Главная » Духовная трапеза » Неделя 18-я по Пятидесятнице. Духовная Трапеза.

00:05
Неделя 18-я по Пятидесятнице. Духовная Трапеза.

Неделя 18-я по Пятидесятнице
(Лк 5:1-11)

Благословение Божие — Основание успеха трудов наших — Необходимость труда — Взаимная помощь в трудах


Нынешнее Евангелие (Лк 5:1-11) повествует, что апостолы, бывшие Галилейские рыбаки, однажды всю ночь трудились, чтобы наловить рыбы, но ничего не могли поймать, несмотря на то, что для ловли избрано было самое удобное время — ночь, когда рыба отдыхает. Приходит утром на берег Галилейского озера Христос, сопровождаемый множеством народа, садится в лодку и беседует. Рыбаки, оставив свои занятия, присоединяются к слушателям слова Божия. По окончании проповеди Христос говорит одному из рыбаков, Симону: закиньте сети свои для лова. Симон отвечает Ему: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. И вот когда с благословения Спасителя закинуты были сети в том же месте, где бесполезно трудились всю ночь, захватили такое множество рыбы, что даже сеть у них прорывалась и рыбаки едва общими усилиями вытащили сети.

Вот образ труда человеческого без помощи Божией. То, что случилось с галилейскими рыбаками, весьма часто повторяется со многими в жизни. Пока мы трудимся одни, не призывая Бога, и думаем только своими усилиями достигнуть успеха, напрасен бывает труд наш.
Без благословения и помощи Божией ничто у нас не спорится, все из рук валится. Но когда по усердным молитвам нашим и за нашу богоугодную жизнь нисходит к нам благодатная сила Божия, неожиданно посещает нас счастье — за что мы ни возьмемся, во всем успеваем; счастье и довольство неведомо откуда текут к нам. Кто может сомневаться в той непреложной истине, что сами по себе мы совершенно бессильны и только в соединении с Богом можем сделать в жизни своей что-нибудь доброе! Эта необходимость помощи Божией ясно выражается словами Спасителя: без Мене не можете творити ничесоже. Наша всегдашняя зависимость от Бога сама собой открывается из понятия о Боге Вседержителе, без воли Которого и волос с головы нашей не упадет. Вседержительство Божие весьма осязательно выражается в следующих народных пословицах, вековым опытом оправдываемых, что без Бога свет не стоит, что все в мире творится не нашим умом, а Божиим судом; Бог дунет, все будет; без Бога ни до порога. О вседержительстве Божием и нашем бессилии в слове Божием говорится так: если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж, напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете (Пс 126:1,2). Напрасно земледелец будет употреблять всевозможные усилия к умножению плодов земли — тщательно ее возделывать и удобрять, а о Боге забывать и не просить Его небесной помощи и благословения. Не даст Бог дождя — все посеянное засохнет; не даст вёдра — все сгниет. Пошлет Господь во гневе Своем тучу градовую — и все выросшее, созревшее на полях и в садах мгновенно погибнет. Долго и много приходится человеку трудиться, чтобы обзавестись домом и всем необходимым для домохозяйства, но вот случится пожар — и в несколько часов истребляется все достояние, собранное многолетним трудом. Кто может отвратить подобные грозные явления стихий природы, кроме Единого Творца и Правителя вселенной, Бога, волю Которого исполняют огонь, и град, и бурный ветер (Пс 148:8)? Не только отвратить, но даже и предусмотреть никто из нас не может случающиеся по воле Божией в нашей жизни внезапные повороты. Только молитва с упованием на всесильную помощь Божию одна может сделать нас твердыми в исполнении добрых намерений, отвратить напасти и увенчать труды желанным успехом. Потому мы всемерно должны стараться заслужить благословение Божие доброй и богоугодной жизнью. Слышите слово Господа, глаголющего: если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой, и будете есть хлеб свой досыта и будете жить на земле вашей безопасно (Лев 26:3-5).

Но прося помощи Божией и соделывая себя достойными ее, мы должны прилагать к усердному исполнению дел своих все богодарованные нам силы и средства. Одним словом, должны трудиться во славу Божию.

Труд назначен от Бога всем людям как неизбежное средство к довольству жизни. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, — таков божественный приговор, изреченный всем людям в лице Прародителя (Быт 3:19). Без труда нельзя прожить: аще кто не хощет делати, ниже да яст (2 Фес 3:10), сказал апостол. Известно, что труд приятен и даже сладостен бывает лишь когда он по силам и особенно когда увенчивается желанным успехом? Но как тягостен и мучителен труд безуспешный, неудачный. Подлинно, когда дело не спорится, совсем отпускаются у человека руки, теряется всякая охота к труду, и многие погибают от жизненных неудач. Что же делать земным труженикам, чтобы укрепляться духом при безуспешности их трудов, не впасть в уныние, не изменить честности и добродетели?

Нынешнее Евангелие, повествующее о безуспешной ловле рыб Галилейскими рыбаками, дает нам спасительное руководство, как должно поступать при безуспешности наших трудов. Пример апостолов показывает, что не должно ослабевать трудясь, несмотря на неоднократную или продолжительную безуспешность. Целую ночь апостолы трудились — не один раз закидывали сети и ничего не поймали. Но вот, по слову Христову, они решились еще раз закинуть сети и даже днем, когда хуже ловится рыба. И что же? Божие благословение увенчало их труд таким неожиданным успехом, что все пришли в изумление от множества пойманных рыб. Так и каждый из нас не должен терять надежды на благоприятный оборот дел своих при самых продолжительных неудачах. Не думайте, что безуспешность трудов есть дело случайное и не заслуженное нами. Испытаем самих себя: не сами ли мы большей частью виноваты в том, что наши замыслы не удаются и наши дела не приходят к успешному концу? Говорится в пословице: дело мастера боится.

Чтобы умеючи взяться за дело и вести его правильно и безостановочно, нужны опытность, усердие и аккуратность, а эти качества нелегко приобретаются и не вдруг, но после терпеливого и продолжительного изучения дела. Если же мы не приобретем качеств, потребных для правильного ведения дел и если будем вести дело, как говорится, спустя рукава, с опущениями и недосмотрами, можно ли ждать успеха? От небрежного труда и плод бывает скудный. Из нынешнего евангельского повествования видно, что апостолы после продолжавшейся всю ночь безуспешной работы не сидели сложа руки, но готовились к новым трудам, мыли и чинили сети, а затем, несмотря на усталость, не поленились по слову Христа тотчас закинуть сети вновь. Так и мы должны быть неутомимы в своей деятельности, и тогда благословит нас Господь желанным успехом.

Кроме собственного усердия и ревности в труде, для успеха дел наших необходима еще посторонняя братская помощь. Одному человеку и даже одному семейству, сколько бы ни было опытности и искусства, без дружной помощи со стороны невозможно бывает иногда выполнить все, что надлежит для устройства своего земного благосостояния и отвращения неблагоприятных случаев. Из нынешнего евангельского повествования видим, что апостолы одни не могли извлечь невода с пойманной ими рыбой, а должны были пригласить товарищей, находившихся на другой лодке, и только общими усилиями извлекли невод. Не будь такой помощи, труд пропал бы даром. И между нами весьма часто причиной безуспешности дел бывает отсутствие помощи. Бьется, бьется человек один в непосильном труде и, не находя помощи и поддержки, бросает дело, оставляя себя и семью без средств к жизни.

Особенно тяжело бывает человеку одинокому и беспомощному в дни общественных бедствий, когда и самые старательные не могут одолеть нужды и вынести тяжелого бремени труда. Такие бедственные обстоятельства у всех нас постоянно пред глазами. Не видим ли мы и не слышим ли, как часто целые города и селения страдают от пожаров, града, падежа скота, лишаясь в несколько часов самых существенных, необходимых средств к жизни, оставаясь без крова и пропитания? Что делать несчастным, если ближние и соотечественники не помогут им в таких бедственных обстоятельствах? Не тяжело ли и не безотрадно ли об этом помыслить? Только надежда на Бога и на добрых людей есть самая верная и желанная посланница свыше к облегчению человеческих бедствий, чаемых и уже нашедших на нас. Чью душу осеняет эта надежда, тот никогда не падет духом, не поддастся унынию и совершенно далек бывает от отчаяния.

Все, имеющие возможность оказать посильную помощь ближним в бедственном положении, приносят жертву любви, многоценную в очах Божиих. Деятельной помощью ближним исполняется закон Христов, как говорит святой апостол Павел: друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал 6:2). При представляющихся нам случаях к проявлению деятельной любви к труждающимся и обремененным ближним, хорошо, если мы скажем: Бог в помощь тебе! И ласковое слово может ободрить изнемогающего труженика — но одного слова недостаточно. Скажи ему: Бог в помощь тебе, а вместе с тем, если видишь, что он изнемогает в трудах, прибавь: дай, брат, я помогу тебе. Вот это и будет значить, что ты, готовый поднять тяготу трудов ближнего, исполняешь закон Христов. Что пользы в одних словах? Нет никакой. Затем мы должны любить ближних не словом и языком, но делом и истиною (1 Ин 3:18), должны помогать им бескорыстно, искренно, усердно и тогда и нам Бог поможет во всем. Взаимная помощь христианская не должна ограничиваться только кругом родства, знакомства, дружбы и приязни. Если так мы будем проявлять свою деятельную любовь, то мы мало будем отличаться от язычников (Мф 5:46,47). Христиане должны оказывать помощь всем нуждающимся без различия, ближним и дальним, даже и врагам своим. Еще в законе Моисеевом предписано было: Аще узриши осля врага твоего, падшее под бременем его, да не мимо идеши, но да воздвигнеши с ним (Исх 23:5). Не тем ли более мы, по закону христианскому, должны оказывать бескорыстную помощь и не проходить мимо тех, которые находятся в затруднительных обстоятельствах!

Блюдите себя от своекорыстия всегда, особенно же при нужде ближнего. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо (Рим 15:2). Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого (1 Кор 10:24).

К сожалению, в нынешнее время, когда люди большей частью думают и заботятся только о личных выгодах и удобствах жизни, ничто так не требует настойчивого напоминания, как исполнение долга нашего в отношении к ближним. Целый век свой мы безостановочно трудимся, работаем, имея в виду единственно свои выгоды, удовольствия и почести. Ничего мы не жалеем для себя, никакие труды и опасности не страшны нам для приобретения богатства и славы. Но когда дело коснется благополучия ближних, ревность к деятельному вспомоществованию их нуждам пропадает. Мы хладнокровно смотрим на бедственное положение ближнего, отказываемся от бескорыстной помощи, извиняя свое безучастие разными предлогами, большей частью неуважительными. Дело милосердия мало преуспевает между людьми, и священный долг христианской любви и сострадания многими забывается! Как это прискорбно видеть в обществе христианском, где деятельная любовь должна служить главным основанием поведения христианина! Такой любовью более всего снискивается Божие благоволение и вечное спасение. Без дел милосердия даже подвиги молитвы, поста, воздержания мало имеют цены в очах Божиих. Вот какой пример относительно сего приводится в Отеческих сказаниях.

Один благочестивый настоятель монастыря непрестанно молился, чтобы Господь не разлучил его от братии и в будущем веке удостоил их вместе с ним жизни райской. Господь открыл ему волю Свою следующим образом. В соседней обители был праздник, и настоятель был приглашен туда на трапезу. Он не хотел идти, но Господь сказал ему: иди, только пошли наперед учеников своих. Когда в день праздника братия пошли на обед, то на пути увидали человека израненного и едва переводящего дыхание. Они спросили, кто нанес ему раны. С трудом несчастный мог объяснить им, что дорогой напал на него зверь, истерзал и ушел, и вот он теперь не может подняться. Иноки постояли около него и, сказав: «Мы пеши и нам тяжело тебя нести», пошли дальше. Вскоре на то же место пришел настоятель и, остановившись около страдальца, узнал, что проходившие братия отказались подать ему какую-нибудь помощь. «Можешь ли ты потихоньку идти за мною?» — спросил настоятель. «Не могу», — отвечал раненый. «Садись же на мои плечи, — сказал настоятель, — я с помощью Божией донесу тебя». Сколько израненный ни отказывался, настоятель взял его на плечи и понес. Сначала добродетельному старцу казалось тяжело поднять и нести человека, но чем далее он шел, тем ему казалось легче - так, что он даже и не чувствовал, что у него на плечах ноша; наконец он увидал, что странник исчез, и услышал свыше голос: «Ты всегда молишься о своих учениках, чтобы они с тобой вместе вошли в царствие небесное, но дела их другие, нежели твои — итак, научи и вразуми их последовать тебе, иначе они не достигнут царствия небесного (Пролог, 24 сентября).

Приведенный пример да научит нас более всего преуспевать в делах милосердия и любви христианской, помня, что эти дела только и могут свидетельствовать о силе и искренности нашего благочестия и любви к Богу.


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 700 | Добавил: Православие | Теги: Неделя 18-я по Пятидесятнице | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar