Неделя 12-я по Пятидесятнице
(Мф 19:16-26)
Нравственное самообещание — Беспристрастие к земному
Упоминаемый в ныне читаемом Евангелии богатый юноша был, очевидно, самообольщен в суждении о своем нравственном достоинстве. Ему казалось, что он исполнил все, требуемое законом Божиим, преуспевая в добродетели от юности своей. С сознанием такого достоинства он обратился к Иисусу Христу с вопросом: что еще ему нужно, чтобы получить жизнь вечную? Чего еще недостает мне? (Мф 1920). На самом деле оказалось, что он не преуспел в главной, существенной части закона Божия — в любви к ближним, без которой невозможно оправдаться пред Богом. Не было у богатого юноши настолько самоотвержения в этой любви, чтобы пожертвовать своим богатством, отрешиться от пристрастия к земному ради получения царствия небесного. Он со скорбью отошел от Иисуса Христа, когда услыхал, что для высшего нравственного совершенства такое самоотвержение необходимо. Не то же ли самое бывает среди нас, особенно в юношеском возрасте, когда молодые люди, чувствуя избыток своих нравственных сил, преждевременно считают себя зрелыми, впадают в самонадеянность и не считают нужным внимательно испытывать себя и проверять свои суждения и поступки по опыте и советам старших. Естественно такое самообольщение в юности, но оно весьма вредно и во всех возрастах и состояниях, особенно в нравственном отношении, когда мы считаем себя совершенными и останавливаемся в своем стремлении к дальнейшему совершенствованию. Жизнь человеческая должна быть непрерывным подвигом: она непрестанно течет вперед, подобно реке. Всякая остановка этого течения неминуемо влечет за собой вредные последствия. Кто обольщен убеждением, что им все в жизни сделано, всего он достиг, тот легко становится недеятельным и бесчувственным к живым стремлениям души относительно ее усовершенствования. От недеятельности зарождаются в душе дурные склонности, подобно тому, как в стоячей воде заводятся разные гады. Самодовольный и самообольщенный своим совершенством бывает самонадеян, легкомыслен и неосторожен на случай искушений греховных. Как часто особенно родителям и воспитателям с сердечным прискорбием приходится иметь дело с такими самообольщенными, самонадеянными и бездельными юношами, которые губят этим свои только что начинающие развиваться силы и способности! Сколько оттого в среде молодых людей недоучек, не привыкших к настойчивому труду и не подающих доброй надежды быть впоследствии честными и трудолюбивыми гражданами! Имеющий преувеличенное понятие о себе становится далеким от Бога, так как по самомнению не видит своих грехов, не ощущает нужды в искреннем раскаянии, но, подобно гордому фарисею, с самохвалением поставляет свои заслуги в лицемерном благочестии, не проникаясь духом смиренной благопокорливости пред Богом. В самообольщении такой человек думает: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды. Но внимательному к вещаниям своей совести грешнику слышен бывает глас Господа, глаголющий: ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть (Откр 3 17-19). Ревностному и терпеливому исполнению обязанностей, предназначенных нам в жизни, учат нас и опыт жизни, и примеры великих богопрославленных мужей. Старая пословица, относящаяся ко всем родам занятий, гласит: век живи, век учись, то есть не считай себя в этой жизни совершенным и в таком обманчивом убеждении не успокаивайся на лоне беспечности, но трудись непрерывно, по мере сил своих до конца жизни. Труд честный и полезный — лучшее украшение жизни человеческой. Жить без дела постыдно для существ разумных; это значит, как говорится, только небо коптить. Венец жизни христианина — достигнуть почести высшего звания, но легко ли это? Святой апостол Павел, паче всех апостолов потрудившийся в исполнении обязанностей своего апостольского звания, не считал, однако, что он в этом всего достиг или усовершился. Нет, — говорил он о себе. — Я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп 3 13-14). Можем ли, мы, немощные и слабые, хвалиться какими-либо своими совершенствами? Можем ли обольщаться достоинством своих действительных успехов в добродетелях? Нет! Не думайте много о себе, но, как внушает нам Спаситель, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк 17:10).
Что же более всего порождает в человеке горделивое мнение о себе и останавливает его на пути к достижению высшего нравственного совершенства? Упоминаемый в нынешнем Евангелии богатый юноша с печалью отошел от Спасителя и не хотел быть последователем Его учения о самоотвержении. Почему это? По пристрастию к богатству, потому что у него было большое имение. Трудно богатому войти в царство небесное, сказал Иисус по сему случаю ученикам Своим. Но не в самом богатстве причина нашего уклонения от истинного пути к спасению, а в сердечной привязанности к благам земным, в суетной надежде найти в них счастье. Христианин должен более всего искать благ царствия небесного: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (земные блага) приложится вам (Мф 6:33), говорит Спаситель. Стремитесь душою своею горе — к Богу, к достижению небесного блаженства, обещанного любящим Бога, и тогда благодатный мир Божий еще в настоящей жизни дарует душе вашей истинное счастье и радость о Дусе Святе (Рим 14:17).
Когда мы всем существом своим бываем привязаны к земле, ум всецело наполнен помышлениями и думами житейскими, сердце стремится к наслаждениям благами земными, мы чрез это отдаляем себя от царства небесного, и не достигаем душевного спокойствия и счастья земного. Земля и небо — это непримиримые противоположности, которые тянут человека в разные стороны и если направиться к одной, необходимо бывает отрешиться от другой, и наоборот. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадетъ. Не можете служить Богу и мамоне (богатству) (Мф 6:24). Спаситель сказал: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17.21), и оно не достигается пристрастием к земному, так как никакие земные блага не могут удовлетворить души бессмертной. При исключительной привязанности к земному душа наполняется страстями и печалями житейскими, которые беспощадно мучают и тиранят миролюбца, хотя бы он был окружен блеском золота, славы и почестей. Чтобы быть счастливым еще в настоящей жизни, надо быть благочестивым. Благочестивый человек всегда и во всем зрит пред собою Бога (Пс 15:8), любит Его, крепко надеется на Него, покоряется своей земной судьбе с уверенностью, что она определена от Бога и все, с ним случающееся, зависит от воли Божией, все направляющей к благу человека. Оттого благочестивый человек в счастье не превозносится и несчастий не боится. Он всем доволен и, не заботясь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывает свои желания пред Богом, обретает в чистой мысли и доброй совести мир Божий, который превыше всякого ума (Флп 4.6-7). Поистине, великое приобретение быть благочестивым и довольным (1 Тим 6:6), только такие люди могут быть счастливы. Напротив, всегда злополучен бывает тот, кто, обуреваемый своенравной и страстной волей своей, не покоряется воле Божией, кто надеется только на земное, думает только о богатстве и ради земных выгод и удовольствий готов бывает даже потеснить свою душу, подавить свою совесть. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1 Тим 6.9). Посему-то отцы, наставники наши в вере и благочестии, примером своим показывают нам, что для христианина все земные блага должны казаться ничтожеством, сором, а главная цель его жизненных стремлений должна состоять в том, чтобы приобрести Христа (Флп 3:8), то есть соединиться с Ним верой и любовью, служить Ему с самоотвержением, в страхе Божием и в чаянии будущего суда и мздовоздаяния.
Глубокую и непрестанную память о своей будущей небесной судьбе хранили святые отцы, и в этом памятовании находили побуждения и силы не увлекаться миром с его благами, но всецело искать царствия Божия и правды Его. Своим примером они всем нам заповедуют отрешаться от мирских привязанностей, как бы говоря словами апостольскими: не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин 2:15-17).
|