Главная » Духовная трапеза » Неделя 21-я по Пятидесятнице. Духовная Трапеза.

00:04
Неделя 21-я по Пятидесятнице. Духовная Трапеза.

Неделя 21-я по Пятидесятнице
(Лк 8:26-39)

 
Борьба с греховными помыслами — Насильство вражьих искушений — Необходимость духовного бодрствования
 

Из нынешнего евангельского повествования об изгнании Господом Иисусом Христом легиона бесов в стране Гадаринской (Лк 8:26-39) и из других подобных повествований христианин должен извлекать себе отрадное убеждение в том, что сила вражия сокрушена, мы освобождены от насильства диавола, и в спасительной силе имени Божия и в победоносном знамении Честного и Животворящего Креста Христова нам даны верные средства к отогнанию от нас супостатов, ищущих поглотить души наши.


Но возлагая надежду на божественные силы, дарованные нам к спасению, мы, христиане, не должны думать, что со стороны врага спасения прекращена против нас духовная брань. Правда, сокрушена ныне демонская держава, ослаблена его власть, искусительные же действия злых духов на людей не прекратились, а разве сделались только менее для нас заметными по своей хитрости и утонченности, и оттого еще более опасными, требующими от нас строгого и непрерывного духовного бодрствования. 

Доколе живем на земле, мы, христиане, находимся в положении воинов, стоящих пред лицом хитрых и злобных врагов, ежеминутно подстерегающих нас и готовых устроить нам погибель. На христиан, беспечных относительно своего нравственного положения, дремлющих на страже души своей под обаянием чувственности, беспрепятственно нападает враг спасения, незаметно подкрадываясь под благовидными предлогами в ограду души его.

Где же в этой ограде та слабая сторона, чрез которую легче всего проникают искушения греховные? Это наше греховное и испорченное сердце.

В лице Адама и Евы весь род человеческий наследственно подвергся порче греховной: мирное течение жизни расстроилось возмущением против него всей твари, потеряно и разбито было счастье, похоть возобладала в сердце, и из этого сердца вместо сладостного богохваления, любви и чистой радости стали исходить помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы (Мф 15:19). Трудно сделалось человеку бороться с грехом, угнездившимся в сердце его, трудно ему стало бежать греха. Куда бы он ни удалился, как бы ни углубился в себя от наплыва внешних соблазнов, внутренний враг не отступает от него, похоть греховная не умолкает в душе при всех жизненных положениях. Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию, похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак 1:14,15). Мы в самих себе носим первую и главную причину грехопадения, в наших дурных помыслах и пожеланиях, которые, как искры под пеплом, таятся в душе нашей, и при всяком поводе готовы возгореться в опустошительный пламень. Чтобы успешно бороться с грехом, необходимо внимательно следить за возникающими в душе дурными помыслами и пожеланиями, немедленно исторгать их, как вредные плевелы, доколе они не разрослись и не укоренились. В случае решимости бороться с возникающей страстью может прийти на помощь совесть, при укоризненном действии которой всякое дурное пожелание и поступок бывают омерзительны, возмущают душу стыдом и страхом ответственности пред Богом и людьми. Если бы в душе грешника поддержалось такое отвращение от задуманного или уже в первый раз совершенного проступка, и если бы спасительное движение укоризненной совести в нем окрепло, ему нетрудно было бы бороться с последующими греховными поползновениями и избежать греховного падения. К сожалению, не так мы поступаем с зарождающимися в нашей душе греховными влечениями. Вместо того чтобы немедленно их подавлять, мы, увлекаемые обманчивыми удовольствиями, доставляемыми удовлетворением страстей, услаждаемся грехом и бережем его у сердца своего, не сознавая, что бережем змею, готовую всегда уязвить нас насмерть. Не ограждаем дверей сердца своего от вторжения в него дурных помышлений, удивительно ли, что делаемся бессильными пленниками и рабами греха? Не так поступали святые подвижники благочестия, достигавшие совершенной победы над своими страстями. Они решительно подавляли все греховные поползновения в самом начале. Поучительный пример в этом отношении нам представляет преподобный Савва Освященный (память 5/18 декабря).

Когда Савва был еще молодым иноком, ему пришлось однажды одному работать в монастырском саду. Он увидал очень красивое яблоко и ему захотелось съесть его, но этого нельзя было делать прежде установленного времени и без обычного благословения. Побеждаемый страстным желанием, Савва сорвал понравившийся ему плод, хотел было вкусить, но вдруг в душе его возбудилась память о том, как таким же плодом змий прельстил в раю прародителей и погубил их. Преподобный Савва тотчас бросил яблоко, растоптал его ногами и, таким образом, подавил в душе своей преступное намерение. Эта первая победа над собою укрепила его в дальнейших подвигах воздержания и послушания уставам иночества. Чтобы не забывать этого первого своего греховного искушения, преподобный положил себе за правило и во всю жизнь строго соблюдал, чтобы никогда не вкушать ни одного яблока.

Беги от греха, как от лица змея (Сир 21:2). Подавляйте в себе всякий возникающий преступный помысел, не обольщайтесь приманкой чувственности и страстей. Допустивши в себе склонность греховную, трудно удержаться от падения, как трудно удержаться камню, скатывающемуся с горы. Неудержимо греховное падение, если человек вначале не постарается удержаться на правом пути благочестия и добродетели.

Бедственно и постыдно положение человека, допустившего укорениться в себе греху. Такое состояние в слове Божием сравнивается с состоянием рабства. Творяй грех, раб есть греха (Ин 8:34), сказал Сам Господь. Раб — не свободный человек, он не свою волю творит, но волю господина своего. И грешник теряет свою волю при насильстве греховном: он добра, которого хочет, не делает, а делает зло, которого не хочет — по внутреннему человеку он находит удовольствие в законе Божием, но видит внутри себя иной закон, противоборствующий закону ума и делающий его пленником закона греховного (Рим 7,19-23).

Кто же этот господин греха, насильник рода человеческого, чью волю творит грешник? Святой апостол Иоанн говорит: Творяй грех, от диавола есть, яко диавол исперва согрешает (1 Ин 3:8). Вот чью волю исполняет грешник, вот кто его мучитель и насильник. Мы большей частью не замечаем насильств, вражьих искушений, привыкаем к оковам греховного рабства, как узник привыкает к своему заключению в темнице. Не трудно диаволу бороться с нами, когда мы без всякого сопротивления отдаемся ему в плен. Не нужно ему употреблять усилий к победе над нами, когда мы уже упали, валяемся в тине греховной и беспечно коснеем в служении порочным страстям. Враг с такими ленивыми и беспечными о своем спасении не борется. Вот что об этом повествуется в Прологе (21 февраля).

Один пустынный старец, встав ночью по обычаю на молитву, услыхал звук военной трубы, созывающей на битву, и удивлялся, откуда в такой бесплодной пустыне быть войскам. Тогда явился ему бес и сказал: «Да, это, конечно, войска, потому что ты стоишь на молитве; ложись и спи, если не хочешь, чтобы мы с тобою воевали; мы воюем только с теми, которые вооружаются против нас молитвой, а с ленивыми не боремся».

Нелегко христианину дается спасение, жизнь его есть духовная война, и без борьбы нельзя никому удостоиться небесного венца. Царствие небесное берется силою, говорит Спаситель, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12). Всякий, желающий жить благочестно и праведно, должен быть готов к многоразличным искушениям, которые тем сильнее приражаются человеку, чем более он усиливается возвыситься в добродетели. Сказано в Священном Писании: аще приступавши работати Господеви, уготови душу твою во искушение (Сир 2:1), то есть если хочешь жить по Божьему, тебя ожидают сильные нападения вражьи. В жизни святых подвижников благочестия есть много примеров того, с какой хитростью и дерзостью диавол нападает на человека, и какая потребна бдительность в борьбе против вражьих искушений. В житии преподобного Исаакия Печерского (память 14/27 февраля) содержится следующий пример насильства вражия.

Оставив мир, преподобный Исаакий вступил в монастырь Печерский и заключился в пещере. Семь лет он подвизался в затворе, пребывая в непрестанной молитве. Одна просфора и немного воды — вот было дневное пропитание преподобного. Он никогда не ложился, но отдыхал сидя. И вот однажды при наступлении ночи, когда преподобный, утрудившись от пения псалтыря, погасил свечу и сидел на своем месте, видит он в пещере необычайный свет, и ему предстали два беса в образе светоносных юношей, сказав: «Мы ангелы, и се грядет к тебе Сам Христос». Преподобный не остерегся от искусительного горделивого помысла видеть Христа, не победил этот помысел смиренной мыслью о своем недостоинстве и не оградил себя крестным знамением, но легкомысленно пал и поклонился сатане, явившемуся в образе Христа. Как только это совершилось, бесы радостно воскликнули: «Наш Исаакий!» Тотчас окружив преподобного с тимпанами, свирелями и гуслями, они схватили его, начали с ним скакать и до того измучили, что он поутру найден был в беспамятстве, и после этого несколько лет оставался в расслаблении душевном и телесном.

Не видим ли мы, что и между нами весьма часто бывают подобные поразительные примеры насильства греха? Посмотрите на преданных пьянству: они плачут, но не в силах одолеть своей гибельной привычки, видят бездну погибельную, уготованную им страстью, но какой-то роковой силой влекутся в эту бездну и не могут отклониться. Что же это за враждебная сила, одолевающая человека, как не сила диавола? Подобное можно сказать о сластолюбцах, сребролюбцах и вообще о всех, поддавшихся своим страстям: все эти люди суть жалкие рабы страстей, с омраченным умом, развращенным сердцем и притупленной совестью. Между тем человек доходит до такого погибельного состояния незаметно, оттого мало обращает внимания на свои первые наклонности к греху, думает, не беда сделать раз противозаконное; но этот первый шаг греховный большей частью бывает роковым и хитро подготовляется искусительным действием диавола, так что многие, вступив на путь порока, уже не могут сойти с него без благодатной помощи Божией. Нельзя шутить с огнем: от малой искры происходит опустошительный пожар. Не должно пренебрегать ни малейшей греховной наклонностью, которая может обратиться в непобедимую привычку, делающейся как бы второй природой человека.

С какой строгостью и самоотвержением надо ограждаться от греховных соблазнов в самом начале соприкосновения их с душой нашей, показывает следующий пример из жития преподобного Иакова постника (память 4/17 марта). Святой Иаков, проводивший подвижническую жизнь в пещере близ города Порфириона в Финикии, святостью и чудотворениями привлекал к Христу многих живших в той стране самарян; это возбудило злобу в неверных, и они подкупили жену-блудницу, чтобы она обесславила святого подвижника. В поздний вечер подошла она к келье святого подвижника и начала стучать в дверь. Отворив дверь, святой Иаков подумал, что это привидение и, оградив себя крестным знамением, опять затворил дверь и стал молиться Богу, да отженет от него бесовское мечтание. Но жена до полуночи не переставала стучаться и умолять святого Иакова укрыть ее от съедения зверей, которых было множество в той пустыне. Святой сжалился и впустил ее в переднюю комнату своей кельи, дал ей хлеба и воды, а сам затворился во внутренней келье. Ночью жена начала вопить, притворившись больной, и стала просить святого Иакова помазать ее елеем, думая тем возбудить в нем нечистый помысел. Преподобный исполнил ее прошение, но, зная силу искушений, был так осторожен, что при помазании жены елеем, когда правой рукой прикасался к персям ее, левую свою руку держал на огне, и это продолжалось до тех пор, пока не начали отваливаться суставы пальцев. Видев это, жена ужаснулась и, раскаявшись в своем злом умысле, обратилась к Христу и сделалась сама подвижницей.

Вот с какой силой и решимостью следует противостоять греховным соблазнам. Тут не должно быть допускаемо никакого послабления и уступок. От нашего нерадения и слабости большей частью и происходит то, что мы делаемся пленниками и рабами греховных страстей. Итак, в смиренном сознании своих немощей будем усердно молить всемогущего заступника Бога, Который Един может связать крепкого (Мф 12:29) врага нашего и препоясать нас Своей божественной силой для успешной борьбы.


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 714 | Добавил: Православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar