Главная » Душеполезные чтения на каждый день » Душеполезные чтения на каждый день. 15 февраля. Сретение Гоcподне

13:05
Душеполезные чтения на каждый день. 15 февраля. Сретение Гоcподне
Сретение Господне.

(О благопристойном поведении в храме).

 
   I. В ветхозаветном храме иерусалимском молитвенныя действия и жертвоприношения совершаемы были по точным указаниям обрядоваго закона. Посему старец Иосиф и Мария Богоматерь, пришедши туда и принесши младенца Иисуса, в сороковой день по рождестве Его, все там исполнили так, как было предписано в законе Господни.

   Вместо храма иудейскаго у нас храмы христианские; вместо закона обрядоваго, ветхозаветнаго — у нас свой закон церковный, богослужебный. 


   Мы, чада церкви православной, обязаны согласовать все свои действия в храме с сим церковным законом.

   Наш закон церковный есть закон И. Христа. Он учредил Свою церковь и в ней священноначалие. Апостолам и их преемникам изрек Он: слушаяй вас, Мене слушает (Лук. 10:16); и чтобы они правили и законополагали в церкви, даровал им благодать Св. Духа. Святые соборы и богоносные отцы «все от тогожде единаго Духа быв просвещены, полезное узаконили» (VII Всел. соб., прав. 1). Под их руководством и в их направлении действует и ныне церковная власть.

   Всякое общество имеет свой устав и обязуется не отступать от него.

   Мы, как члены православной церкви, строго ли исполняем ея установления; собираясь в храм, соблюдаем ли здесь во всем ею требуемую благопристойность?

   II. Чтобы ближе судить об этом, возьмем несколько примеров.

   а) В церкви не должно не только смеяться (хотя бы внезапно и оказалось что-либо возбуждающее смех), но и разговаривать. Здесь требуется благоговейное молчание. Допустившим безпорядок в священных собраниях апостол дал упрек: или о церкви Божией нерадите (1 Кор. 11:22). Приведя сии слова, св. Златоуст (На Кор., Вес. 36, отд. 6) продолжает: «позвольте и мне сказать тем, которые здесь разговаривают: разве вы не имеете домов для пустословия? Или нерадите о церквн Божией, и развращаете желающих сохранить спокойствие? — Церковь не есть место для разговоров».

   б) В древния времена мужчины, женщины, девицы и дети за богослужением помещалис отдельно (Апост. Пост. кн. II, гл. 57, стр. 91 и след.). Если ныне не везде это соблюдается, то церковный порядок непреложно требует, чтобы всякий оставался на своем месте и не переходил на другое. Между тем для иных как будто скучно стоять на одном месте.

   в) Не та же ли скука и совсем некоторых уводит из храма, прежде окончания службы? — Быть может, выходить из церкви они не считают и грехом.

   А какое строгое дано св. апостолами правило: «верных, входящих в церковь, но не пребывающих в молитве до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати должно от общения» (Прав. 9).

   г) Бывают даже набожныя действия, однако с порядком церковным несогласныя. В великие праздники коленопреклонения в храме отменяются (1 Всел. соб., прав. 20). Не смотря на то, иные молящиеся, в чувстве покаяния, даже и на пасхальных службах повергаются долу и стоят на коленях. Или еще: целование икон есть святой обычай; но прикладываться к иконам, кто когда захочет во время богослужения, запрещается (Сб. церк. пост. Барс, том I, стр. 962).

   Надобно это делать или прежде, или после службы.

   III. Не так держат себя в храме люди благоговейные; в своем внешнем поведении они сохраняют полное приличие, ни на одно мгновение не забывая, где находятся. Св. Григорий Богослов говорит о своей матери Нонне: «она чествовала святыню молчанием, никогда не обращала хребта к досточтимой трапезе, не плевала на пол в Божием храме» (Твор., ч. II, стр. 9). Будем остерегаться и мы всего, чем могли бы мы нарушить благоприличие церковное. В священных собраниях, по заповеди апостольской, «все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40). Аминь.
(Извлеч. в сокращ. из слова Сергия, митр московск.; см. Душ. чт. за 1888 г. мес. март, стр. 341—343). 
 
 
Поуч. 2-ое.

Сретение Господне.

(Объяснение обряда воцерковления младенца).

 
   I. Что совершилось ныне над Господом и Спасителем нашим во храме иерусалимском, подобное тому совершено было, братие мои, некогда и над каждым из нас. И мы, подобно Ему, были принесены во храм, поставлены пред Господом, воцерковлены и посвящены Ему на вечное служение. Все это сделано над нами в таком возрасте, когда у нас, яко младенцев, не было еще понятия о самих себе, и потому мы не знали, что с нами происходит. Но св. церковь не могла ни сама заниматься, ни занимать нас обрядами праздными; совершенное над нами имело важный смысл; вместе с принесением нас во храм и воцерковлением, мы прияли многия права и обетования; равно как вместе с тем возлегли на нас важныя и священныя обязанности.

   II. Настоящий день, яко день принесения во храм Господа нашего, по образу коего совершено было и принесение нас во храм, есть потому самый приличный для подобных воспоминаний и размышлений. Итак, перенесемся, братие мои, мыслию к нашему младенчеству, и посмотрим, что происходило с нами в четыредесятый день бытия нашего.

   а) Что это за жена, которая с младенцем у груди трепещущею стопою подходит к порогу церковному, видимо спешит для какого-то святого дела в церковь, но, подошед к дверям церковным, останавливается, и как-бы удерживается какою силою невидимою, не смеет итти далее?

   Это твоя мать, возлюбленный слушатель! А ея младенец — ты сам! Настал четыредесятый день по твоем рождении, — и вот, по закону св. церкви, мать несет тебя во храм для воцерковления. Зачем же медлит она у порога церковнаго, и не входит во храм? — Кто остановил ее? — Этот же самый закон церкви, воспрещающий жене родившей, до четыредесяти дней по рождении, входить в дом Божий. Для чего это запрещение? Да разумеем, что все мы зачинаемся во грехах и рождаемся в беззакониях и через то самое становимся недостойными того, чтоб явиться лицу Божию, яко неприступному для грешников святостию Своею.

   б) Но не будем смущаться: нас не долго заставят стоять вне храма, потому что, благодаря любви Божественной, у всех нас есть Заступник и Ходатай всемощный. Покрытые Его заслугами, очищенные Его благодатию, украшенные Его именем, мы, несмотря на прирожденную порчу и несовершенство наше, будем приняты в дом Божий, представлены самому лицу Цареву, приобщены даже к лику друзей и присных Ему.

   в) В самом деле, является служитель алтаря, приемлеть на свои руки, подобно Симеону, младенца, то есть нас с тобою, возлюбленный слушатель, подъемлет его пред вратами церкви горе, образует из него на воздухе крест, и восклицает: воцерковляется раб Божий, во имя Отца и Сына и Св. Духа! Когда вслед за сим двери храма, как бы уступив крестному знамению, разверзаются, священнослужитель входит с младенцем, вещая от лица его словами св. Давида:вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему! 

   Дошед до средины храма, он останавливается, паки подъемлет младенца горе и, образуя им крест, возглашает: воцерковляется раб Божий, во имя Отца и Сына и Св. Духа; и затем присовокупляет: посреде церкви воспою Тя! 

   Приходит потом к царским вратам алтаря, снова подъемлет отроча во образ креста, и в третий раз вещает: воцерковляется раб Божий, во имя Отца и Сына и Св. Духа. 

   г) Таким образом, рожденное уже посвящено Богу, уже введено в дом Царев. Сим могло бы окончиться священнодействие. Но христианину, яко сонаследнику Христа, предоставлены большия права; ему, яко царскому священию, дано входить во внутреннейшия завесы (Евр. 10-19); — и вотсвященнослужитель, по тому же уставу церкви, несет младенца — сквозь южныя двери — в самое святилище, обходит с ним вокруг престола, и, исходя из алтаря противоположным путем, то есть, дверьми северными, полагает его на земле пред вратами царскими, откуда мать уже сама должна восприять его, как бы от лица Господня.

   III. Что может быть знаменательнее и вместе трогательнее этих священнодействий!

   а) Крест означает, что если мы имеем теперь доступ и в земный храм, и в небесный Эдем, то страданиями за нас на кресте Сына Божия, коими отверст для всех нас рай, заключенный для всех же преступлением нашего прародителя и собственными грехами. А между тем сим же крестом на всю жизнь дается знать рожденному, что он, яко христианин, должен быть крестоносец, что его доля не угождение чувствам, а распинание плоти с ея страстями и похотями.

   б) Внесение младенца во святилище, не материю или отцем, а иереем, показывает, что силы природы достаточны только для дарования ему одной жизни естественной, но не достаточны для введения его в жизнь духовную и благодатную; а обхождением вокруг престола — видимо указуется на высокое предназначение христианина откровенным лицем созерцать славу Божию, быть причастником еще на земле таин жизни вечной, уготовлять себя в блаженное сожитие с архангелами и ангелами, окружающими престол Божий, — в место селения самой славы Божией.

   в) Наконец, положение младенца на землю пред дверями царскими дает разуметь, что, несмотря на множество прав духовных, ему теперь усвоенных, он, яко христианин, должен всю жизнь пребывать во смирении духа и сердца, вменять себя, яко ничто же пред Господем; взирать на себя, яко на жертву, которая единожды и навсегда посвящена Господу, да отныне не ктому себе живет и не ктому себе умирает, но умершему и воскресшему для него Спасителю.

   IV. Помни же, принесенный и взятый, какое знамение отверзло тебе врата дома Божия! Помни престол, вокруг коего тебя носили, и который тебе предназначен, и землю, на коей был положен, и в которую пойдешь! Помни, что ты опять и также чуждыми руками будешь принесен некогда в церковь со крестом в руках! О, если бы ты когда мог усвоить себе слова праведнаго Симеона: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Яко видеста очи мои спасение Твое! Но они усвоятся тебе и ты почиешь с миром до дня всеобщаго воскресения, если в продолжение своей жизни не будешь забывать своего воцерковления. Аминь.
(Сост. по проп. Иннок., архиеп. херсонск.). 
 
 
Поуч. 3-е.

Праздник Сретения Господня.

(Опасно сомневаться в делах веры).

 
   I. Когда царь Птоломей, основатель славной Александрийской библиотеки, вознамерился перевести книги ветхаго завета с еврейскаго языка на греческий, тогда из израильтян выбраны были 72 мужа мудрых, которые основательно знали языки еврейский и греческий.

   В числе сих 72 мудрых израильтян был некто Симеон, муж праведный и благочестивый. Переводя книгу пророка Исаии и остановившись на известном его пророчестве: се дева во чреве приимет и родит сына (Исаии 7, 14), он усумнился в этом и, подумав немного, взял нож и хотел было выскоблить это место, как бы недостойное вероятия, и слово «дева» заменить словом «замужняя жена». Но вдруг пред ним явился ангел и, удержав его руку, сказал: веруй тому, что написано; ты своими глазами увидишь исполнение сего непостижимаго пророчества. — Симеон оставил намерение свое, и с того времени начал ожидать исполнения слов пророка Исаии.

   И наконец он дождался. В ветхом завете был закон, по которому родильницы, родившия детей мужескаго пола, в продолжение 40 дней не могли являться в церковь (закон этот соблюдается и у нас). В сороковой день оне обязаны были явиться в храм для принятия очистительной молитвы от священника и принесения в жертву двух горлиц, или агнца, смотря по достатку.

   И. Христос родился, 40-й день после Его рождения наступил; и вот Мария и Иосиф, исполняя закон, берут двух горлиц и идут с младенцем Иисусом в храм. В то самое время, когда они вошли в храм, пришел туда, по внушению Божию, и праведный Симеон, увидел младенца Иисуса, взял Его на руки и, узрев в Нем Утеху израилеву, воскликнул: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей... (Луки 2, 20, 32). И так слова пророка Исаии сбылись и ожидание праведнаго Симеона исполнилось: он сретил в храме Господа, рожденнаго от Пресвятой Девы; потому то и праздник нынешний назван Сретением Господним.

   II. а) Слушатели христиане! учение нашей веры заключает в себе много таинственнаго и непостижимаго для нашего разума. Бойтесь сомневаться в чем либо; как вера учит, так и веруйте: непостижимаго нельзя постигнуть, и нет нужды постигать. Не будем ожидать чудеснаго явления какого нибудь ангела, который бы вразумил нас и истолковал нам то, чего не понимаем: у нас есть ангел, верный наставник и толкователь — св. церковь, ея будем слушаться, ей будем верить во всем.

   б) Праведный Симеон пред смертию увидел исполнение непостижимато таинства, в котором однажды дерзнул-было усумниться. Пред смертию, слушатели, и у нас откроются глаза, и мы узнаем то, чего теперь не хотим знать, и мы тогда убедимся в том, в чем теперь сомневаемся. Да, пред смертью узнаем и убедимся, что по ту сторону гроба есть другая жизнь — вечная, о которой мы теперь так мало заботимся; пред смертию узнаем и убедимся, что в будущей жизни грешников ожидают мучения — вечныя, которых теперь так мало боимся; пред смертию узнаем и убедимся, что есть правосудный Бог, воздающий каждому по делам, Котораго мы теперь так мало страшимся; ясно узнаем и вполне убедимся тогда во всем, чему учит нас св. церковь, которой мы так мало слушаемся; но увы! может быть не на радость откроются тогда наши глаза.

   в) Праведный Симеон узрел пред смертию спасение, а грешник узрит тогда свою погибель; сердце Симеона наполнилось утешением, а сердце грешника наполнится отчаянием; Симеон пред смертию говорил: иду с миром, — а грешник принужден будет сказать: иду с трепетом, ожидая мучений во аде.

   III. О, Господи! дай нам прежде конца покаяться; не допусти нас умереть во грехах; пошли нам такую смерть, какою умер праведный Симеон; открой теперь пока нам наши глаза, чтобы мы видели и страшились Твоего страшнаго суда. Аминь.
(Сост. по поуч. прот. Родиона Путятина). 
 
 
Поуч. 4-ое.

Сретение Господне.

(О побуждениях к точному исполнению нами закона Божия).

 
   I. Евангелист Лука, описывая празднуемое ныне Сретение Иисуса Христа в иерусалимском храме (Лук. 2:22-39), говорит, что при этом событии земные родители Спасителя совершали все так, как предписано было в ветхозаветном законе Божием. Они пошли в Иерусалим с новорожденным Иисусом Христом тогда, как по рождении Его исполнились дни очищения их по закону Моисееву, т. е. сорок дней (Лев. 12:1-4); они принесли этого первенца своего в иерусалимский храм, чтоб представить или посвятить Его Господу, потому что в законе Господнем предписано было, чтобы всякий младенец мужскаго пола, разверзающий ложесна матери, или перворожденный, посвящаем был Господу (Исх. 13:2); тогда же они, опять по закону Божию, принесли в жертву двух птенцов голубиных (Лев. 12:8). Короче, они тогда только возвратились из Иерусалима в свой город Назарет, когда совершили все по закону Господню. Так уважали они закон Божий и так тщились исполнить его во всем!

   II. Если же Матерь Божия и праведный ея обручник так уважали и так старались исполнить ветхозаветный закон Божий, который был только сень грядущих благ (Евр. 10:1), или прообраз благодатнаго царства Христова; то тем паче мы, братия, должны чтить и исполнять совершеннейший — нравственный закон Божий, объясненный Спасителем нашим в откровенном Его слове. К этому побуждают нас: величие законодателя — Бога и наша совершенная зависимость от Него, важность заповедей Божиих и благотворность их для нас, великая награда за исполнение и страшное наказание за нарушение их. Видите, сколько побуждений свято чтить и верно исполнять закон Божий! Разсмотрим их по порядку, дабы все могли лучше понимать силу их и по этому живее чувствовали, как необходимо нам исполнять закон Божий во всей точности.

   а) Един есть законоположник — Бог, говорит апостол (Иак. 4:12); Его десницею начертан нравственный закон и в сердце нашем и в откровенном слове Божием. А кто Бог Сам в Себе и в отношении к нам? Это существо всевысочайшее и совершеннейшее. Это ум всеведущий и премудрый, сила всемогущая и безпредельная; благость неизреченная, святость невыразимая, истина непреложная, правда неумытнейшая. Это наш Творец, Который даровал нам все, что имеем, — и тело, и душу, и все блага наши. Это наш Промыслитель, Который непрестанно назирает за нами, доставляет все необходимое для жизни нашей, хранит нас от зла и направляет все ко благу нашему. Это наш Судия, Которому мы некогда должны будем дать строгий отчет во всех наших делах, словах, мыслях и желаниях, и от коего не можем скрыть никакого греха нашего. Это будущий Мздовоздаятель наш, Который за добрыя дела, согласныя с святым законом Его, щедро наградит, а за худыя, за преступления Его заповедей, строго накажет нас. Вот какое существо наш Бог — законодатель! Теперь, кто не видит, что все творения Его, а тем паче мы — люди, столько любимые и облагодетельствованные Им, должны с благоговением внимать Его слову и свято исполнять все Его веления? Кто осмелится не слушать Того, Кому небо престол, земля же подножие ног Его (Исаии 66, 1)? Кто дерзнет не покоряться Тому, Кого трепещут ангелы и все силы небесныя? Если мы охотно внимаем и следуем совету людей благоразумных: то тем паче должны слушать и исполнять повеления премудраго Бога. Если мы остерегаемся оскорблять прекословием земных родителей и благодетелей наших: то тем паче не должны прогневлять Отца небеснаго преступлением святых Его заповедей. Если мы боимся делать худое пред теми людьми, которые могут наказать нас за дурные поступки наши: то тем паче не должны грешить пред Богом, Который может погубить нас за грехи в геенне огненней (Матф. 10:28).

   б) К верному и точному исполнению закона Божия должно побуждать нас и то, что закон Божий, по слову апостола Павла, свят, что каждаязаповедь Божия, по слову того же апостола, свята, и праведна и блага (Рим. 7:12). И подлинно, может ли из уст Творца премудраго, преблагаго и святейшаго, выйти что нибудь несовершенное и неважное, — что нибудь такое, что можно пренебречь, как ненужное и безполезное для нас? Нет, нет; — все глаголы Господни дух суть и живот суть (Иоан. 6:63), все они с высокою разумностию внушают нам то, что нужно для нашего блага в сей и будущей жизни. Если вы желаете более убедиться в этом, разсмотрите заповеди Божии, и вы действительно не найдете между ними ни одной такой, которая была бы излишня и безполезна, а напротив ясно увидите, что все оне очень нужны и благотворны для нас. Вот, например, в двух первых заповедях десятословия Господь повелевает нам, чтобы мы Его одного признавали за Бога и не поклонялись идолам: кто не видит, как необходимы сии заповеди для предохранения нас от пагубнаго многобожия и языческих заблуждений? Вот в пятой заповеди Господь приказывает нам чтить своих родителей, а под их именем внушает оказывать должное уважение и тем, кои, подобно им, пекутся о нас, как то: Государю, начальникам и духовным пастырям; не явно ли, что сего требует благо семейное, церковное и общественное? Вот в других заповедях Господь повелевает, чтобы мы не крали, не любодействовали, не посягали на жизнь, честь и достояние других: о, что было бы в мире, если бы не было сих заповедей и люди не исполняли их!..Тогда люди, как лютые звери, терзали бы и поядали друг друга, тогда мир обратился бы в притон убийц и грабителей; тогда он сделался бы хуже Содома и Гоморы по разврату, и честным людям невозможно было бы жить в нем! Короче, каждая заповедь Божия весьма нужна и благотворна, потому что она внушает нам то, что полезно для нас и для других. А из сего видно, братия, что мы должны свято исполнять закон Божий не только из повиновения Творцу — законодателю, но и для собственнаго нашего блага, притом не временнаго только, но и вечнаго.

   в) Да, мы должны тщательно исполнять закон Божий не для временнаго только, но и для вечнаго блага нашего: ибо правосудный Бог, за исполнение его обещает нам в вечности великую награду, а за нарушение угрожает тяжким наказанием. Господь, говорит апостол, в день праведнаго суда воздаст каждому по делам его. Тогда будет скорбь и теснота на всяку душу человека, творящаго злое; слава же и честь и мир всякому делающему благое (Рим. 2:5-10). Чувствуете ли, братия, всю силу заключающагося в этих словах побуждения творить добро, исполнять закон Божий? Какой же благоразумный человек не поревнует исполнять теперь закон Божий, хотя бы это сопряжено было с некоторым трудом для него, чтобы потом вечно блаженствовать в славе и чести небесной, и кто будет так безразсуден, что решится ныне, ради временной греха сладости, преступать закон Божий, дабы потом вечно страдать за грехи свои в пламени геенском? Если между нами найдутся такие безразсудные, то они по истине достойны сожаления...

   III. Помня это, будем, братия, тщательно соблюдать святой закон Божий и всемерно станем избегать того, что противно Ему. Это не трудно для нас, ибо Господь говорит: иго Мое благо и бремя Мое легко есть, а св апостол свидетельствует, что действительно заповеди Его тяжки не суть (Матф. 11:30. 1Иоан. 5:3). Если же оне когда покажутся трудными для немощи нашей, или сильно будут обуревать нас греховныя страсти: то станем усердно молить Господа, чтобы Он подкрепил нашу немощь и помог нам исполнять Его заповеди. Милосердый услышит глас моления нашего и пошлет нам в помощь всесильную благодать Свою, которая поможет нам победить в себе влечение ко греху и творить правду по закону Его, для спасения душ наших. Господь непременно это сделает: ибо Он для того и приходил на землю, для того учил людей, дал им Свои заповеди и пролил за них кровь Свою, чтобы сделать их добродетельнымя и спасти таких грешников, как мы, братия. Аминь.
(Состав. по «Слов,» Платона, митроп. киевск.; ср. пропов., прилож. к «Руков. для сельск. паст.» 1891 г., февраль). 
 
 
Поуч. 5-ое.

Сретение Господне.

(Жизнь есть дар Божий, которым мы не можем распоряжаться по своему усмотрению).

 
   I. Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром (Лук.2:29). Так кончает свое земное поприще старец Симеон: какая ясность взора, какое спокойствие духа! Ни тени какого-либо страха и смущения: не только без страха, но радостно идет он в открывающияся пред ним врата вечности.

   Ныне так часто слышится недовольство жизнию, так кощунственно и дерзко попираются ея дары и обязанности, так легкомысленно и презрительно разрываются самыя дорогия и крепкия ея связи. «Не стоит жить, жизнь надоела», — не только говорят, но даже пишут нам самоубийцы. Сколько развращенных учений должно было пройти чрез эти несчастныя головы и сердца, чтобы можно было сказать эти слова безумия? Сколько падений в жизни должны были испытать эти люди, чтобы упасть наконец так глубоко и непоправимо? Какая сила должна быть у него, человекоубийцы искони, чтобы омрачить так человека и в такую страшную петлю наконец его затянуть?! Да ослабит Господь хотя часть вины их ужасной, да отымет это безумие от нашего века несчастнаго.

   II. Нет, братие, великое и важное значение имеет жизнь человеческая. 

   а) Прежде всего это драгоценный дар небеснаго Отца. Его всеблагая воля была — воззвать нас из ничтожества и дать нам почувствовать это биение жизни, это благо бытия. Этот расцвет жизненных сил в золотом возрасте юности, это чувство бодрости и здоровья, эта мудрая смена труда и покоя, — сколько она одна, эта низшая телесная жизнь, дает нам наслаждений и радостей. Природа, точно одушевленное существо, пред нами то замирает, то оживает и дробится на безконечное множество явлений и предметов, услаждающих взор, пленяющих сердце, приводящих в восторг пред величием Творца. И какое же безумие и какая дерзость не только сказать, даже подумать: нет, Владыко Господи, Твой дар мне не нужен! Но я еще не коснулся главнаго источника наслаждений жизни, — глубины человеческаго духа. Здесь впрочем, встает предо мною такая ширь и даль, что нет возможности даже взором окинуть их. Возьму одно, сравнительно малое, воспоминание прошедшаго. Какие там возникают светлые образы — дорогих сердцу: отца, с ранняго утра до поздняго вечера трудившагося для нашего воспитания и устроения, матери, проводившей безсонныя ночи над нашею колыбелью, благодетелей, друзей! Они были люди не непричастные слабостей. Но время очистило эти дорогие нам образы, и вот они рисуются там вдали в одной нетленной красоте их духа. Ах, как они хороши, велики даже теперь в наших глазах! Может быть, при воспоминании об этих дорогих умерших, братие, я наполнил сердце ваше грустию, так как прошедшее невозвратимо; но как дороги сердцу эти образы, хотя бы самыя лица и были невозвратимы. Впрочем нет: они возвратимы! Наши близкие там у небеснаго Отца; мы их увидим, мы вечно будем с ними, если только будем этого достойны.

   б) Что есть смерть в глазах христианина? В глазах христианина смерть есть только изменение жизни, ступень от хорошаго к лучшему, от менее совершеннаго к более совершенному, от временнаго к вечному. Теперь мы видим Бога и любовь Его к нам, по слову апостола, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу (1 Кор. 13:12). Здешняя жизнь представляет неисчислимое множество радостей самых разнообразных; там обещаются радости совершенно новыя, неиспытанныя еще нами и даже пока для нас невообразимыя. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). «И возрадуется сердце ваше, сказал нам в лице учеников Господь наш, — и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан. 16:22). Верующий посему от всего сердца благодарит Бога за дары и радости этой жизни, и когда Отец позовет его туда, к Себе ближе, он покойно, с радостною надежной идет, вверяя себя водительству божественной любви. «Ныне отпущаеши, поет он с праведным старцем Симеоном, — раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром».

   в) А заботы, скажете, нужды, огорчения, скорби?! Что же? Когда награда дается без подвига? Жизнь есть борьба, жизнь есть подвиг. Воин стоит на своей страже: ветер рвет его платье, холод пронизывает его до мозга костей; но он стоит, не смеет сойти. Так и каждый из нас должен вынести искушение в жизни, когда оно будет послано. Постыдно бежать с поля битвы. Кроме чувства долга, живая вера в Бога Промыслителя и Спасителя да будет нашей опорой и ограждением. «Богу так угодно, да будет Его святая воля и в жизни и в смерти моей! Господь хранил и берег меня доныне, сохранит и сбережет и после, если Ему угодно, чтобы я жил. Господь весь мир содержит в Своей власти и хранит: ужели для меня одного не достанет Его всемогущества и любви?»

   III. Будем же всемерно стараться и молить Господа, чтобы Он помог нам достоять на нашей страже и до последней минуты жизни сохранить горящим в сердце светильник веры, чтобы на пороге к вечности могли мы сказать вместе с праведным старцем Симеоном: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Аминь.
(Сост.по «Слов. и реч.» протоиерея П. Смирнова. Изд. 2-е, 1887 г., ч. I.) 
 
 
Поуч. 6-ое.

Сретение Гоcподне.

(Почитай старость).

 
   I. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей (Лук.2:28-30). Слова эти с умилением и радостию произнес праведный Симеон, когда восприял на руки свои Иисуса Христа, принесеннаго Иосифом и Мариею в храм иерусалимский, в сороковой день по рождении Его, по обычаю законному.

   Счастлив был старец, узревший собственными очами Богомладенца — Мессию, давно ожиданнаго.

   Праведному Симеону обетовано было, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. И вот обетование Св. Духа исполнилось. Есть предание, что Симеон был в числе семидесяти переводчиков св. Писания ветхаго завета с еврейскаго языка на греческий, по поручению египетскаго царя Птоломея, и что на долю Симеона досталась книга пророка Исаии. При переводе слов пророка:се дева во чреве зачнет и родит сына, и наречеши имя ему Эммануил (Исаии 7, 14), Симеон усумнился и хотел заменить слово дева словом женщина, но был удержан рукою ангела. И при этом-то случае сказано было: «ты сам увидишь исполнение пророчества». Представьте же, братия, с каким нетерпением праведный старец ожидал рождения Эммануила — Богочеловека! Долго длилось это ожидание; лета давали уже себя чувствовать; старость и неизбежные при ней недуги тяготили его; 360 лет прожил он, когда наконец, узрев и восприняв Спасителя всех людей, отошел с миром в вечность. Ожидание Мессии ободряло старца в преклонных летах и облегчало их бремя; исполнение пророчества, видение лицем к лицу рожденнаго от пресвятыя Девы Богочеловека соделало его несказанно блаженным.

   II. Слушатели! Жизнь человеческая неодинаково Господом распределяется: очень многие умирают в младенчестве, многие в цветущей юности и летах мужества, и сравнительно не очень многие доживают до глубокой старости.Дние лет наших, в них же семдесят лет, аще жев силах осьмдесят лет, и множае их труд и болезнь (Пс. 39. 10). Но тем должна быть почтеннее, тем достойнее уважения — старость. 

   а) В старцах — мудрость и в долголетних — разум (Иов. 12:12). Венец старцев — многосторонняя опытность, и хвала их страх Господень (Сир. 25:8). Не мало нужно времени для приобретения познаний в науках и искусствах; но гораздо более лет потребно для изучения практической мудрости; последняя приобретается собственным опытом, а никакая наука не даст ее, пока сам человек не дознает ее на деле, пока уроки жизни не научат его многоразличными обстоятельствами, искушениями, как надобно смотреть на людей, как ценить дела и вещи по достоинству. Испытавший многократно неудачи в жизни, разныя несчастия, непостоянство людей, обманутый надеждами на их верность, дознавший тщету благ земных и последствия мирских удовольствий, — старец уже не увлекается несбыточными мечтами, всесторонне разсматривает предметы, становится мудрым по опыту и благонадежным советником в делах для неопытных, пылких юношей и полных силы, но самомнительных мужей. Вера евангельская приобретает в глазах его великую цену; он емлется за нее, как за якорь, на бурном море жизни; к Богу его стремление, в вечность устремляется его духовный взор, и молитва окрыляет его душу в помыслах о небе; все земное теряет для него цену, и душа убеленнаго сединами старца, при ослаблении тела, легче воспаряет своими мыслями к Богу. Понятною становится для преклоннаго летами молитва св. Давида: не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене (Пс. 70:9), и если он благочестив, то, без сомнения, она произносится с глубоким чувством, которое привлекает помощь Божию.

   б) Так, старость почтенна по мудрости и опытности, и потому должна иметь авторитет, уважение от молодого поколения. Еще в глубокой древности дана заповедь: пред лицем седаго востани, и почти лице старче, и да убоишися Господа Бога твоего (Лев. 19:32). Можем ли однакож сказать, что нынешяяя наша молодежь всегда отдает должное почтение старости? Не часто ли приходится слышать от молодых людей упреки пожилым людям и старцам в отсталости, в несочувствии современным идеям и юношеским взглядам? Самонадеянные юноши часто пренебрегают советами опытности, и обнаруживая неуважение к старости, тем самым проявляют свое легкомыслие и подвергают себя искушениям, которыя иногда бедственно отзываются в жизни. Есть не мало детей, которыя не почитают своих родителей, не повинуются им, потому что считают их низшими себя по образованию, не понимающими потребностей века. Есть не мало молодых людей, для которых ничего не значат наставления пастырей, вразумления начальников и учителей. Для таких людей нет авторитетов; и несчастные, неопытные юноши тяжело расплачиваются за свою самонадеянность и заносчивость. Большая часть безпорядков в нравственном мире происходит от неподчинения высшему авторитету, от необузданнаго своеволия. И несчастно то семейство, в котором нарушено почтение к родителям; неблагополучно то общество, где не соблюдается уважения к старшим, тем паче к старикам. Молодежь забывает, что и она состареется, и ей больно будет переносить неуважение к сединам, презрение к внушениям опытности.

   в) Правда, есть, к прискорбию, и старики легкомысленные, которые вместо того, чтобы руководить юношей на пути долга своими вразумлениями, любят похвастаться пред ними похождениями своей молодости, разсказать соблазнительныя приключения, и тем срамят свои седины. Вместо того, чтобы в тишине уединения каяться в своих прежних грехах, они выставляют их на позор и молодятся вопреки природе, забывая, что смерть может неожиданно постигнуть их и представить на суд Божий. Не думаю, впрочем, чтобы таких легкомысленных было много, и такие сами виновны, если их не уважают степенные молодые люди. Размышляйте, старцы, о значении старости и для вас самих, недалеких от смерти, и для юношей, нуждающихся в вашей опытности, и вы принесете существенную пользу и себе и младшим вас по летам. Ваше слово да будет всегда назидательно, ваши седины должны служить для других не укором в нажитом легкомыслии, а вывескою верующей и опытной, многополезной мудрости.

   III. Слушатели — братия! Дай Бог нам дожить до старости маститой, здоровой и поучительной. Но помнить надобно, что такая старость достигается только тогда, когда лета юности и мужества прожиты не в праздности, не в суетных и порочных удовольствиях, а в труде, в исполнении нравственнаго долга, обязанностей веры и звания. Юность — молодость, — это весна нашей жизни, мужество — это лето, старость — это осень. Осенью обыкновенно пользуются плодами того, что посеяно весною и возрасло, созрело летом. Будем же трудиться в цвете и крепости сил, чтобы старость наша была многоплодна и многополезна, чтобы совесть наша не упрекала нас за прежнюю жизнь, и тогда, разлучаясь с земною жизнию, каждый из нас спокойно и с надеждою блаженной вечности может сказать: ныне отпусти меня, Владыко, с миром. Аминь.
(Сост. по «Слов. и Реч.» Леонтия, архиеписк. холмско-варшавск., т. II, изд. 1888.) 


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Душеполезные чтения на каждый день | Просмотров: 637 | Добавил: Православие | Теги: Сретение Господне, 15 февраля | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar