Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
(Ин 9:1-38)
Свет веры Христовой — Слепота душевная — Помощь слепцам
Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, яко слепый от рождения; покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме свет пресветлый.
Кондак по 6-й песни, глас 4
В предлагаемом ныне евангельском чтении об исцелении слепорожденного Господь наш Иисус Христос представляется благоговейному уму христианина не только Божественным Врачом, избавляющим от слепоты телесной, но и врачом духовным, пришедшим на землю даровать истинный свет людям и восстановить их духовное зрение, омраченное мглою страстей, пороков, неверия и заблуждений. Егда в мире есмъ, свет есмь миру (Ин 9:5), сказал о Себе Иисус Христос. Какой глубокий смысл заключается в этом сравнении и как много в нем поучительного и отрадного для христианина! Свет солнечный в царстве природы служит источником жизни и радости: без него все было бы покрыто тьмою, все окоченело бы и замерло. Без света солнечного мы никогда не увидали бы тех красот природы, которые нас услаждают и назидают, возводя ум наш к несозданной красоте и премудрости божественной. Христос есть истинное Солнце правды, есть Свет духовного царства. Как телесный глаз для своего зрения нуждается в помощи вещественного света, так и наше внутреннее око души нуждается в озарении светом Христовым, светом веры и упования христианского. Без этого света мы всегда оставались бы жалкими слепцами, неспособными познавать истину и правду, ощущать счастье и радости жизни. Посему-то время до явления Иисуса Христа в мир в слове Божием уподобляется ночи, когда все ходили в непроницаемом мраке неверия, суеверия и заблуждения, когда не видели пред собою цели жизни и верного пути к своему оправданию пред Богом. Христос рассеял этот мрак, так что с явлением Его в мир нощь прейде, а день приближися (Рим 13:12), и все люди, призванные Христом из тьмы в чудный свет Его (1 Пет 2:9), бывшие некогда тьмою (Еф 5:8), стали теперь сынами света и сынами дня (1 фес 5:5). Безотрадно и мрачно состояние души преступника, над которым тяготеют гнев, проклятие и осуждение на достойную по делам его казнь. Когда же этот преступник получает помилование и не только изводится из мрачной темницы на свободу, но и ущедряется всеми дарами счастья, может ли он не ощущать в своем сердце особенных движений радости, любви и живейшей благодарности к своему избавителю. Так и мы, христиане, бывшие прежде чадами гнева (Еф 2:3), но чрез Христа помилованные Богом и получившие от Него столько великих и драгоценных обетовании и даров к нашему оправданию и спасению, не можем не ощущать в сердце своем особенной светлой радости, мира и полноты счастья, находясь под благодатным покровом столь неизреченной любви Божией к нам, недостойным, что Отец Небесный нашего ради спасения не пощадил и Сына Своего Единородного (Ин 3:16). Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Рим 8:31,32). Животворен свет такого упования христианского. Сияя в душе верующего христианина, он силен изгнать из нее все безотрадное, рассеять всякую мглу сомнений, скорбей и печалей житейских. Этот свет освещает весь жизненный путь христианина, руководит его к истинной цели его бытия и даже в глубине мрачной могилы указует ему начало новой, светлой, блаженной жизни. Для истинно верующего христианина нет ничего страшного в настоящей жизни. Всю тяготу жизни, все несчастья, злоключения и самые жестокие смертные страдания он способен бывает переносить благодушно, со светлой радостью и непобедимым терпением, как показывает пример святых мучеников и подвижников христианских. Вещественным изображением того, что христианин всегда должен ходить в свете веры и упования христианского, служит употребление при богослужении в православной Церкви светильников. Светильники употребляются у нас не только при богослужении, по поводу радостных событий, но и при печальных, не только при крещении и бракосочетании, но и при одре болящих во время елеосвящения и при погребении умерших. Возжжением светильников вообще при богослужениях святая Церковь напоминает нам, что все мы, как последователи Христовы, должны стремиться к свету Христову умом, сердцем и всем своим произволением, располагая жизнь свою так, чтобы свет добрых дел наших светился пред людьми, и они, видя эти дела, прославляли Отца нашего Небесного (Мф 5:16). Как чадам света, христианам надлежит бегать тьмы греха, уклоняться от лжи, неправды, клеветы, злобы и вообще всего того, что принадлежит к темной области диавола, ненавистника всякого добра. Если грех возобладает в человеке, то он мертвит душу его, делая ее бесчувственной к впечатлениям добрым, а мертвый в прегрешениях так же не может ощущать в себе благодатного света веры и воспринимать ее живительную теплоту, как не может засохшее дерево воспрянуть от своей мертвенности, какою бы силою на него ни действовало весеннее солнце.
Много еще в мире людей, не просвещенных светом веры христианской, бродящих во тьме и сети смертной. Удивительно ли, что эти несчастные ведут животную жизнью, не зная потребностей духовных и не видя пути ко спасению. Но что сказать о тех, которые уже озарены светом Христовым, которым указан путь спасения, но которые, подобно слепцам, бродят во тьме неверия и заблуждений, закрывают умственные очи свои от познания истины веры и закона Божия? Много между христианами таких душевно слепых. И мы, сострадая слепоте телесной, не забудем, что есть еще слепота душевная, тем более безотрадная и пагубная, что многие из таких слепотствующих даже и не подозревают, что они находятся в таком гибельном состоянии. Вот об этой-то слепоте и надлежит нам подумать, отчего она происходит. Телесная слепота происходит от потери и повреждения зрения телесного, а душевная слепота происходит от помрачения ума и совести. Ум и совесть — это два духовные ока в человеке, чрез которые ему открывается познание истины и дается возможность ощущать различие добра и зла. Насколько опаснее телесной слепота душевная, видно из того, что со здравым умом и неповрежденной совестью, хотя бы и без глаз, человек не теряет своего человеческого достоинства. Бог даже умудряет слепцов иногда более чем зрячих, и недостаток зрения у них всегда заменяется и восполняется остротою других чувств. Но что за человек, у которого ум омрачен заблуждениями, суеверием и неверием? Что за человек, имеющий до того извращенную и притупленную совесть, что не трогается ничем святым и благородным, не возмущается и не трепещет от самых великих злодеяний? Слепец по телу, по крайней мере, живо сознает свой недостаток, смиренно вверяется руководительству других, не спорит со зрячими и не берется быть руководителем других. Не таковы слепотствующие душевно. Они нисколько не сознают своей слепоты, упорствуют в своих неверных суждениях и всегда готовы вводить других в свои заблуждения. Пример пагубного состояния слепоты душевной указан нам в Евангелии в лице современных Иисусу Христу книжников и фарисеев, которых Спаситель прямо называет вождями слепыми (Мф 15:14), которые имели очи, но не видели света истины, считали себя праведниками, но на самом деле исполнены были хищения и неправды (Мф 23:24). Не видели эти слепотствовавшие душою тех великих знамений, какие пред лицом их творил Спаситель, не трогались Его грозными обличениями и не сознавались в своей слепоте: еда и мы слепи есмы (Ин 9:40), говорили они Христу. Да и как можно было сознаться в своей слепоте людям, которым казалось, что они обладали всем запасом знания Священного Писания, во всей полноте и тонкости изучили законы отеческие, занимали высшее почетное положение в обществе? Но Спаситель все-таки в лицо назвал их слепцами. Видно, никакое богатство человеческих знаний и опытности, никакое земное величие и никакая естественная мудрость не могут служить ручательством того, что человек далек от невежества и ослепления нравственного. Весьма часто, напротив, люди, глаголющеся бытпи мудри, объюродеша (Рим 1:22), и земное величие, по суду Божию, является ничтожеством. И в самом деле, что такое эта земная мудрость без света веры Христовой, как не тьма непроглядная, окруженный которою человек не может иметь правильного взгляда на вещи, обстоятельства и обязанности свои, теряет прямую дорогу и блуждает всю свою жизнь по распутьям, не приближаясь, но более и более отдаляясь от своей истинной цели вечного спасения души своей. Не озаряемые истинным Солнцем правды — Христом, в свете Которого только и можно узреть свет непреложной истины, мудрые века сего во множестве своих естественных знаний не могут найти отрадного разрешения своих недоумений, относительно самых первых существенных истин о Боге, о душе и о будущей жизни. Во всем этом, без руководственного наставления верою Христовой, при одном тусклом свете своего ума, люди естественно впадают в заблуждения, в различные суеверия или же отдаются совсем неверию. Как слепые телом не могут видеть красот мироздания, а водятся только ближайшим ощущением своих чувств, так и слепотствующие душевно не принимают того, что от Духа Божия, почитая безумием высокие истины божественного откровения, и не могут разуметь их, потому что об этом надобно судить духовно (1 Кор 2:14), они прилагают свое плотское разумение, неспособное возвыситься далее чувственного и осязательного. Пагубная слепота в познании спасительных истин веры не может не отражаться и на деятельности человека. От неверия и потери страха Божия теряется в человеке способность различения добра и зла, страсти получают полное преобладание, совесть притупляется и гаснет. Тогда в душе человека наступает полнейший мрак, распространяющийся на всю деятельность человека. Совесть, как искра Божия, только и может озарять темную глубину грешной души, проводить в нее животворный свет сознания грехов. Когда же это духовное око слепнет, все существо человека омрачается и делается темно, как говорится об этом в Евангелии: светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф 6:22,23).
Блюдите, да не угаснет в душе вашей свет Христов и да не омрачается душа ваша неверием и беззакониями. Ходите дондеже свет имате, да тьма вас не имет. Дондеже свет имате, веруйте во свет, да сынове света будете (Ин 12:35,36). Христос есть свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир (Ин 1:9). Приближайтесь к Нему верою и любовью, и лица ваши не постыдятся. Бегайте тьмы греховной. Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин 3:20,21).
Христианам, обуреваемым страстями и житейскими попечениями, надлежит иметь непременное попечение о том, чтобы в душе своей сохранить свет веры. Что для этого нужно? Надлежит христианину иметь запас добрых дел, преуспевать в милосердии и благотворительности к ближним. Вера без дел мертва есть, говорит апостол Иаков. Как гаснет лампада без елея, так нельзя нам сохранить неугасающим свет веры без благотворительности, к которой мы должны быть возбуждаемы и естественными движениями нашего сердца к состраданию несчастным братиям нашим, и уверениями слова Божия, указующего в благодарении прямой и верный путь к нашему спасению и блаженству.
Сегодняшний день наиболее приличный для возбуждения нашей благотворительности, в особенности тем из братии наших, которые или от рождения, или от случайных обстоятельств и вредных занятий имели несчастье лишиться дара зрения. Посему, как Христос не оставил без Своей всесильной помощи слепорожденного, так и нам, по возможности, подражая Христу, надлежит оказывать помощь слепцам. Эти люди вполне достойны нашего сострадания, как лишившиеся самого лучшего и необходимейшего органа тела своего. Как жалко положение слепцов! Они не видят ни света солнечного, ни сияния луны, ни красоты творений Божиих, не видят ни отца, ни матери, ни братьев, ни сестер своих, никого из своих родных и друзей. Слепцы не могут сами свободно ходить, куда бы захотели, не могут производить необходимые для своего пропитания работы. Как не пожалеть сих несчастных? Чье сердце не растворится состраданием к ним и готовностью помочь им. Но в чем может состоять наша помощь слепцам? Помочь им вполне нет возможности. Никакое искусство человеческое не может восстановить потерянное зрение. Но при всем том много может сделать в облегчение тягостного положения слепых благотворительное участие наше в их судьбе.
Читайте также:
|