бог Мой
6-я песнь канона
 
Пришествие в мир Спасителя многократно и многообразно возвещено было в Ветхом Завете пророками, так что ко времени рождения Спасителя сильно было ожидание обещанного избавителя В то время большая часть евреев, неправильно понимая ветхозаветные пророчества, ожидали торжественного пришествия в мир Мессии как победоносного царя и завоевателя. Немного было таких лиц, которые при ясном проразумении смысла пророчеств и преобразований были свободны от суетных надежд. К числу таких богоизбранных лиц, которым первым суждено было не только видеть смиренное и уничиженное явление обетованного Спасителя, но и послужить Ему, принадлежит святой праведный Симеон Богоприимец. 


По закону Моисееву (Лев 12), всякая женщина в сороковой день по рождении сына должна была явиться в храм Божий для представления младенца Богу и принесения жертвы. В жертву приносили агнца и горлицу, или двух горлиц, если не в состоянии были принести агнца. По рождении Спасителя в сороковой день Он был принесен матерью в Иерусалим для исполнения сего требования закона. В то время в Иерусалиме жил праведный и благочестивый старец Симеон, ожидавший явления Утехи Израилевы. Ему было обещано от Бога, что он не умрет, пока не увидит Спасителя (Лк 2:26). Это обетование, как гласит предание, дано было Симеону по следующему случаю. Когда Птоломей, царь египетский, приказал Моисеевы и пророческие книги перевести с еврейского языка на греческий, то для исполнения сего из ученых израильских мужей избраны были семьдесят переводчиков, или толковников, в числе коих находился и праведный Симеон. Занимаясь переложением книги Исайи пророка, он достиг пророчества: се Дева во чреве зачнет и родит сына (Ис 7:14), усомнился в возможности сего и, взяв нож, хотел из своей рукописи изгладить это место. Вдруг явился ему ангел Господень и, удержав его руку, сказал: «Веруй тому, что написано; ты сам увидишь исполнение сего пророчества; ибо до тех пор не умрешь, доколе не узришь имеющего родиться от Девы Христа Господня». С тех пор пламенно ожидая пришествия Спасителя, Симеон жил праведно и непорочно и «Дух бе Свят в нем». Долго продолжалось это ожидание; трехсот шестидесяти лет достиг святой Симеон от рождения своего, пока удостоился узреть Спасителя. По внушению от Духа Святого, придя в церковь в то время, когда младенец Иисус родителями был принесен в храм, Симеон взял его на руки и от полноты благодарного сердца сказал: ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля. Так увенчалось ожидание старца праведного, и глубокий вечер его жизни озарился светом радости о явлении в мир Спасителя! Он мог после сего спокойно и безмятежно расстаться с жизнью, потому что видел начало спасения рода человеческого, имевшее совершиться чрез воплощение Сына Божия. «Теперь я могу умереть спокойно, — как бы так говорил блаженный старец,— потому что видел обетованного и давно ожидаемого Спасителя мира. Теперь мне жизнь уже не принесет большего счастья; теперь я достиг всей полноты моих желаний — больше нечего ждать на земле, можно с миром, спокойно разлучиться с земной жизнью».

Держа в руках Богомладенца Иисуса, в убожестве принесенного смиренными и незнатными родителями, Симеон духовными очами уразумевает Его божественную славу и в своей богодухновенной речи высказал такие чистые и возвышенные понятия о Мессии и о принесенных Им миру благах, какие недоступны были для большей части тогдашних иудеев. Иудеи ожидали тогда от обетованного Мессии, что Он придет только для избавления их от иноземного рабства и устроит только для них на земле Свое славное царство, — прочие же народы не будут приняты в это царство. Симеон, напротив, видит в пришествии Христовом спасение, уготованное для всех народов, видит явление Света к просвещению и язычников. Пред очами блаженного старца теперь во всем величии раскрылись те блага, какие принес для человечества Христос, не как царь завоеватель, но как мирный просветитель людей и освободитель душ наших. Видит и свидетельствует богопросвещенный старец, что обетованный Мессия пришел на землю освободить людей от рабства греховного, от господствовавших между ними заблуждений, пороков и суеверий, рассеять светом своего небесного учения мрак идолослужения, привести к истинному Боговедению и научить людей правильному богопочтению для своего душевного спасения и оправдания пред Богом. Видит, наконец, богопросвещенный старец в держимом им на руках Богомладенце и славу народа израильского, которому пред всеми другими народами принадлежит великая слава и высокое преимущество, что из среды его воплотился Бог и соделал спасение мира. Но святой старец, говоря о славе народа израильского, не того разумел Израиля, который в большинстве своем не познал Христа и не уверовал в Него. Для этого неверующего Израиля явление Христа принесло не славу, но было причиной падения и конечной гибели — для всех, не веровавших во Христа, Он был камнем преткновения и соблазна. Немного прошло времени от Рождества Христова, как израильский народ за отвержение Христа бесславно окончил свое государственное существование, лишился Иерусалима, изгнан был из отечественной земли и рассеян по всему миру. Всыновление и слава, и все блага Нового Завета, установленного Спасителем, достались новому Израилю — христианам, которым благоизволил Бог дать царство (Лк 12:32), всемирное и несокрушимое никакими силами ада, как это торжественно засвидетельствовано историей распространения христианства в мире. Не достигло еще это торжество веры Христовой в мире всей полноты, но мы уже и теперь видим, что слава нового Израиля — Церкви Христовой — сияет во всех концах вселенной и нет такого уголка на земле, где бы не славилось великое и достопоклоняемое имя Христа Спасителя.

При воспоминании обстоятельств Сретения Господа святым праведным Симеоном и Анною мы невольно останавливаемся на размышлении о христианской, мирной и непостыдной кончине живота нашего.

В лице святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы представляется нам отрадный образ долголетней жизни, увенчанной мирной кончиной. Всем нам, неизбежно предлежит единою умрети, потом же суд (Ев 9:27). В глубокий ли вечер жизни или ранее, в преполовении дней наших, но каждый из нас должен будет предстать пред лицом Судии Небесного с отчетом о делах земной своей жизни. О, если бы Господь сподобил нас на кончине живота нашего узреть благое исполнение наших жизненных стремлений, так, чтобы мы пред смертью, смотря на плоды своей жизненной деятельности, могли спокойно, в нелицемерной совести сказать с Симеоном: «Ныне отпущаеши раб Твоих, Владыко, с миром! Мы всё сделали в жизни, что могли, — подвигом добрым подвизались, течение совершили, веру сохранили. Теперь мы спокойно расстаемся с жизнью, всецело предаем в руце Твои, Господи, дух наш с миром и светлым упованием получить венец правды, его же обеща всем, возлюбившим явление Твое» (2 Тим 4:7,8). Поистине было бы великое счастье для человека достигнуть, подобно Симеону, такого бестрепетного состояния духа пред лицеем смерти, при расставании с земной жизнью. Об этом мы молимся с Церковью при ежедневных богослужениях, прося у Господа христианский кончины живота нашего непостыдны, мирны и добраго ответа на страшном судище Христове. И как не молиться нам об этом, когда при исходе нашем решается наша вечная участь? По делам своим мы ничего не заслуживаем, кроме наказания — мы постоянно оскорбляем Господа грехами — не с чем нам явиться на суд Божий. Одна надежда на милосердие Божие — потому и должны усердно молиться Богу, да отвратит Свой гнев от нас и избавит нас Своего праведного прещения.

Но не будем забывать, что хотя вечная участь наша в руках Божиих, однако Бог не спасет человека без его деятельного стремления ко спасению. Для того нам и дано время жизни на земле, чтобы мы готовились к жизни вечной. Время жизни нашей земной есть время сеяния. Не может быть жатвы, если на поле ничего не посеяно и земля не возделана. Для этого требуется труд — ленивый и беспечный земледелец не увидит к осени плодов и не сделает запаса на зиму, как это удается деятельному и трудолюбивому хозяину. Так точно и мы в течение своей жизни должны благочестно трудиться в делах своего звания, преуспевать в нравственном совершенствовании, насаждая и возращая в себе семена добродетелей. Тогда только мы и получим благие плоды нашей жизненной деятельности — соберем себе запас богатства нетленного, вечного, с которым мы явимся на суд Божий и получим оправдание. Правда, коротка жизнь наша. Многие рано оканчивают ее, не доживают до половины дней своих и, таким образом, не успевают ни исполнить своих житейских обязанностей, возрастить и благоустроить своих детей, ни тем более поработать над своим нравственным усовершенствованием.

Но если мы данное нам от Бога время жизни не будем губить на суетные попечения, то при помощи Божией и в течение короткой своей жизни вполне можем исполнить свой жизненный долг и не лишимся небесной награды. В Евангельской притче о равной награде работавшим в винограднике Господь показал нам, что и во единонадесятый час призванные, один час только работавшие, получают динарий, как и те, которые целый день работали. Значит, по благости Божией, могут получить небесную награду и те, которым не суждено иметь долголетия. Нужна только с нашей стороны готовность и рачение к добрым делам. Праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется (Прем 4:7,8), говорит премудрый Соломон. Не нужно притом забывать, что за добрые дела Бог награждает человека и самым долголетием. Ничто так не сокращает нашу жизнь, как грех, прямым возмездием за который, по слову апостола, служит смерть: оброцы греха смерть (Рим 6:23). Избегай греха, живи по Божию закону воздержно, честно, мирно, и Бог наградит тебя долголетием: сим бо образом многое поживеши время и приложатся тебе лета живота (Притч 9:11). Будем умолять благость Божию, да избавит нас Господь от преждевременной и напрасной смерти, приводящей человека на суд Божий неготовым и нераскаявшимся! Главное же, будем бодрствовать и непрестанно готовиться к блаженному исходу из сей жизни.
Воспоминая принесение во храм Богомладенца Иисуса в четыредесятый день по рождестве и сретение Его святым праведным Симеоном и Анною, мы, христиане, должны подумать и о нашей христианской обязанности всецело посвящать себя Богу.

Ветхий закон требовал, чтобы всякий перворожденный младенец мужеского пола в сороковой день был поставлен пред Господом и искуплен жертвою. Это было посвящение первенца Богу и совершалось на том основании, что со времени избиения первенцев египетских и избавления первенцев еврейских, сии последние были уже собственностью Божией, и за них должен быть дан выкуп. Иисус Христос, как первенец Марии и как перворожденный между избранными Божиими (Рим 8:29), подчинился законному требованию, чтобы в Своем Лице явить образ нашего духовного посвящения Богу и побудить христиан, как избранников Божиих, к святой и богоугодной жизни. Всех нас Христос единым приношением совершил вовеки освящаемых (Ев 10:14), и потому мы теперь, как освященные о Христе Иисусе, призванные святые (1 Кор 1:2), уже не чужие и не пришельцы, но свои Богу (Еф 2:19). Что может быть для христианина выше и многоценнее этих преимуществ, какие дает ему звание христианское? Что же? Помним ли мы о нашем посвящении Богу и стараемся ли сообразовать с этим жизнь нашу? Наше посвящение Богу в звании христианском не в том состоит, чтобы ничем другим не заниматься, как только Богомыслием, постоянным пребыванием в церкви и молитвословиями. Конечно, этим более всего должно свидетельствоваться со стороны человека его посвящение на служение Богу. И святая Церковь за то и чтит святых подвижников благочестия, что они отрекались от всего мирского, чтобы всецело служить Богу. О святой праведной Анне, удостоившейся сретить Спасителя во храме, говорится, что она, овдовев в молодых годах, до глубокой старости проводила всю свою жизнь при храме, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк 2:37). Так и впоследствии в Церкви христианской мы видим многочисленный лик святых подвижников благочестия, всецело себя посвящавших служению Богу, с полным самоотвержением и презрением всех мирских благ. Но это подвиг не для всех — это подвиг исключительный, для немногих, желающих достигнуть высшей степени нравственного совершенства, по евангельской заповеди: аще хощеши совершен быти (Мф 19:21). Для всех же нас, христиан, посвящение наше Богу должно состоять в том, чтобы служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей (Лк 1:75), не оставляя наших житейских обязанностей. Бог — наш верховный Владыка и Отец. Его воля должна быть для нас первым и единственным законом всей нашей деятельности. Ему мы должны посвящать все наши духовные и телесные силы, направляя их только к тому, что согласно с законом Божиим. Богу мы Должны приносить в жертву все желания сердца своего, отсекая всякое собственное произволение, как скоро оно противоречит воле Божией. Все члены нашего тела должны быть нами представлены Богу, как орудия праведности (Рим 6:13). Одним словом, вся наша жизнь должна быть так расположена, чтобы прославлять Бога и в телах наших, и в душах наших, яже суть Божия (1 Кор 6:20). Изъясняя эту обязанность нашего посвящения Богу, апостол Павел говорит: Умоляю вас, братие, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумнаго служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная (Рим 12:1,2). То же требование всецелого посвящения нашего Богу выражает и святая Церковь, когда заповедует нам возлагать при молитве крестное знамение на челе, на груди и на плечах. Крестное знамение полагается нами на челе — вместилище ума — в означение того, что Богу мы посвящаем все свои помышления. Полагаем крестное знамение на груди в знак того, что посвящаем Богу все чувства и желания сердца своего. На плечах полагаем крестное знамение в свидетельство того, что мы готовы служить Богу всею крепостью сил своих и Ему посвящать всю свою деятельность. Христианин, при всегдашней своей молитве побуждается давать Богу обет посвящения себя Ему и принесения Ему духовной жертвы в покорении своего ума, сердца и всех дел своих воле Божией, по образу Подвигоположника Иисуса Христа, Который Свою крестную жертву предварил жертвою послушания, сказав: не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Мф 26:39). Но всегда ли мы уразумеваем силу и значение этого нашего духовного посвящения Богу? Когда наш ум погряз в плотском мудровании, наше сердце услаждается только прелестью лукавого мира сего, наши желания и все дела наши проникнуты своекорыстием, плотоугодием и коварством — что мы за христиане, святые, избранные Божий? Кому мы таким образом служим, кому посвящаем все дни жизни нашей? Очевидно, не Богу, о Котором мало помним, Которого мало любим и заповедей Которого не слушаемся. Мы служим миру, мы рабы греха и потому далеки от спасения своего.


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 676 | Добавил: Православие | Теги: Сретение Господне, 15 февраля | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar