Главная » Святые » Праведный Иов Многострадальный, житие, молитвы

12:05
Праведный Иов Многострадальный, житие, молитвы

КРАТ­КОЕ ЖИ­ТИЕ ПРА­ВЕД­НО­ГО ИОВА МНО­ГО­СТРА­ДАЛЬ­НО­ГО

 
Свя­той пра­вед­ный Иов жил за 2000–1500 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва, в Се­вер­ной Ара­вии, в стране Ав­си­ти­дий­ской, в зем­ле Уц. Жизнь и стра­да­ния его опи­са­ны в Биб­лии (Кни­га Иова). Есть мне­ние, что Иов при­хо­дил­ся пле­мян­ни­ком Ав­ра­аму: был сы­ном бра­та Ав­ра­ама – На­хо­ра. Иов был че­ло­ве­ком бо­го­бо­яз­нен­ным и бла­го­че­сти­вым. Всей ду­шой он был пре­дан Гос­по­ду Бо­гу и во всем по­сту­пал со­глас­но Его во­ле, уда­ля­ясь от все­го зло­го не толь­ко в де­лах, но и в мыс­лях. Гос­подь бла­го­сло­вил его зем­ное су­ще­ство­ва­ние и на­де­лил пра­вед­но­го Иова боль­шим бо­гат­ством: у него бы­ло мно­же­ство ско­та и вся­ко­го име­ния. Семь сы­но­вей пра­вед­но­го Иова и три до­че­ри бы­ли друж­ны меж­ду со­бой и со­би­ра­лись на об­щую тра­пе­зу все вме­сте по­оче­ред­но у каж­до­го из них. Через каж­дые семь дней пра­вед­ный Иов при­но­сил за сво­их де­тей жерт­вы Бо­гу, го­во­ря: «Мо­жет быть, кто из них со­гре­шил или по­ху­лил Бо­га в серд­це сво­ем». За свою спра­вед­ли­вость и чест­ность свя­той Иов был в ве­ли­ком по­че­те у со­граж­дан и имел боль­шое вли­я­ние а об­ще­ствен­ные де­ла. 

Од­на­жды, ко­гда пе­ред Пре­сто­лом Бо­жи­им пред­ста­ли Свя­тые Ан­ге­лы, явил­ся меж­ду ни­ми и са­та­на. Гос­подь Бог спро­сил са­та­ну, не ви­дел ли он ра­ба Его Иова, му­жа пра­вед­но­го и чуж­до­го вся­ко­го по­ро­ка. Са­та­на дерз­ко от­ве­чал, что неда­ром бо­го­бо­яз­нен Иов – Бог бе­ре­жет его и умно­жа­ет его бо­гат­ства, но ес­ли на­слать на него несча­стья, то он пе­ре­станет бла­го­слов­лять Бо­га. То­гда Гос­подь, же­лая по­ка­зать тер­пе­ние Иова и ве­ру, ска­зал са­тане: «Все, что есть у Иова, Я пре­даю в твои ру­ки, толь­ко са­мо­го его не ка­сай­ся». По­сле это­го Иов вне­зап­но ли­шил­ся всех сво­их бо­гатств, а по­том и всех сво­их де­тей. Пра­вед­ный Иов об­ра­тил­ся Бо­гу и ска­зал: «На­гим вы­шел я из чре­ва ма­те­ри мо­ей, на­гим воз­вра­щусь к ма­те­ри сво­ей зем­ле. Гос­подь дал, Гос­подь и взял. Да бу­дет Имя Гос­подне бла­го­сло­вен­но!» И не со­гре­шил Иов пе­ред Гос­по­дом Бо­гом, и не про­из­нес ни од­но­го нера­зум­но­го сло­ва.

Ко­гда Ан­ге­лы Бо­жии вновь пред­ста­ли пе­ред Гос­по­дом, и сре­ди них са­та­на, то диа­вол ска­зал, что Иов пра­ве­ден, по­ка сам невре­дим. То­гда Гос­подь воз­ве­стил: «Я по­пус­каю те­бе сде­лать с ним, что хо­чешь, толь­ко ду­шу его сбе­ре­ги». По­сле это­го са­та­на по­ра­зил пра­вед­но­го Иова лю­той бо­лез­нью – про­ка­зой, ко­то­рая по­кры­ла его с ног до го­ло­вы. Стра­да­лец при­нуж­ден был вы­се­лить­ся из об­ще­ства лю­дей, сел вне го­ро­да на ку­че пеп­ла и гли­ня­ным че­ре­пом скоб­лил свои гной­ные ра­ны. Все дру­зья и зна­ко­мые оста­ви­ли его. Же­на его при­нуж­де­на бы­ла до­бы­вать се­бе про­пи­та­ние, тру­дясь и ски­та­ясь из до­ма в дом. Она не толь­ко не под­дер­жи­ва­ла сво­е­го му­жа в тер­пе­нии, но ду­ма­ла, что Бог на­ка­зы­ва­ет Иова за ка­кие-ли­бо тай­ные гре­хи, пла­ка­ла, роп­та­ла на Бо­га, уко­ря­ла и му­жа и на­ко­нец по­со­ве­то­ва­ла пра­вед­но­му Иову по­ху­лить Бо­га и уме­реть. Пра­вед­ный Иов тяж­ко скор­бел, но и в этих стра­да­ни­ях остал­ся ве­рен Бо­гу. Он от­ве­чал жене: «Ты го­во­ришь как од­на из безум­ных. Неуже­ли доб­рое мы бу­дем при­ни­мать от Бо­га, зло­го не бу­дем при­ни­мать?» И не со­гре­шил пра­вед­ный ни в чем пе­ред Бо­гом.

Услы­шав о несча­сти­ях Иова, три его дру­га при­шли из­да­ле­ка к нему раз­де­лить его скорбь. Они счи­та­ли, что Иов на­ка­зан Бо­гом за гре­хи, и убеж­да­ли непо­вин­но­го ни в чем пра­вед­ни­ка по­ка­ять­ся. Пра­вед­ник от­ве­чал, что он стра­да­ет не за гре­хи, но что эти ис­пы­та­ния по­сла­ны ему от Гос­по­да по непо­сти­жи­мой для че­ло­ве­ка Бо­же­ствен­ной во­ле. Дру­зья, од­на­ко, не ве­ри­ли и про­дол­жа­ли счи­тать, что Гос­подь по­сту­па­ет с Иовом по за­ко­ну че­ло­ве­че­ско­го воз­мез­дия, на­ка­зы­вая его за со­вер­шен­ные гре­хи. В тяж­кой ду­шев­ной скор­би пра­вед­ный Иов об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­гу, про­ся Его Са­мо­го за­сви­де­тель­ство­вать пе­ред ни­ми его неви­нов­ность. То­гда Бог явил Се­бя в бур­ном вих­ре и уко­рил Иова за то, что он пы­тал­ся про­ник­нуть сво­им ра­зу­мом в тай­ны ми­ро­зда­ния и су­деб Бо­жи­их. Пра­вед­ник всем серд­цем рас­ка­ял­ся в этих мыс­лях и ска­зал: «Я ни­что­жен, от­ре­ка­юсь и рас­ка­и­ва­юсь в пра­хе и пеп­ле». То­гда Гос­подь по­ве­лел дру­зьям Иова об­ра­тить­ся к нему и про­сить его при­не­сти за них жерт­ву, «ибо, – ска­зал Гос­подь, – толь­ко ли­цо Иова я при­му, чтобы не от­верг­нуть вас за то, что вы го­во­ри­ли обо Мне не так вер­но, как раб Мой Иов». Иов при­нес жерт­ву Бо­гу и по­мо­лил­ся за дру­зей, и Гос­подь при­нял его хо­да­тай­ство, а так­же воз­вра­тил пра­вед­но­му Иову здо­ро­вье и дал ему вдвое боль­ше то­го, что он имел преж­де. Вме­сто умер­ших де­тей у Иова ро­ди­лось семь сы­но­вей и три до­че­ри, пре­крас­нее ко­то­рых не бы­ло на зем­ле. По­сле пе­ре­не­сен­ных стра­да­ний Иов про­жил еще 140 лет (все­го же он про­жил 248 лет) и ви­дел потом­ство свое до чет­вер­то­го ро­да.

Свя­той Иов про­об­ра­зу­ет Гос­по­да Иису­са Хри­ста, со­шед­ше­го на зем­лю, по­стра­дав­ше­го ра­ди спа­се­ния лю­дей, а по­том про­сла­вив­ше­го­ся слав­ным Сво­им Вос­кре­се­ни­ем.

«Я знаю, – го­во­рил пра­вед­ный Иов, по­ра­жен­ный про­ка­зой, – знаю, что Ис­ку­пи­тель мой жив, и Он вос­ста­вит из пра­ха в по­след­ний день рас­па­да­ю­щу­ю­ся ко­жу мою, и я во пло­ти мо­ей узрю Бо­га. Я узрю Его сам, мои гла­за, не гла­за дру­го­го уви­дят Его. Ча­я­ни­ем се­го ис­та­и­ва­ет серд­це мое в гру­ди мо­ей!» (Иов.19:25-27).

«Знай­те, что есть суд, на ко­то­ром оправ­да­ет­ся толь­ко име­ю­щий ис­тин­ную пре­муд­рость – страх Гос­по­день и ис­тин­ный ра­зум – уда­ле­ние от зла».

Свя­той Иоанн Зла­то­уст го­во­рит: «Нет несча­стья че­ло­ве­че­ско­го, ко­то­ро­го не пе­ре­нес бы этот муж, твер­дей­ший вся­ко­го ада­ман­та, ис­пы­тав­ший вдруг и го­лод, и бед­ность, и бо­лез­ни, и по­те­рю де­тей, и ли­ше­ние бо­гат­ства, и за­тем, ис­пы­тав ко­вар­ство от же­ны, оскорб­ле­ния от дру­зей, на­па­де­ния от ра­бов, во всем ока­зал­ся твер­же вся­ко­го кам­ня, и при­том до За­ко­на и Бла­го­да­ти».


 

ПОЛ­НОЕ ЖИ­ТИЕ ПРА­ВЕД­НО­ГО ИОВА МНО­ГО­СТРА­ДАЛЬ­НО­ГО

 
Свя­той пра­вед­ный Иов по рож­де­нию сво­е­му про­ис­хо­дил из пле­ме­ни Ав­ра­амо­ва; жил он в Ара­вии, – ме­стом пре­бы­ва­ния его бы­ла зем­ля Хус[1], ко­то­рую на­се­ля­ли по­том­ки Уца, пле­мян­ни­ка Ав­ра­ама, сы­на – пер­вен­ца На­хо­ра, бра­та Ав­ра­амо­ва (Быт.22:20-21). Иов был че­ло­ве­ком ис­ти­ны (Иов.6:24-30; ср. 27:2-4), – он от­ли­чал­ся без­уко­риз­нен­ным по­ве­де­ни­ем, спра­вед­ли­во­стью с доб­ро­же­ла­тель­ством ко всем и бла­го­тво­ри­тель­но­стью, а все­го бо­лее бо­го­бо­яз­нен­но­стью с со­блю­де­ни­ем невин­но­сти сво­е­го серд­ца и уда­ле­ни­ем от все­го зло­го не толь­ко в де­лах сво­их, но и во внут­рен­них по­мыш­ле­ни­ях. У него бы­ло семь сы­но­вей и три до­че­ри. Из­ве­стен он был в сво­ей стране и бо­гат­ством: у него бы­ло семь ты­сяч овец, три ты­ся­чи вер­блю­дов, пять­сот пар во­лов, пять­сот ослиц и мно­же­ство слуг; при­ни­мал он жи­вое и де­я­тель­ное уча­стие в жиз­ни сво­их со­пле­мен­ни­ков и ока­зы­вал боль­шое вли­я­ние на де­ла об­ще­ствен­ные, ибо по все­му Во­сто­ку он был в ве­ли­ком по­че­те за свои бла­го­род­ство и чест­ность (Иов.30:5-10; ср. 1-3). Сы­но­вья Иова, хо­тя и про­жи­ва­ли каж­дый от­дель­но, в сво­ем шат­ре – до­ме, но пи­та­ли в се­бе столь креп­кую вза­им­ную лю­бовь и жи­ли в та­ком со­гла­сии меж­ду со­бою, что ни­ко­гда не доз­во­ля­ли се­бе есть и пить раз­дель­но, по­ми­мо сво­е­го род­ствен­но­го со­дру­же­ства. Каж­дый день по оче­ре­ди они де­ла­ли у се­бя пи­ры и про­во­ди­ли вре­мя в брат­ском кру­гу вме­сте с сво­и­ми сест­ра­ми, сре­ди невин­ных уве­се­ле­ний, сво­бод­ных от вся­ких неуме­рен­но­стей, чуж­дых пьян­ства и бес­чи­ний. Со­бра­ний небла­го­чин­ных не до­пу­стил бы и доб­рый и пра­вед­ный отец их. Но так как пи­ры де­тей Иова бы­ли вы­ра­же­ни­ем их брат­ской люб­ви и ти­хо­го бла­го­нра­вия, то пра­вед­ный муж не толь­ко не за­пре­щал их, по да­же по­ощ­рял, уте­ша­ясь се­мей­ным ми­ром. Каж­дый раз по про­ше­ствии се­ми дней, по окон­ча­нии оче­ред­ных брат­ских со­бра­ний, Иов пред­ла­гал сво­им де­тям тща­тель­но, по ис­крен­ней со­ве­сти про­ве­рять свое по­ве­де­ние – не по­гре­шил ли кто-ли­бо из них про­тив Бо­га сло­вом или по­мыс­лом; ибо он весь­ма бо­ял­ся Бо­га, но бо­ял­ся не стра­хом ра­ба, а опа­се­ни­ем сы­нов­ней люб­ви, и вни­ма­тель­но на­блю­дал и за са­мим со­бою, и за до­мом сво­им, чтобы не слу­чи­лось у них че­го-ли­бо та­ко­го, что про­гнев­ля­ет Гос­по­да Бо­га. Впро­чем, бо­го­бо­яз­нен­ный пра­вед­ник не огра­ни­чи­вал­ся толь­ко на­блю­де­ни­я­ми за сво­и­ми до­мо­чад­ца­ми и уве­ща­ни­я­ми к ним, чтобы про­во­ди­ли они жизнь непо­роч­ную, чтобы ни­кто из них и в мыс­лях не по­гре­шал пред Со­зда­те­лем сво­им, – но вся­кий раз, ко­гда окан­чи­вал­ся круг пир­ше­ствен­ных дней, Иов в при­сут­ствии всей се­мьи ран­ним утром при­но­сил жерт­вы все­со­жже­ния по чис­лу всех де­тей сво­их и од­но­го тель­ца за грех о ду­шах их, ибо, го­во­рил он, мо­жет быть, сы­но­вья мои со­гре­ши­ли и по­ху­ли­ли Бо­га в серд­це сво­ем; так де­лал Иов во все та­кие на­ро­чи­тые дни (Иов.1:5).

В од­но вре­мя, ко­гда на небе Ан­ге­лы Бо­жии, хра­ни­те­ли ро­да че­ло­ве­че­ско­го, со­бра­лись пред пре­сто­лом Все­дер­жи­те­ля Бо­га, чтобы пред­ста­тель­ство­вать пред Ним сво­им хо­да­тай­ством за лю­дей и при­не­сти Ему че­ло­ве­че­ские мо­ле­ния о вся­че­ских жиз­нен­ных нуж­дах, – при­шел меж­ду ни­ми и диа­вол, кле­вет­ник и ис­ку­си­тель ро­да че­ло­ве­че­ско­го. Са­та­на, низ­вер­жен­ный с неба, по­пуще­ни­ем Бо­жи­им явил­ся там, сре­ди Ан­ге­лов, не из­ме­нив сво­ей пад­шей при­ро­де, не по доб­ро­му же­ла­нию хо­да­тай­ство­вать о бла­ге, а для то­го, чтобы из­рыг­нуть свое озлоб­ле­ние и по­ху­лить доб­ро. Са­та­нин­ская гор­ды­ня в сво­ем внут­рен­нем ослеп­ле­нии ни­ко­гда не ми­рит­ся с ис­ти­ною, не усмат­ри­ва­ет ра­дост­но­го ми­ра в сми­ре­нии и по­кор­ной пре­дан­но­сти во­ле Все­бла­го­го Бо­га; она сме­ло вно­сит пе­ре­оцен­ку су­ще­ству­ю­ще­го по сво­е­му мрач­но­му взгля­ду и в чуж­дую ей, све­то­зар­ную об­ласть жиз­ни Бо­же­ствен­ной, дерз­ко из­ме­ряя все ме­рою сво­е­го са­мо­мне­ния!

И ска­зал Гос­подь са­тане, пред­став­ше­му вме­сте с Ан­ге­ла­ми:

– От­ку­да ты при­шел?

Са­та­на от­ве­чал:

– Я хо­дил по зем­ле и обо­шел ее всю.

Гос­подь ска­зал ему:

– Об­ра­тил ли ты вни­ма­ние свое на ра­ба Мо­е­го Иова? Не най­ти на зем­ле дру­го­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый бы, как он, был так непо­ро­чен, спра­вед­лив, бо­го­бо­яз­нен, чужд вся­ко­го по­ро­ка!

На это са­та­на от­ве­чал Гос­по­ду:

– Раз­ве да­ром бо­го­бо­яз­нен Иов? Не Ты ли бе­ре­жешь его? Не Ты ли кру­гом огра­дил и дом его, и все, что у него? Ты бла­го­сло­вил де­ла рук его и ста­да его умно­жил и рас­про­стра­нил по зем­ле. Но про­стри ру­ку Твою и кос­нись все­го, что есть у него, от­ни­ми то у него, то­гда уви­дишь, станет ли он бла­го­слов­лять Те­бя?

То­гда Гос­подь ска­зал са­тане:

– Все, что есть у него, Я пре­даю в твои ру­ки, де­лай по во­ле тво­ей, толь­ко его са­мо­го не ка­сай­ся.

Са­та­на ото­шел от ли­ца Гос­под­ня (Иов.1:6-12). Был день, в ко­то­рый сы­но­вья и до­че­ри Иова пи­ро­ва­ли в до­ме стар­ше­го бра­та.

И вот при­хо­дит вест­ник к Иову и го­во­рит:

– Во­лы твои в по­ле по­пар­но под яр­мом па­ха­ли, и осли­цы пас­лись под­ле них; вдруг на­па­ли са­ве­яне и угна­ли их, а слуг пе­ре­би­ли; спас­ся толь­ко я и при­бе­жал до­не­сти те­бе.

По­ка го­во­рил этот, при­хо­дит дру­гой вест­ник к Иову и рас­ска­зы­ва­ет:

– Огонь упал с небес и по­па­лил весь мел­кий скот и пас­ту­хов; спас­ся я один и при­шел ска­зать те­бе.

Еще не кон­чил этот сво­ей ре­чи, при­хо­дит но­вый вест­ник и до­но­сит:

– По­до­шли хал­деи и, раз­де­лив­шись на три от­ря­да, окру­жи­ли вер­блю­дов и угна­ли их, а слуг пе­ре­би­ли; спас­ся я один и при­шел воз­ве­стить те­бе.

Еще этот го­во­рил, вот при­хо­дит иной вест­ник и ска­зы­ва­ет Иову:

– Сы­но­вья твои и до­че­ри твои пи­ро­ва­ли в до­ме стар­ше­го бра­та сво­е­го; вдруг страш­ный вихрь по­нес­ся из пу­сты­ни, об­хва­тил дом с че­ты­рех уг­лов и об­ру­шил его на де­тей тво­их; все по­гиб­ли; спас­ся толь­ко я один и при­шел из­ве­стить те­бя.

Вы­слу­шав од­ну за дру­гой эти ужас­ные ве­сти, Иов встал, в знак тя­же­лой скор­би сво­ей разо­драл верх­нюю одеж­ду свою, остриг го­ло­ву свою, пал на зем­лю и, пре­кло­нив­шись пред Гос­по­дом, ска­зал:

– На­гим я вы­шел из чре­ва ма­те­ри сво­ей, на­гим и воз­вра­щусь в чре­во ма­те­ри зем­ли. Гос­подь дал, Гос­подь и взял! – как угод­но Ему, так и сде­ла­лось; да бу­дет имя Гос­подне бла­го­сло­вен­но!

Так во всем этом Иов не со­гре­шил пред Бо­гом ни од­ним без­рас­суд­ным сло­вом (Иов.1:13-22).

Был день, ко­гда Ан­ге­лы Бо­жии опять пред­ста­ли пред Гос­по­дом; меж­ду ни­ми при­шел опять и са­та­на.

И ска­зал Гос­подь са­тане:

– От­ку­да ты при­шел?

Са­та­на от­ве­чал:

– Я был на зем­ле и обо­шел ее всю.

Гос­подь ска­зал ему:

– Об­ра­тил ли ты вни­ма­ние свое на ра­ба Мо­е­го Иова? Нет на зем­ле че­ло­ве­ка, ко­то­рый бы был по­до­бен ему: так он добр, прав­див и бла­го­че­стив, так он да­лек от все­го зло­го! И при по­стиг­ших его несча­сти­ях он и до­се­ле оста­ет­ся тверд в сво­ей непо­роч­но­сти; а ты воз­буж­дал Ме­ня про­тив него, чтобы по­гу­бить его без­вин­но!

И от­ве­чал са­та­на Гос­по­ду и ска­зал:

– Ко­жу за ко­жу, а за жизнь свою че­ло­век от­даст все, что есть у него, – то есть: в чу­жой ко­же че­ло­ве­ку стра­дать мож­но; в чу­жой ко­же уда­ры не так чув­стви­тель­ны, да­же сня­тие этой ко­жи снос­но, небо­лез­нен­но для него, и он мо­жет оста­вать­ся спо­кой­ным; а вот по­про­буй кос­нуть­ся его соб­ствен­но­го те­ла, про­стри ру­ку Твою и кос­нись ко­сти его и пло­ти его и уви­дишь – бла­го­сло­вит ли он Те­бя?

То­гда Гос­подь ска­зал са­тане:

– Вот, он в ру­ке тво­ей. Я по­пус­каю те­бе сде­лать с ним, что за­хо­чешь; толь­ко ду­шу его сбе­ре­ги, – не по­ся­гай на ос­но­ву его су­ще­ства, сво­бод­ное из­во­ле­ние (Иов.2:1-6).

Са­та­на ото­шел от ли­ца Гос­под­ня и по­ра­зил все те­ло Иова страш­ною про­ка­зою от по­дош­вы ног его по са­мое те­мя го­ло­вы. Стра­да­лец дол­жен был вы­се­лить­ся из сре­ды жи­вых лю­дей, так как был нетер­пим меж­ду ни­ми по за­ра­зи­тель­но­сти охва­тив­шей его бо­лез­ни. Те­ло его по­кры­лось от­вра­ти­тель­ны­ми, смрад­ны­ми стру­пья­ми; по всем су­ста­вам раз­ли­вал­ся жгу­чий внут­рен­ний огонь; си­дя вне се­ле­ния в пеп­ле, Иов об­лом­ком че­реп­ка скоб­лил свои гной­ные ра­ны. Все со­се­ди его и зна­ко­мые от­стра­ни­лись, оста­ви­ли его. Да­же же­на его утра­ти­ла со­стра­да­ние к нему.

Спу­стя мно­го вре­ме­ни она в со­сто­я­нии от­ча­я­ния ска­за­ла од­на­жды Иову: «До­ко­ле ты бу­дешь тер­петь? – Вот, по­до­жду еще немно­го в на­деж­де спа­се­ния мо­е­го; ибо по­гиб­ли с зем­ли па­мять твоя, сы­но­вья и до­че­ри, бо­лез­ни чре­ва мо­е­го и тру­ды, ко­то­ры­ми на­прас­но тру­ди­лась. Сам ты си­дишь в смра­де чер­вей, про­во­дя ночь без по­кро­ва, а я ски­та­юсь и слу­жу, пе­ре­хо­жу с ме­ста на ме­сто, из до­ма в дом, ожи­дая, ко­гда зай­дет солн­це, чтобы успо­ко­ить­ся от тру­дов мо­их и бо­лез­ней, ко­то­рые ныне удру­ча­ют ме­ня. Не упор­ствуй, не от­ста­и­вай неуклон­но свою непо­роч­ность; но ска­жи некое сло­во к Бо­гу, по­ху­ли Его и умри, – в смер­ти ты най­дешь осво­бож­де­ние от сво­их стра­да­ний, она из­ба­вит и ме­ня от му­че­ний».

Так про­сто и есте­ствен­но, по-ви­ди­мо­му да­же и удо­вле­тво­ри­тель­но, раз­ре­ша­ла же­на Иова для него и для се­бя во­прос о жиз­ни, не про­сти­ра­ясь да­лее зем­но­го по­ни­ма­ния ее зна­че­ния и на­зна­че­ния, по вну­ше­нию са­та­ны – «ко­жу за ко­жу». Из­му­чен­ная и уста­лая нрав­ствен­но, она го­то­ва бы­ла по­га­сить по­след­ний све­точ ис­тин­ной жиз­ни: «по­ху­ли Бо­га и – умри». Не так, од­на­ко, рас­суж­дал о сво­ем со­сто­я­нии сам стра­да­лец, Иов, смот­ря на свою че­ло­ве­че­скую при­ро­ду не с точ­ки зре­ния уз­ко­го се­бя­лю­бия. С со­жа­ле­ни­ем взгля­нув на же­ну, он ска­зал ей:

– За­чем ты го­во­ришь так, как од­на из безум­ных жен? Ес­ли доб­рое мы при­ни­ма­ли от Бо­га, то неуже­ли зло­го мы не стер­пим, – не бу­дем при­ни­мать!

И в этот раз та­ким об­ра­зом Иов не со­гре­шил пред Бо­гом – уста его не про­из­нес­ли ни­че­го хуль­но­го на Бо­га (Иов.2:7-10).

Слух о несча­стии, по­стиг­шем Иова, рас­про­стра­нил­ся по окрест­ным стра­нам. Три дру­га его: Ели­фаз Фе­ма­ни­тя­нин, Вил­дад Сав­хе­я­нин и Со­фар На­а­ми­тя­нин[2], осве­дом­лен­ные о зло­по­лу­чии его, со­бра­лись вме­сте, чтобы ид­ти уте­шать стра­даль­ца, раз­де­лив его скорбь. Но, при­бли­жа­ясь к нему и не узна­вая его, по­то­му что ли­цо его пред­став­ля­ло сплош­ной гной­ный струп, они еще из­да­ле­ка от ужа­са вскри­ча­ли и за­ры­да­ли, разо­дра­ли каж­дый верх­нюю одеж­ду свою и в силь­ной го­ре­сти бро­са­ли пыль квер­ху над го­ло­ва­ми сво­и­ми. Семь дней и семь но­чей про­ве­ли они по­том, си­дя на зем­ле на­су­про­тив сво­е­го дру­га и не про­мол­вив ни од­но­го сло­ва, ибо ви­де­ли они, что стра­да­ние его весь­ма ве­ли­ко, и не на­хо­ди­ли средств уте­шить его в та­ком со­сто­я­нии (Иов.2:11-13). То­ми­тель­ное мол­ча­ние это бы­ло пре­рва­но са­мим Иовом. Он пер­вый от­крыл уста свои: про­клял день сво­е­го рож­де­ния и вы­ра­зил глу­бо­кую скорбь о том, за­чем ему да­но бы­ло уви­деть свет, ко­то­рый те­перь по­крыт для него мра­ком? За­чем да­на ему жизнь, ко­гда она для него яв­ля­ет­ся без­от­рад­ным му­че­ни­ем?

– Ужас­ное, че­го я ужа­сал­ся, то и по­стиг­ло ме­ня, – го­во­рил стра­да­лец, – и страш­ное, че­го я бо­ял­ся, то и при­шло ко мне. Нет мне ми­ра, нет по­коя, нет от­ра­ды! (Иов.3:1-26).

То­гда в раз­го­вор с ним всту­пи­ли и дру­зья его, хо­тя сво­и­ми рас­суж­де­ни­я­ми, ко­то­ры­ми они хо­те­ли уте­шить его, толь­ко еще бо­лее отрав­ля­ли ис­стра­дав­ше­е­ся серд­це его (Иов.21:34; 16:2 и дал.). По сво­е­му ис­крен­не­му убеж­де­нию, по сво­ей ве­ре, что Пра­во­суд­ный Бог на­граж­да­ет доб­рых и на­ка­зы­ва­ет злых, они по­чи­та­ли за неоспо­ри­мое и несо­мнен­ное, что ес­ли кто под­вер­га­ет­ся несча­стию, тот – греш­ник, и чем боль­ше это несча­стие, тем – зна­чит – мрач­нее его гре­хов­ное со­сто­я­ние. По­то­му и об Иове они ду­ма­ли, что у него су­ще­ству­ют ка­кие-ли­бо тай­ные гре­хи, ко­то­рые он умел ис­кус­но скры­вать (Иов.32-33 и др.) от лю­дей и за ко­то­рые Все­ви­дя­щий Бог и на­ка­зы­ва­ет их дру­га. Это они да­ли по­чув­ство­вать стра­даль­цу с са­мо­го на­ча­ла сво­их раз­го­во­ров и по­том, в про­дол­же­ние длин­ных сво­их рас­суж­де­ний, убеж­да­ли его со­знать­ся и рас­ка­ять­ся в сво­их пре­ступ­ле­ни­ях. Иов в со­зна­нии сво­ей непо­роч­но­сти при всей, по-ви­ди­мо­му, убе­ди­тель­но­сти ре­чей, по­чи­тал се­бя внут­ренне да­ле­ким от то­го, чтобы при­знать их рас­суж­де­ния спра­вед­ли­вы­ми (Иов.27:1-7; ср. 10:17); со всею си­лою невин­но­сти за­щи­щал он свое доб­рое имя.

– До­ко­ле бу­де­те му­чить ду­шу мою и тер­зать ме­ня ре­ча­ми сво­и­ми? Вот, уже раз де­сять вы сра­ми­ли ме­ня и не сты­ди­тесь тер­зать ме­ня! Жал­кие уте­ши­те­ли! – бу­дет ли ко­нец вет­ре­ным сло­вам ва­шим? (Иов.19:2-3; ср. 16:2).

Иов разъ­яс­нял сво­им дру­зьям и уве­рял их, что он стра­да­ет не за гре­хи, но что Бог по Сво­ей непо­сти­жи­мой для че­ло­ве­ка во­ле по­сы­ла­ет од­но­му тя­же­лую, а дру­го­му счаст­ли­вую жизнь. Дру­зья Иова, по­ла­гав­шие, что и Бог по­сту­па­ет с людь­ми по тем же за­ко­нам воз­мез­дия, по ко­то­рым про­из­но­сит Свой суд и че­ло­ве­че­ское пра­во­су­дие, не убеж­да­лись его оправ­да­тель­ны­ми сло­ва­ми, хо­тя и пре­кра­ти­ли свои об­ли­че­ния, на­прав­лен­ные про­тив него, и пе­ре­ста­ли от­ве­чать на сло­ва его (Иов.32:1-15). В это вре­мя при­нял го­ря­чее уча­стие в об­щем раз­го­во­ре мо­ло­дой ле­та­ми некто Ели­уй, сын Вара­хи­и­лов, из пле­ме­ни Ра­мо­ва, ву­зи­тя­нин; с пла­мен­ным дерз­но­ве­ни­ем он опол­чил­ся на по­чтен­но­го воз­рас­том стра­даль­ца «за то, что тот оправ­ды­вал се­бя, свою невин­ность, боль­ше, неже­ли Бо­га» (Иов.32:2 и дал.). Воз­да­вая Со­зда­те­лю спра­вед­ли­вость, недо­ступ­ную че­ло­ве­ку, и этот со­бе­сед­ник усмат­ри­вал при­чи­ну стра­да­ний Иова в его по­роч­но­сти, хо­тя бы и неза­мет­ной для взо­ров люд­ских.

– Бог мо­гу­ще­ствен и не пре­зи­ра­ет серд­ца силь­но­го кре­по­стью. Он не под­дер­жи­ва­ет нече­сти­вых и не от­вра­ща­ет очей Сво­их от пра­вед­ни­ков; но ты, – го­во­рил Ели­уй Иову, – ты пре­ис­пол­нен суж­де­ни­я­ми нече­сти­вых, ибо, по тво­е­му суж­де­нию, на­ка­за­ние, по­слан­ное те­бе от Бо­га, неза­слу­жен­но, «но ведь суж­де­ния и осуж­де­ние близ­ки», так близ­ко со­при­ка­са­ют­ся меж­ду то­бою (Иов.36:5-17).

На­ко­нец стра­да­лец об­ра­тил­ся с мо­лит­вою к Бо­гу, чтобы Он Сам за­сви­де­тель­ство­вал о его невин­но­сти.

Дей­стви­тель­но, Бог явил­ся Иову в бур­ном вих­ре и уко­рил его за на­ме­ре­ние тре­бо­вать от­че­та в де­лах ми­ро­прав­ле­ния. Все­дер­жи­тель ука­зал Иову, что для че­ло­ве­ка весь­ма мно­го непо­сти­жи­мо­го в яв­ле­ни­ях и тво­ре­ни­ях да­же од­ной ви­ди­мой окру­жа­ю­щей его при­ро­ды; а по­сле это­го – же­ла­ние про­ник­нуть в тай­ны су­деб Бо­жи­их и объ­яс­нять, по­че­му Он по­сту­па­ет с людь­ми так, а не ина­че, – та­кое же­ла­ние пред­став­ля­ет со­бою уже дерз­кую са­мо­на­де­ян­ность.

– Кто сей, омра­ча­ю­щий Про­ви­де­ние сло­ва­ми без смыс­ла? – во­про­шал Гос­подь Иова из бур­но­го вих­ря. – Пре­по­яшь ныне чрес­ла твои, как муж, и от­ве­чай: где был ты, ко­гда Я по­ла­гал ос­но­ва­ния зем­ли? – ска­жи, ес­ли зна­ешь. На чем утвер­жде­ны ос­но­ва­ния ее, или кто по­ло­жил кра­е­уголь­ный ка­мень ее при об­щем ли­ко­ва­нии све­тил небес­ных и ра­дост­ных хва­леб­ных вос­кли­ца­ни­ях сы­нов Бож­них? Да­вал ли ты ко­гда-ни­будь в жиз­ни сво­ей при­ка­за­ние утру и ука­зы­вал ли ме­сто за­ре? Зна­ешь ли ты уста­вы неба, мо­жешь ли воз­вы­сить го­лос твой к об­ла­кам, мо­жешь ли по­сы­лать мол­нии?.. Ты хо­чешь нис­про­верг­нуть суд Мой, об­ви­нить Ме­ня, чтобы оправ­дать се­бя: – та­кая ли у те­бя мыш­ца как у Ме­ня? – Укрась се­бя ве­ли­чи­ем и сла­вою, об­ле­кись в блеск и ве­ли­ко­ле­пие; из­лей ярость гне­ва тво­е­го, по­смот­ри на все гор­дое и вы­со­ко­мер­ное и сми­ри его, со­кру­ши силь­ных нече­сти­вых на ме­стах их. То­гда и Я при­знаю, что дес­ни­ца твоя силь­на, чтобы за­щи­тить те­бя. Со­стя­за­ю­щий­ся с Все­дер­жи­те­лем, об­ли­ча­ю­щий Бо­га пусть от­ве­ча­ет Ему.

И от­ве­чал Иов Гос­по­ду и ска­зал:

– Знаю, что Ты все мо­жешь и что на­ме­ре­ние Твое неиз­мен­но.

– Кто сей, по­мра­ча­ю­щий про­ви­де­ние, ни­че­го не ра­зу­мея?

– Это я, го­во­рив­ший о том, че­го не по­ни­мал, – о чуд­ных для ме­ня де­лах, ко­то­рых я не знал. Я слы­шал о Те­бе преж­де толь­ко кра­ем уха сво­е­го, те­перь же мои гла­за ви­дят Те­бя; по­это­му я от­ре­ка­юсь и рас­ка­и­ва­юсь в прах и пе­пел; я ни­что­жен, и что я бу­ду от­ве­чать Те­бе? – По­ла­гаю ру­ку мою на уста мои (Иов.38-40).

И бы­ло по­сле то­го по­ве­ле­ние от Гос­по­да дру­зьям Иова, чтобы они об­ра­ти­лись к нему и про­си­ли его при­не­сти за них жерт­ву, ибо толь­ко ли­цо Иова, ска­зал Гос­подь Ели­фа­зу Фе­ма­ни­тя­ни­ну, Я при­му, дабы не от­верг­нуть вас за то, что вы го­во­ри­ли обо Мне не так вер­но, как раб Мой Иов (Иов.42:7-9). Дру­зья ис­пол­ни­ли это Гос­подне по­ве­ле­ние и при­ве­ли к Иову для жерт­вы семь тель­цов и семь ов­нов. Иов при­нес жерт­ву Бо­гу и по­мо­лил­ся за дру­зей сво­их. Бог при­нял его хо­да­тай­ство за них, воз­вра­тил ему са­мо­му те­лес­ное здо­ро­вье и дал ему вдвое боль­ше то­го, что он имел преж­де. Род­ные и все преж­ние зна­ко­мые Иова, услы­хав об его ис­це­ле­нии, при­шли на­ве­стить его и со­уте­шить­ся и по­ра­до­вать­ся с ним, и каж­дый из них при­нес ему дар и зо­ло­тое коль­цо. Гос­подь же ущед­рил Иова Сво­им бла­го­сло­ве­ни­ем: у него бы­ло по­сле то­го че­тыр­на­дцать ты­сяч мел­ко­го ско­та, шесть ты­сяч вер­блю­дов, ты­ся­ча пар во­лов и ты­ся­ча ослиц. Ро­ди­лись у Иова, вме­сто умер­ших, и семь сы­но­вей и три до­че­ри; и на всей зем­ле не бы­ло та­ких пре­крас­ных жен­щин, как до­че­ри Иова, и дал им отец их на­след­ство меж­ду бра­тья­ми их (Иов.42:10-15). Гос­подь не удво­ил ко­ли­че­ства де­тей Иова, как Он удво­ил его пас­ту­ше­ские бо­гат­ства: это по­то­му, чтобы не по­ду­мал кто-ли­бо, что его пер­вые де­ти умер­шие по­гиб­ли со­всем, – нет, они хо­тя и умер­ли, но не по­гиб­ли, – они вос­ста­нут в об­щее вос­кре­се­ние пра­вед­ных.

Иов по­сле тер­пе­ли­во пе­ре­не­сен­ных им ис­пы­та­ний про­жил сто со­рок лет (все­го же он жил на зем­ле две­сти со­рок во­семь лет), и ви­дел он потом­ство свое до чет­вер­то­го ро­да; умер он на­сы­щен­ный дня­ми в глу­бо­кой ста­ро­сти (Иов.42:16-17); ныне же он жи­вет жиз­нью не ста­ре­ю­щей­ся и не бо­лез­нен­ною в цар­ствии От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, Еди­но­го в Тро­и­це сла­ви­мо­го Бо­га, ибо еще сре­ди по­не­сен­ных им на зем­ле несча­стий он уже ви­дел, как и Ав­ра­ам, ве­ли­кий день Гос­по­день, ви­дел его и ра­до­вал­ся (Ин.8:56).

– Я знаю, – го­во­рил он, по­ра­жен­ный смрад­ною яз­вой, – знаю, что Ис­ку­пи­тель мой жив, и Он вос­ста­вит из пра­ха в по­след­ний день рас­па­да­ю­щу­ю­ся ко­жу мою сию, и я во пло­ти мо­ей узрю Бо­га. Я узрю Его сам; мои гла­за, не гла­за дру­го­го, уви­дят Его. Ча­я­ни­ем се­го ис­та­е­ва­ет серд­це мое в гру­ди мо­ей! (Иов.19:25-27)

Это ис­по­ве­дал пра­вед­ный Иов пред сво­и­ми дру­зья­ми, вну­шая им «бо­ять­ся» не те­лес­ных стра­да­ний и ли­ше­ния благ зем­ных, а «ме­ча Гос­под­ня», гне­ва Все­дер­жи­те­ля, «Ко­то­рый есть от­мсти­тель неправ­ды».

– Знай­те, что есть суд (Иов.19:29)[3], – ве­ща­ет он в на­став­ле­ние нам, – суд, на ко­то­ром оправ­да­ет­ся толь­ко име­ю­щий ис­тин­ную пре­муд­рость – страх Гос­по­день и ис­тин­ный ра­зум – уда­ле­ние от зла (Иов.28:28).


При­ме­ча­ния.
[1] Зем­ля Хус на­хо­ди­лась на юго-во­сто­ке от Па­ле­сти­ны, за Мерт­вым мо­рем.
[2] Они про­ис­хо­ди­ли из потом­ства Ис­а­ва, ина­че «Едо­ма» (см. Быт.36).
[3] Пред­мет кни­ги Иова – ре­ше­ние во­про­са: как со­гла­сить с су­ще­ство­ва­ни­ем Про­мыс­ла Бо­жия в ми­ре то неред­кое на зем­ле яв­ле­ние, что доб­ро­де­тель­ные лю­ди про­во­дят жизнь сре­ди бед­ствий, то­гда как нече­сти­вые бла­го­ден­ству­ют? О несча­сти­ях, по­стиг­ших пра­вед­но­го Иова, узна­ли его дру­зья, Ели­фаз, Вил­дад и Со­фар; они при­шли на­ве­стить стра­даль­ца, и ко­гда уви­де­ли дру­га на гно­и­ще, то семь дней мол­ча опла­ки­ва­ли его. По­том они всту­пи­ли в раз­го­вор с ним: вы­хо­дя из об­ще­го для вет­хо­за­вет­но­го вре­ме­ни пред­став­ле­ния, что вся­кое стра­да­ние есть на­ка­за­ние за ка­кую-ни­будь неправ­ду, они в сво­их ре­чах, об­ра­щен­ных к Иову, раз­ви­ва­ли ту мысль, что ес­ли он стра­да­ет те­перь, то, без со­мне­ния, за ка­кие-ли­бо свои со­гре­ше­ния, в ко­то­рых по­то­му и дол­жен по­ка­ять­ся. Огор­чен­ный ре­ча­ми дру­зей и чув­ству­ю­щий свою право­ту пред Бо­гом, Иов, жа­лу­ясь, что ру­ки Гос­под­ни отя­го­те­ли над ним, вы­ра­зил ве­ру в неис­по­ве­ди­мость су­деб Бо­жи­их, пред ко­и­ми мысль че­ло­ве­ка бес­силь­на, а так­же – же­ла­ние, чтобы Гос­подь Сам рас­су­дил его. Бог яв­ля­ет­ся Иову в бу­ре. Об­ли­чив Иова за без­рас­суд­ное тре­бо­ва­ние у Него от­че­та в ми­ро­прав­ле­нии, Гос­подь вну­ша­ет Иову бла­го­го­ве­ние пред необъ­ят­ны­ми и непо­сти­жи­мы­ми пу­тя­ми Про­мыс­ла Бо­жия, все на­прав­ля­ю­ще­го к бла­гим де­лам. В за­клю­че­ние Гос­подь по­веле­ва­ет Ели­фа­зу с то­ва­ри­ща­ми про­сить мо­лит­вен­но­го за­ступ­ле­ния у Иова за грех его неспра­вед­ли­во­го осуж­де­ния, а Иова вдвойне воз­на­гра­дил за его по­те­ри и стра­да­ния. Во­прос о пи­са­те­ле кни­ги Иова спор­ный. Св. Гри­го­рий Бо­го­слов и Иоанн Зла­то­уст скло­ня­лись к той мыс­ли, что им был Со­ло­мон. Но с этим труд­но со­гла­сить об­щее впе­чат­ле­ние, по­лу­ча­е­мое от кни­ги, го­во­ря­щее об ее несрав­нен­но бо­лее ран­нем про­ис­хож­де­нии. В ней со­вер­шен­но умал­чи­ва­ет­ся о за­ко­нах Мо­и­сея; в то же вре­мя в из­ло­же­нии ее вы­сту­па­ют чер­ты пат­ри­ар­халь­но­го бы­та, в ко­то­ром уже про­гля­ды­ва­ют при­зна­ки вы­со­ко­раз­ви­той об­ще­ствен­ной жиз­ни. Иов, как знат­ный во­ин, князь и су­дья, жи­вет с зна­чи­тель­ным блес­ком и поль­зу­ет­ся по­че­том при ча­стых по­се­ще­ни­ях ближ­не­го го­ро­да; в кни­ге, кро­ме то­го, есть ука­за­ния на пра­виль­ные фор­мы су­до­про­из­вод­ства, на уме­нье совре­мен­ни­ков Иова на­блю­дать за небес­ны­ми яв­ле­ни­я­ми и де­лать из этих на­блю­де­ний со­от­вет­ству­ю­щие аст­ро­но­ми­че­ские вы­во­ды; го­во­рит­ся о ру­до­коп­нях, боль­ших по­строй­ках, а так­же о круп­ных по­ли­ти­че­ских пе­ре­во­ро­тах. Все это да­ет ос­но­ва­ния с весь­ма зна­чи­тель­ной до­лей ве­ро­ят­но­сти от­но­сить вре­мя жиз­ни Иова ко вре­ме­ни пре­бы­ва­ния ев­ре­ев в Егип­те. Иов, по­сле дней бла­го­ден­ствия ис­пы­тав по­те­рю иму­ще­ства, де­тей и лю­тую бо­лезнь, а за­тем сно­ва и в су­гу­бой сте­пе­ни (42:10) по­лу­чив от Бо­га утра­чен­ное, слу­жит про­об­ра­зом Хри­ста Спа­си­те­ля, Се­бя ума­лив­ше­го до при­я­тия по­зор­ной крест­ной смер­ти и за это пре­воз­не­сен­но­го от Бо­га От­ца (Флп.2:7-9), – вос­при­яв­ше­го как ве­нец за ис­ку­пи­тель­ный по­двиг по че­ло­ве­че­ству ту сла­ву, ко­то­рую Он имел у От­ца преж­де бы­тия ми­ра (Ин.17:6). Св. свя­щен­но­му­че­ник Зе­нон, епи­скоп Ве­рон­ский, жив­ший в IV в., на­хо­дит еще дру­гие – част­ней­шие чер­ты сход­ства меж­ду про­об­ра­зом и об­ра­зом. «Иов, по мо­е­му мне­нию, – го­во­рит св. отец, – был об­ра­зом Спа­си­те­ля на­ше­го Иису­са Хри­ста. Срав­не­ние объ­яс­нит нам эту ис­ти­ну. Иов был пра­ве­ден – Спа­си­тель наш есть са­ма прав­да, ис­точ­ник на­шей пра­вед­но­сти, по­то­му что о Нем пред­ре­че­но бы­ло: «вот при­дет день… взой­дет Солн­це прав­ды» (Мал.4:1,2). Иов был ис­ти­нен, – Гос­подь наш есть под­лин­ная, со­вер­шен­ная ис­ти­на: «Я есмь путь и ис­ти­на и жизнь» (Ин.14:6). Иов был бо­гат, но чье бо­гат­ство мо­жет срав­нить­ся с бо­гат­ством Гос­по­да на­ше­го, Ко­то­ро­му при­над­ле­жит вся все­лен­ная, по сви­де­тель­ству бла­жен­но­го Да­ви­да: «Гос­под­ня – зем­ля и что на­пол­ня­ет ее, все­лен­ная и все жи­ву­щее в ней» (Пс.23:1)? Иов три ра­за был ис­ку­ша­ем диа­во­лом (ли­ше­ни­ем име­ния, по­ги­бе­лью де­тей и бо­лез­нью); по­доб­ным об­ра­зом, по сви­де­тель­ству еван­ге­ли­ста, три­жды же ис­ку­шал диа­вол и Гос­по­да на­ше­го (Мф.4:1-11). Иов, ли­шен­ный все­го сво­е­го име­ния, об­ни­щал – Гос­подь наш, по люб­ви к нам, снис­шед­ши на зем­лю и оста­вив небо со все­ми его бла­га­ми, так­же об­ни­щал, чтобы нас обо­га­тить. Де­ти Иова бы­ли умерщ­вле­ны рас­сви­ре­пев­шим диа­во­лом, – де­ти Гос­по­да на­ше­го, про­ро­ки, бы­ли по­би­ты безум­ным фа­ри­сей­ским на­ро­дом (Лк.13:34; Деян.7:52). Иов по­ра­жен был яз­ва­ми – Гос­подь наш, при­няв на Се­бя плоть на­шу и гре­хи все­го че­ло­ве­че­ско­го ро­да, вме­сте с тем при­нял все нечи­сто­ты и яз­вы гре­хов­ные. На Иова на­па­да­ли дру­зья его – на Гос­по­да на­ше­го пре­иму­ще­ствен­но пред все­ми вос­ста­ва­ли пер­во­свя­щен­ни­ки и книж­ни­ки, ко­то­рые долж­ны бы­ли бы осо­бен­но чтить Его и быть Его дру­зья­ми. Иов, по­ра­жен­ный про­ка­зою, то­чи­мый чер­вя­ми, си­дел на пеп­ле вне го­ро­да – Гос­подь наш, при­няв на Се­бя все гре­хов­ные яз­вы все­го ро­да че­ло­ве­че­ско­го, об­ра­щал­ся в этом нечи­стом ми­ре сре­ди лю­дей, ис­пол­нен­ных по­ро­ков и ки­пев­ших по­хо­тя­ми, ко­то­рые и пре­да­ли Его по­зор­ной смер­ти вне го­ро­да. Иов непо­бе­ди­мым сво­им тер­пе­ни­ем опять при­об­рел и здо­ро­вье, и бо­гат­ство – Гос­подь наш, по­бе­див смерть Сво­им вос­кре­се­ни­ем, да­ро­вал ве­ру­ю­щим в Него не здо­ро­вье толь­ко, но и бес­смер­тие, и по­лу­чил от Бо­га От­ца власть и гос­под­ство над всем, как сам Он за­сви­де­тель­ство­вал: «все пре­да­но Мне От­цем Мо­им» (Лк.10:22). Бла­жен­ный Иов скон­чал­ся в ми­ре – Гос­подь наш, оста­вив нам мир, куп­лен­ный це­ною Его кро­ви, в крот­кой и мир­ной сла­ве воз­нес­ся к От­цу Сво­е­му». Вви­ду та­ко­го пре­об­ра­зо­ва­тель­но­го зна­че­ния жиз­ни пра­вед­но­го Иова Цер­ковь из­древ­ле уста­но­ви­ла во дни, по­свя­щен­ные вос­по­ми­на­нию стра­да­ний Хри­сто­вых, пред­ла­гать вни­ма­нию ве­ру­ю­щих чте­ния по кни­ге Иова. – Па­ри­мии из кн. Иова во дни Страст­ной сед­ми­цы сле­ду­ю­щие: в по­не­дель­ник, на ве­черне 1:1-12; во втор­ник, на ве­черне 1:13-22; в сре­ду на ве­черне 2:1-10; в Ве­ли­кий Чет­вер­ток на ве­черне 38:1-23; 42:1-5; в Ве­ли­кий Пя­ток на ве­черне 42:12-17.


 МОЛИТВЫ
 

Тропарь праведного Иова Многострадального

глас 1
Богатство видев добродетелей Иовлих,/ украсти кознствоваше праведных враг,/ и, растерзав столп телесе,/ сокровище не украде духа,/ обрете бо вооружену непорочнаго душу,/ мене же и обнажив плени:/ предварив убо мя прежде конца,// избави мя льстиваго, Спасе, и спаси мя.

 

Кондак праведного Иова Многострадального

глас 8
Яко истинен и праведен, богочестив и непорочен,/ освящен же явлься, всеславне, Божий угодниче истинный,/ просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший.// Темже вси, богомудре, память твою воспеваем.

 

Ин тропарь праведного Иова Многострадального

глас 2
Память праведнаго Твоего Иова, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:/ избави нас от наветов и сетей лукаваго диавола/ и спаси души наша, яко Человеколюбец.


 

Молитва первая праведному Иову Многострадальному

 
О великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси. Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси. Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши. Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих. Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.

 

Молитва вторая праведному Иову Многострадальному


О святый угодниче Божий, праведне Иове! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Читайте также:


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Святые | Просмотров: 1159 | Добавил: Православие | Теги: молитвы, Житие, Праведный Иов Многострадальный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar