Главная » Духовная трапеза » Неделя 5-я по Пасхе, о Самаряныне. Духовная Трапеза

01:01
Неделя 5-я по Пасхе, о Самаряныне. Духовная Трапеза

Неделя о Самаряныне
(Ин 4:5-42)

 
Раздоры церковные — Истинное поклонение Богу — Духовные потребности человека
 
Кто такие были самаряне, к которым приходил Иисус Христос со Своей проповедью и которые, как и повествуется в ныне читаемом Евангелии, оказались послушными Его слову? Это были своего рода раскольники, отделенные от иудеев различиями в учении, обрядах и обычаях народных. Самаряне составляли отдельное церковное общество и хотя веровали в Единого Бога и принимали закон Моисеев, но многих книг Священного Писания не принимали и не ходили в Иерусалимский храм для поклонения Богу и принесения жертв, а совершали это у себя на горе Горизин, где у них был некоторое время свой храм по подобию Иерусалимского и свои первосвященники.
Этот раздор церковный до того усилил вражду между иудеями и самарянами, что они совсем чуждались друг друга, и в особенности иудеи презирали самарян хуже язычников, не входили к ним в дом, не вкушали вместе пищи и не хотели даже к ним прикасаться. Оттого и удивилась самарянка, что Христос, будучи иудей, просил у нее пить, и сказала: не прикасаются бо жидове самаряном (Ин 4:9). Правда, самаряне были не чисто еврейского племени, так как их народность произошла от смешения древних израильтян с ассирийцами-язычниками, переселенными Салманассаром в разрушенное царство Израильское на место израильтян, отведенных в плен в Ассирию. Многие, впрочем, из самарян несомненно могли сохранить свое чисто еврейское происхождение. Они, как видно из Евангелия, дорожили этим, считая себя потомками древних патриархов и в особенности наследниками земли, отданной по завещанию патриарха Иакова сыну своему Иосифу (Ин 4:12). Несмотря на то, все самаряне без исключения были отчуждены от общения с иудеями и в упорстве церковного раздора сами также не уступали иудеями во вражде и не хотели присоединиться к ним в согласии веры и богопочтения. Между тем это было бы нетрудно, так как разности их верований и обрядов были незначительны, а в существенном они были согласны, а именно: иудеи и самаряне одинаково верили и ожидали, что скоро придет Мессия, глаголемый Христос (Ин 4:25). Но так укоренилась между ними народная вражда и так силен и упорен был их церковный раздор, что самаряне даже и при этом всеобщем ожидании великих и вожделенных благ, обещанных Богом избранному народу еврейскому с пришествием Мессии, не хотели познать, что спасение от иудей есть (Ин 4:22), не искали общения с иудеями в поклонении Единому Богу, на месте Им Самим избранном, в храме Иерусалимском на горе Сионе, откуда выйдет закон и слово Господне (Мих 4:2). Мало того, религиозная вражда сделала самарян явными политическими врагами иудеев. Неоднократно самаряне злоумышляли против иудеев происками у царей персидских и сирийских и, вступая в открытые союзы с врагами, нападали на Иерусалим. Господь Иисус Христос, пришедший соединить в едином словесном стаде все народы и племена, не оставил без отеческого Своего попечения заблудших и закоснелых в своем религиозном упорстве самарян. Он явился к ним со своей проповедью и по силе Его божественного слова многие из самарян уверовали, что Иисус есть воистинну Спас миру, Христос (Ин 4:42).

Обращаясь от древних времен к настоящему, не видим ли мы и теперь в обществе христианском многие церковные раздоры, сопровождаемые самыми печальными последствиями взаимного отчуждения и междоусобной вражды тех, которые по божественному завету Христа Спасителя должны быть единомысленными и любящими друг друга братиями. Сколько в нашем отечестве сектантов, которые с изумительным упорством чуждаются Церкви православной, составляют свои противозаконные скопища, ложно именуемые ими церквами, принимают незаконных архиереев и священников, или же, вопреки явному учению слова Божия о необходимости и непрекращаемости священства в Церкви, не хотят принимать никакого священства, а предоставляют святотатственно совершать службы мирянам! Не видим ли мы у сектантов множество толков, так враждебных между собою, что у них даже члены одного семейства, принадлежащие к разным толкам, не хотят вместе ни есть, ни пить из одной чаши! В этом случае у них точь-в-точь происходит то же, что было между иудеями и самарянами. Но вот что особенно прискорбно. Наши соотечественники, члены одной великой семьи народа русского, враждующие против Церкви православной, становятся и врагами власти и самого отечества. И неудивительно. Привыкшие к церковному самочинию не могут быть и верными подданными, послушными закону гражданскому. Воспитанные во вражде к Церкви, которая есть хранительница господствующей в нашем государстве веры, разве только лицемерно могут любить власть государственную, покровительствующую господствующей Церкви. Что же такое значат после сего секты в составе государственном, как не опасные, гнойные язвы, могущие разъедать государственный организм и потому требующие сильного и старательного врачевания. Распространение сектантства не может не волновать правительство. Тем более это близко сердцу православных пастырей, на которых лежит ближайший долг предлагать зараженным суемудрием неверия и сектантства врачевство духовное в обличении и вразумлении их словом истины Христовой и особенно в кротком и любвеобильном обращении с ними и увещании сих заблуждающихся в истине и чуждых любви христианской.

Будем, православные христиане, молить Господа, чтобы Он помог православным пастырям в борьбе с врагами правоверия и облек силою свыше немощных проповедников истины к вразумлению заблуждающихся и погибающих во лжи соотечественников наших.

Далее излагаемая в нынешнем Евангелии беседа Христа с самарянкою раскрывает нам учение об истинном поклонении Богу и о наших духовных потребностях.

Дух есть Бог и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин 4:24), сказал Господь жене самарянке. Этими словами Господь показал, в чем состоит истинное поклонение Богу. Поклоняться Богу духом значит не наружно только выполнять христианские правила веры и богопочтения, но всякое наше действие наружного богопочтения сопровождать внутренним возношением к Богу благоговейных мыслей и сердечных излияний нашего славословия, благодарения и прошения пред Отцом Небесным. Мы должны совершать наше служение пред Богом не по-фарисейски, лицемерно, из тщеславия или желания показаться людьми благочестивыми и богомольны-ми, но по глубокому убеждению в том, что это должно быть служением Самому Богу, испытующему все сокровенное, и что путем нынешнего богопочтения должно нами быть достигаемо внутреннее очищение, благо и спасение души нашей. Нужно ли кому изъяснять, что одно наружное богопочтение, один обряд не только не имеют никакого значения в очах Божиих, не только не умилостивляют Бога, но даже оскорбляют Его. И в самом деле, достоин ли родительской любви тот сын, который будет оказывать только наружное почтение своему родителю, только для виду и пред глазами его будет исполнять отцовские заповеди, а в душе не будет питать к нему искренней сыновней любви и нелицемерного послушания. Недостоин божественной любви тот христианин, который будет упражняться только в наружном богопочтении без внутреннего проникновения верою и любовью к Господу. Истинно христианское богопочтение должно быть духовной жертвой, то есть пламенным возношением к Богу всех помышлений и чувств сердца, всецелой преданностью в волю Божию всех его желаний и действий. Один наружный обряд, не одухотворенный теплотой веры и любви к Господу, мертв и бесплоден. К сожалению, от неразумной простоты и нравственной беспечности многие из православных христиан в деле своего богопочтения любят останавливаться на одном обряде, надеясь одним наружным исполнением этого обряда соделать свое спасение. Суетна такая надежда. Сам Спаситель в обличение фарисеев сказал: приближаются Мне людие сии усты своими и устами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене. Всуе же чтут Мя (Мф 15-8,9). Но вот что особенно прискорбно видеть в нынешнее время. Много ныне расплодилось таких суемудренных христиан, которые, тщеславно присвояя себе имя «духовно совершенных», отвергают нужду внешнего богопочтения, не придают никакого значения обрядам и священнодействиям церковным, не хотят участвовать в общественном богослужении, ходить в храмы Божий, соблюдать посты, чтить святые иконы и т.п. Свои лжеумствования в этом отношении подобные лжехристиане думают основать на приведенных словах Спасителя о духовном поклонении Богу. Но совершенно превратно и односторонне понимание ими слов Спасителя, Спаситель не сказал, что истинные поклонники должны поклоняться только духом, но прибавил: и истиною. Что же это значит? Это значит, что христиане должны совершать свое служение Богу не произвольно, как и когда кому захочется, но так, как повелевает истинная православная Церковь, под ее непосредственным руководством и в общении с богоучрежденным чином пастырей церковных, споспешествующих нашим молитвам своим священнослужением. Люди — не ангелы, не могут так отрешиться от земного, чтобы для возбуждения и выражения религиозных чувств они не имели нужды во внешних действиях богопочтения и в руководительном пособии духу со стороны тела. По тесному союзу души и тела в составе естества человеческого происходит невольное взаимодействие сил и движений душевных и телесных, так что только такая жизнь может быть сообразной со своим назначением, когда в ней проявляется полное согласие этих сил душевных и телесных. Такого-то согласия и требует Христос, когда говорит об истинном поклонении Богу — то есть требует от христиан того, чтобы они, как выражается апостол, прославляли Бога и в телах своих, и в душах своих, которых суть Божий (1 Кор 6:20). Умное духовное служение Богу высоко и достохвально; всем христианам надлежит в своей деятельности достигать духовности. Но эта духовность имеет разные степени. Чтобы достигнуть такой духовности, при которой для выражения своих душевных стремлений не было бы нужды человеку во внешнем посредстве, ему надлежит дойти до равноангельского совершенства. Но кто из людей, обложенных плотью, кроме особенных, конечно, избранников Божиих, может так отрешиться от земного, чтобы совсем забыть потребности телесного бытия? Кто из нас способен среди суеты и чувственности, без особенного внешнего посредства, подняться до высоты духовного созерцания, преуспевать в умной молитве и устоять на высоте истинного Боговедения без опоры Церкви, которая есть столп и утверждение истины (1 Тим 3:15). Падение при этом неизбежно. Так и все, по безрассудному высокоумию мнящие быти духовными и отвергающие спасительное руководство Церкви, ее богоучрежденный чин священнодействий и обрядов, естественно не могущие обойтись без какой-либо религиозной обрядности, неизбежно впадают в бесчиние, составляя свои молитвенные собрания с обрядами самоизмышленными, странными и даже богохульными! Это мы видим во всех сектантских обществах, порвавших общение с Церковью и вступивших на путь произвола в деле веры и богопочтения. Произвол гибелен во всяком порядке жизни человеческой, а тем более в порядке жизни религиозной, где малейшее поползновение изменить существенные пункты веры и богопочитания есть уже противление Богу и влечет за собой строгое возмездие суда Божия.

Итак, стойте твердо на незыблемом основании преданий церковных, от времен апостольских лежащих в основании церковного благоустройства и блюдущих чистоту православия. Чтите святую Церковь, повинуйтесь ее пастырям, пользуйтесь священнодействиями и обрядами церковными, как необходимыми и спасительными пособиями для приближения вашего к Богу.

В беседе с самарянкою и с учениками Своими Божественный Учитель, желая возвысить своих слушателей от земного и чувственного ощущения телесных нужд к уразумению духовных потребностей, весьма выразительно сравнивает духовное состояние человека с телесным. Так, жене самарянке, знавшей только потребность жажды телесной, Спаситель говорит о жажде духовной, утоляемой водою живою, то есть Его небесным учением. Всякий, пиющий воду сию (то есть обыкновенную) возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, говорит Христос, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин 4:13-14). Апостолам, заботившимся о телесном насыщении, Спаситель напоминает о пище нетленной, состоящей в исполнении воли Божией: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин 4:34). И самарянка, и апостолы с изумлением слушали, что кроме естественного питания есть еще пища и питие духовные. Видно, им нужно было об этом напоминать. И нам такое напоминание нелишне. Сознаемся, что об удовлетворении своих телесных потребностей мы без всякого напоминания всегда помним, а о душе своей менее всего думаем и печемся. Нельзя, конечно, оставлять заботливости о телесных нуждах. Мы должны беречь свое здоровье, поддерживать свои телесные силы и вообще охранять себя от вредных действий холода, голода и других причин, могущих сокращать нашу жизнь. Но с заботливостью о теле равномерно должны мы заботиться и о душе, помня, что то же самое, только в высшем духовном значении, необходимо для нашего телесного здравия. Обратите внимание на то, что потребно для нашего тела. Тело наше нуждается в пище и питии. Нам трудно бывает и один день прожить без пищи и пития, чтобы не ощущать неприятных чувств голода и жажды. И душа наша также может страдать от духовного голода и жажды, когда она не питается небесной пищей учения Христова, не подкрепляется молитвою, благочестивыми размышлениями и полезными знаниями во славу Божию и во благо ближних. Как от насыщения пищей тело растет и цветет здоровьем, так и от духовного питания душа наша просвещается, возрастает в нравственных своих силах и сияет разумением духовным. Мы строим для себя жилища, чтобы защитить тело свое от вредных стихийных влияний холода и зноя, чтобы защититься от нападений врагов, могущих похитить наше достояние. И душа наша также нуждается в защите от вредных влияний греховных искушений и соблазнов, от вихря суеты мирской и от вражиих нападений. Чтобы защитить себя от всего этого, нам необходимо как можно чаще прибегать под покров матери нашей Церкви православной и в ее спасительных таинствах, в ее уставах и богослужении обретать могущественную охрану от обуревающего нас зла. Как мы запираем двери своих домов, так необходимо нам охранять двери сердца своего и не допускать мысленных врагов наших вторгаться в храмину души нашей и похищать из нее святое достояние добродетелей. Мы украшаем тело свое разными дорогими и красивыми одеждами, стараясь превзойти друг друга в этом отношении. Должны мы также иметь особенную заботу и об одеянии души нашей. Этим одеянием для души нашей служат наши добродетели. Христиане, как избранные Божий, святые и возлюбленные, должны облекаться, по слову апостола, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, более же всего должны облекаться в любовь, которая есть совокупность совершенств (Кол 3:12-14). Без добрых дел, как без одежды, душа наша предстанет пред небесным Судиею обнаженною и исполненною стыда и не будет принята в небесный чертог царствия Божия. Тело наше нуждается в чистоте, и потому мы ежедневно его омываем; этого требует и благоприличие, и сохранение здоровья — от нечистоты являются на теле струпья и рождаются многие злокачественные болезни. Необходимо нам заботиться и об уничтожении нечистоты душевной. Эта нечистота происходит от грехов. Кто из нас чист и непорочен? Каждый день и каждую минуту мы согрешаем. Потому ежедневно мы должны обращаться к Господу со слезным прошением, да очистит он своей божественной силой наши язвы греховные. В благопотребное же время, по чувству своей совести и по указанию Церкви, должны очищать свою душу покаянием, исповеданием грехов своих и приобщением святых Христовых Тайн. Призывая в болезнях своих врача телесного, не должны мы забывать и о Небесном Враче. Он Один только может уврачевать наш неисцельный недуг душевный, омыть, очистить и соделать нас паче снега белейших...

В нынешнее время очень много сделано для удобства телесной жизни, многие силы природы побеждены и служат к увеличению удобств жизненных, много полезных изобретений приложено к облегчению труда, к увеличению производительных искусств и вообще к усовершенствованию нашего земного быта во всех отношениях. Много ныне сделано для тела, но сделано ли что-нибудь для души? И если мы имеем какие усовершенствования в лучшей системе религиозно-нравственного и умственного воспитания, в умножении полезных книг, в развитии благотворительных учреждений, — усердно ли пользуемся этими улучшениями? О, если бы мы для души хоть вполовину делали против того, сколько делаем для тела, тогда мы стяжали бы благий плод оправдания пред Богом.

Читайте также:


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 687 | Добавил: Православие | Теги: Неделя о Самаряныне | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar