Главная » Объяснения апостольских чтений » Неделя двенадцатая по Пятидесятнице. Объяснения апостольских чтений.

00:00
Неделя двенадцатая по Пятидесятнице. Объяснения апостольских чтений.

Неделя двенадцатая по Пятидесятнице
(1 Кор. XV, 1-11)

 
1. Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2. которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4. и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5. и что явился Кифе, потом двенадцати;

6. потом явился более нежели пятистам братии в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7. потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8. а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

 
Еще и еще апостольское чтение из посланий к коринфянам. Из этих посланий чаще и больше, чем из других читается на Божественной воскресной литургии в течение года.

И неудивительно, потому что жизнь коринфских христиан раскрывалась как по светлым, так и темным сторонам полнее, скорее, чем в других христианских обществах; и черты их особенно сумрачной жизни чаще всего применимы и к каждому времени.
У них, например, были партии из-за различия убеждений? А где их нет? У них женщины недовольны были своим женским положением - то же бывает и ныне; у них были в силе хвастовство и тщеславие нарядами (1 Кор. XI, 5-6) - то же и ныне; у них любили тяжебные дела (1 Кор. VI, 4) - то же заметно и теперь. У коринфян любили за столом поесть и попить досыта, и иногда нарушалось благоприличие даже в храме или на вечери любви (1 Кор. XI, 17-22) - то же повторяется и теперь. У коринфян было много лжеучителей (1 Кор. IV, 15) - немало и ныне; у них высказывалось неверие в загробную жизнь, в воскресение мертвых, и даже отвергалось воскресение Самого Иисуса Христа. А разве в последующие века христианства, разве и ныне не бродят эти же мысли? Разве теперь они не возмущают души христианские?..

Вот и св. апостолу Павлу в конце 1-го своего Послания, или письма, к коринфянам пришлось напомнить им о главном учении христианском и настоятельно внушить с отеческой любовью о том, чтобы они не увлеклись лжеучениями, льстящими чувственности, не отпали от веры, так как нетрудно пошатнуться в убеждениях, особенно если нравственная жизнь-то не чиста.

В Коринфе иные подозревали воскресение Иисуса Христа из мертвых, говорили, что едва ли оно и было. Но учение о воскресении Христа, православные христиане, есть основное в деле нашего спасения. Если Христос не воскрес, то, значит, Он и нас с Собою не воскресил; значит, Он и не Искупитель; значит, Он и не Сын Божий - Всемогущий; следовательно, и вера наша, и наши нравственные подвиги, основанные на вере во Христа - напрасный труд, напрасно бывает борьба добра с греховными влечениями нашей природы. Если Христос не воскрес, следовательно, и мы не воскреснем для блаженной жизни. Так к чему же нам теперь томить, морить себя, страдать за чистоту наших убеждений? Вот к каким мыслям приводит одно сомнение в воскресении Христа.

Апостол, зная это сомнение в коринфянах, и пишет им не как отец, а как их друг, как брат.

Гл. XV, 1. Братие, я и теперь письменно напоминаю вам Евангелие о Христе, Его Божестве и Человечестве, которое я уже благовествовал вам устно, живя среди вас и благоустрояя Церковь из вас. Тогда это благовестив о Богочеловечестве Иисуса Христа, о Его искупительной смерти и спасительном воскресении вы приняли; в нем вы и утвердились не только от моих слов, но и многими делами, чудесами и дивными дарами Духа Святого (2 Кор. XII, 12).

Ст. 2. При этой твердой вере вы и спасаетесь, приобретаете себе спасение и непременно приобретете оное, если преподанное мною вам удерживаете так, как я благовествовал вам. Значит, твердое сохранение апостольского учения и жизнь под влиянием его служит залогом спасения. Значит, мы, православные, счастливы, что святая наша Церковь от самых апостолов чрез их преемство строго охраняет святое, чистое христианское учение и предание. Под покровом ее, нашей Матери-Церкви, нам спокойнее, безопаснее, радостнее устроять свое спасение, чем много мудрствовать по требованиям разных мыслей и положений, по стихиям мира сего, а не во Христе. Нужно нам только послушание учению и уставам святой Церкви, и жизнь наша пойдет ровно, в терпении; дух наш укрепится среди нестроений и неправд и не отторгнется от той Церкви, в которой мы с первых дней наших постоянно получаем освящение и нравственную поддержку.

Нехорошо тем душам, которые легкомысленно приняли веру и держатся ее до поры до времени, до первого случая, соблазняющего помысел или чувственность. Те едва ли не тщетно уверовали, подобно иным увлекшимся коринфянам. Такие люди по имени христиане, а по мысли и жизни бывают часто неверными Христову учению.

И отчего, из-за чего иногда возбуждается и живет у иных сомнение в воскресении мертвых, в загробной жизни и в спасительности Христова учения? Пересе всего - от слабого, первоначального развития религиозного чувства и веры в Промысл Божий, всеблагой и правосудный. Во-вторых - от дурного общества богохульников; в-третьих- от одностороннего образования и развития мыслей только в области внешней природы. А в-четвертых - главным образом, от злого, развращенного сердца и воли. Человеку, погрязшему во грехах, тяжко, очень тяжко сознавать ожидающую его ответственность на том свете. Вот он и начинает себя успокаивать, что за гробом ничего больше не будет; что вечной жизни нет; что душа человеческая есть не что иное, как пар, газ (Прем. II, 2-4). И по большей части неверие возникает из развращенной воли. Здесь ему почва; здесь оно и дает корни и отпрыски. Так было и в беспутном Коринфе! Помыслы неверия прокрались и в христианские души коринфян. А св. апостол учил их не тому.

Ст. 3. Ибо я первоначально, живя среди вас, прежде всего преподал вам, что и сам принял от Христа, явившегося мне, как самое основное учение, именно то, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, согласно с писанием пророков (Ис. 1ЛП, 12; Дан. IX, 26; Зах. XII, 10), и что Он, умерши действительно, по человечеству погребен был,

(ст. 4) не тайком, но при Иосифе и Никодиме, при мироносицах с позволения Пилата, и что Он воскрес в третий день, по Писанию (Пс. III, 8; XV, 10). Следовательно, коринфянам нужно бы уже и поэтому твердо верить тому, чему учил апостол Павел. Он говорил не от себя, но по откровению от Самого Иисуса Христа (Гал. 1,11-12); и притом еще задолго до Рождества Христова было известно о смерти, погребении и вокресении Христове. Но эти два доказательства апостола своими уверениями, древними пророчествами не для всякого могли быть убедительны.

Св. апостол удостоверяет в действительности воскресения Христова очевидцами воскресшего Господа, живыми свидетелями.

Ст. 5. Я преподал вам тогда же, с самого начала моего знакомства с вами, что Христос по воскресении явился Кифе (Лк. XXIV, 34) и потом одиннадцати апостолам (Ин. XX, 26).

Ст. 6. Потом явился более нежели пятистам братии - учеников Христовых - в одно время (Мк. XVI, 7), из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили, т. е. умерли, отошли в вечный покой для вечно блаженной жизни (Ин. XI, 25). Так апостол уподобляет смерть сну, за которым бывает пробуждение с новыми силами для деятельности.

Есть живые свидетели, видевшие Господа воскресшим; чего, кажется, убедительнее? И однако ж людям маловерующим и этого свидетельства было мало. Так и ныне есть люди, не верующие в нынешние чудеса, хотя есть живые свидетели чуда, сами на себе испытавшие оное или видевшие чудесно исцеленных, например не владевших ногами, совершенно расслабленных несколько лет, бесноватых, слепых и пр. К таким людям относятся пророческие слова, не раз высказанные и Христом. Эти люди очи имеют и не видят, уши имеют и не слышат; а все оттого притупились их чувства, что ожесточилось сердце их и омрачился их ум (Ис. VI, 9-10; Мф. XXIII, 14).

Ст. 7. Потом воскресший Христос явился Иакову, также всем Апостолам, т. е. 70-ти и другим, пред самым вознесением Своим (Лк. XXIV, 50 и далее; Деян. I, 4 и далее). В это явление Господь дал им обещание ниспослать Духа Святого и повелел им не отлучаться из Иерусалима до тех пор, пока не получат Духа Святого. В это же явление Господь с горы Елеонской и вознесся в виду многочисленных Своих учеников (Деян. I, 9).

Ст. 8. А после всех явился и мне, как некоему извергу. Господь являлся Павлу не раз. Сперва на пути в Дамаск (Деян. IX, 3-17)> а потом явился ему в Коринфе в трудные минуты его проповеди гражданам Коринфа (Деян. XVIII, 9-10).

Апостол называет себя извергом, т. е. лицом недозрелым, недостойным такой высокой чести, последним из всех смертных. Это говорит св. Павел более по смиренномудрию.

Ст. 9. Ибо я наименьший из Апостолов, и, по моему сознанию, я недостоин называться Апостолом. Почему так? Потому что я, говорит апостол, гнал церковь Божию. Святой апостол Павел нередко напоминал о своем недостоинстве для того, чтобы больше прославить проявляющуюся в нем благодать Божию. Если же я апостол, говорит Павел, и тружусь, и благоустрояю общества верующих, то тут действует не мое знание и усердие, а благодать Божия, избравшая меня в свое орудие.

Ст. 10. Благодатию Божиею есмь то, что есмь, т. е. и апостол, и чудотворец. И благодать Его во мне не была тщетна, бездейственна, бесполезна; нет, я более всех, более каждого из апостолов, потрудился. Правда. Никто не обошел такого большого пространства в мире, как Павел; никто столько не написал посланий, сколько он; о чудотворной его силе известно, что его платки и пояса, будучи наложены в Ефесе, даровали исцеление бесноватым (Деян. XIX, 11-12). Ни о ком из апостолов не известно, чтобы кто из них перенес столько скорбей и бед, сколько апостол Павел. Он однажды говорит про себя: я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов (2 Кор. XI, 5). Они Христовы служители? И я. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в беде от единоплеменников, в опасностях от язычников, ...в городе, ...в пустыне, ...на море и в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе... Если приходится мне похвалиться, то буду хвалиться немощью моею (2 Кор. XI, 23-27, 30).

Но и при всех этих страданиях и бедах, им перенесенных терпеливо, с прославлением Бога, св. апостол себе не приписывает никакой заслуги, а все это великодушие приписывает действию благодати.

Правда, я более всех их потрудился, не я, впрочем, сам по себе один, а благодать Божия, которая со мною, которая и возбуждала, и поддерживала, и радовала меня среди трудов и зол житейских.

Видите, православные, как велико смирение в св. апостоле. Недостатки он приписывает себе самому, а добродетели не себе, но Богу.

«Слыша это, будем и мы недостатки свои открывать, а о добродетелях умалчивать. Если же потребуют обстоятельства, то будем говорить о них скромно и все приписывать благодати, как делает апостол. Прежнюю греховную свою жизнь он изображает подробно, а все последующее в его христианской жизни приписывает благодати Божией, дабы во всем показать человеколюбие Бога, Который спас такого грешника и, спасши, сделал его таким праведником.

Посему пусть никто из порочных не отчаявается и никто из добродетельных не надеется на себя; но пусть последний будет осторожен, а первый ревностен. Потому, что как беспечный не может устоять в добродетели, так и ревностный не может быть бессильным к избежанию порока». При благодати Божией и тяжкий грешник восстанет, исправится и совершит дивные дела; а при одной самонадеянности и неверии в Промысл Божий, и нераскаянности дела и жизнь не пойдут так счастливо, спокойно, как при смиренной вере в него.

Душу-то смиренную благодать и посещает. Она - сверхъестественная сила Божия, незаслуженная милость Господня - почила на первых проповедниках веры Христовой, т. е. апостолах. Все они, и раньше призванные на апостольское служение, и позже позванные, как Павел, сподобились Духа Святого, каждый по мере веры и сил, и по нужде окружающих людей; все они боговдохновенные, непогрешимые орудия Духа Святого, возвещающие истину в мире. Поэтому верующий, слушавший того или другого апостола, одинаково воспринимал одну истину Христову. Все апостолы с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа (Деян. IV, 33). Поэтому-то и св. апостол Павел сказал коринфянам: я ли проповедую вам или иной апостол, все мы действуем по благодати Духа Святого, и доброе действие при проповеди на ваше сердце есть не наша заслуга, а плод Духа Святого.

Ст. 11. Итак я ли, позже других призванный на апостольское служение, они ли, т. е. апостолы, раньше меня призванные к сему, мы так истинно, верно проповедуем Христово учение, и вы так уверовали с самого начала, не увлекаясь другими учителями и не допуская в себя сомнения в самых главных истинах Христовой веры, каковы, например, воскресение Христа, спасительность веры в Него, воскресение наше, загробная жизнь.

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная и постоянно помня, что труд ваш не тщетен пред Господом (1 Кор. XV, 58). Веруйте крепко в Господа нашего Иисуса Христа воскресшего и спасетесь вы и домашние ваши (Деян. XVI, 31).


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Объяснения апостольских чтений | Просмотров: 515 | Добавил: Православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar