Главная » Душеполезные чтения на каждый день » Душеполезные чтения на каждый день. 20 декабря.

13:05
Душеполезные чтения на каждый день. 20 декабря.

Св. Амвросий, еп. Медиоланский

(Уроки из его жизни: а) необходимость воспитания с раннего возраста; б) избрание на служение Церкви совершается не случайно, но по указанно Божию и в) нужно повиноваться церковному священноначалию)

 

 
I. Свт. Амвросий, епископ Медиоланский, память коего совершается ныне, родился в 340 г. в Галлии, где отец его был правителем. В детстве лишившись матери, он был старательно воспитан благочестивой сестрой. Получив блестящее образование, он сделался правителем двух италийских областей. Префект Проб, посылая его в области, сказал: "Управляй ими не как судья, а как епископ". И Амвросий, действительно, правил милостиво, и все любили его. В 374 г. избирали епископа в Медиолан, и произошло разногласие по случаю этого выбора. Амвросий начал приводить к миру ссорящихся, и вдруг в толпе послышался детский голос: "Амвросий епископ!" Слова эти сочли за внушение свыше и, несмотря на сопротивление, выбрали Амвросия в епископа, который своею святою жизнью и ревностью к славе Божией и спасению душ ближних вполне оправдал избрание. Император и народ, любившие Амвросия префектом, еще более полюбили епископом. Амвросий усердно и весьма успешно боролся с еретиками арианами и умиравшим язычеством: в своем сочинении о вере он основательно опроверг все возражения арианские; достиг того, что у язычников были отняты имения, принадлежавшие капищам, и уничтожены почести и преимущества их жрецов. Однажды император Феодосий, во гневе, велел предать смерти несколько тысяч возмутившихся солунян. Амвросий написал царю письмо, упрекавшее в жестокости. Когда же Феодосий, не отменив своего жестокого приговора, вошел в собор, чтобы причаститься св. Таин, то Амвросий не допустил его до причащения. Царь сказал Амвросию, что и Давид согрешил, но не лишился милости Божией; но Амвросий отвечал: "Ты подражал Давиду согрешившему, подражай ему и в раскаянии". Царь принес раскаяние и был допущен до причащения. Св. Амвросий предузнал свою кончину и скончался в 397 году. Он основал много монастырей на западе и оставил много сочинений. Ему принадлежит церковная песнь "Тебе Бога хвалим". Мощи св. Амвросия хранятся в Милане. Часть мощей имеется на Афоне.
 
II. Житие св. Амвросия Медиоланского предлагает нам три назидательные урока:
 
а) Первый тот, что о воспитании детей в духе христианского благочестия нужно заботиться с раннего возраста, подобно тому, как заботилась о св. Амвросии сестра его, благодаря которой брат ее не только получил блестящее образование, но и сделался благочестивым человеком и усердным служителем Церкви Божией.
 
О воспитании, как о начальном источнике истинного добра и счастья, блаж. Тихон, в своем Задонском уединении, так беседует, смотря на малое деревцо: "видим, – говорит он, – что малое деревцо ко всякой стороне удобно преклоняется, куда ни наклонится; и куда преклонится, туда и растет. Тоже происходит с юным и малым отрочетем… Научится ли добру в юности своей? Добр и чрез все житие будет. Научится ли злу? Как в юности, так и во всю жизнь будет, и из малого отрока может выйти диавол и ангел. Ибо от воспитания, как от семени – плоды, все прочее время жизни зависит". Поэтому, братия, величайшее преступление совершают те родители, которые, имея возможность, не образуют ни ум, ни сердце, ни волю дитяти, будущего гражданина и христианина.
 
б) Второе назидание, которое мы извлекаем из жизни св. Амвросия, то, что призвание к пастырскому служению бывает не случайно, но по воле Божией. Мы видели, что таинственный детский голос, прозвучавший в Церкви, где выбирали епископа: "Амвросий епископ!", был принят всеми за указание Божие, и Амвросий был поставлен в епископа, и своею св. жизнью и великими заслугами вполне оправдал свое избрание. Это обстоятельство побуждает нас, возлюбленные мои братия, питать великое уважение к служителям Божиим и слушаться их, как ловцов душ человеческих для небесного блаженства.
 
в) Наконец, третий урок, который предлагает нам жизнь ныне прославляемого св. Амвросия, еп. Медиоланского, тот, что и мы, подобно императору Феодосию, отлученному от причащения Св. Таин и не допущенному в храм, но тем не менее, несмотря на все преимущества своей императорской власти, повиновавшемуся архипастырю, должны повиноваться своим пастырям Церкви.
 
Иисус Христос говорит в Евангелии: если кто Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Согласно с этим православные пастыри учат, что все христиане должны повиноваться Церкви Христовой и отнюдь ни в чем не должны ослушаться ее определений.
 
Один древний отец и учитель Церкви, св. Игнатий Богоносец учит: "Потщитеся, возлюбленнии, повиноваться епископам, пресвитерам и диаконам; ибо кто им повинуется, тот слушает Христа, учредившего их; а кто противится им, тот противится Иисусу Христу; противляйся же Сыну не узрит жизни, но гнев Божий пребывает на нем… Не обольщайтесь, братия мои, – кто следует творящему раскол, тот не наследует Царствия Божия". (Посл. к Филадельф., гл. III).
 
Другой св. отец и учитель Церкви, Киприан, еп. Карфагенский говорит: "Неимеющий матерью Церкви не может иметь отцом своим Бога; – питающие ненависть к священникам и удаляющиеся Церкви Христовой, хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, не омоют греха своего и самою Кровью; – вне Церкви нет спасения". ("О единой Церкви" см. "Христианские чтения", 1837 г.).
 
III. Итак напечатлеем, братия мои, в своей памяти душеполезные уроки, предлагаемые нам житием св. Амвросия, еп. Медиоланского, ныне ублажаемого св. Церковью.
(Прот. Г. Дьяченко).


 

Поучение 2-е.
Свт. Амвросий Медиоланский
(Святость храма Божия)

 
I. Ныне ублажаемый свт. Амвросий Медиоланский был сыном правителя Галлии и Испании. Получивши отличное воспитание, Амвросий был назначен правителем г. Медиолана. Но недолго был он правителем. В конце 374 года умер медиоланский епископ, и нужно было избрать нового епископа. Открылись споры; народная толпа шумела кругом храма, где собрались епископы-избиратели. Амвросий, как добросовестный правитель, счел своею обязанностью умирить народное волнение: он начал уговаривать народ, внушая ему святое дело избрания епископа вести мирно и тихо. Он еще говорил, как в стихнувшей толпе вдруг раздался детский голос: "Амвросий – епископ!" И в ответ на этот голосок вся толпа единодушно воскликнула: "Амвросий – епископ!" После долгих колебаний Амвросий, наконец, согласился быть епископом.
 
Сделавшись так неожиданно епископом, Амвросий весь отдался обязанностям своего высокого сана и повел жизнь строгую, подвижническую. Все свое имущество он отчасти роздал бедным, отчасти пожертвовал в Церковь. Строгий к самому себе, он был строг и к порокам других, хотя бы эти другие были лица высокопоставленные; он в своих обличениях не щадил даже императоров. Вот тому пример.
 
Однажды в Фессалониках произошло народное возмущение. Император Феодосий решил страшно наказать город мятежный. И город был наказан: в один из праздничных дней на жителей этого города неожиданно напали вооруженные солдаты и стали убивать их беспощадно, не различая правых от виновных. После этого убийства Феодосий, не помышляя о тяжести своего греха, по обычаю, шел в храм; но Амвросий заградил ему вход и сказал: "ты, видно, и не знаешь, сколь тяжко совершенное тобою убийство! Какими очами будешь ты созерцать храм общего Владыки? Как прострешь руки, с которых еще каплет кровь неповинно убитых? Как этими руками примешь всесвятое Тело Господа? Как честную Кровь Его поднесешь к устам, когда исшедшее из них гневное слово несправедливо пролило столько крови? Отойди и не умножай прежнего греха своего новым!.." Император со скорбью и со слезами удалился. И только после 8-месячного раскаяния во грехе и с разрешения епископа Амвросия вошел он в храм Божий.
 
II. Вот как древние христиане ценили святость храма Божия.
 
а) Храм Божий, это – небо на земле; это – жилище Божие; это – такое святое место, выше и святее которого нет другого места на земле. Храм Божий, это – святилище, из которого Бог, Отец щедрот, проливает источник благодати, и в котором верующие приемлют спасительные дары Божии. Так, в храме Божием совершается общественное служение Богу, и молитвами испрашивается нам от Бога милость, оставление грехов и спасение. В храме Божием мы получаем духовное возрождение в таинстве Крещения, духовное очищение в таинстве Покаяния, духовное освящение в таинстве Причащения. В храме Божием мы слышим слово Божие и научаемся быть истинными христианами. В храме Божием мы получаем благословение и напутствие в жизнь будущую, загробную. Вот как свят храм Божий! С какими чистыми и святыми мыслями должны мы поэтому входить в это святилище, с каким страхом и благоговением мы должны стоять в храме Божием! Поэтому древние христиане высоко ценили святость храма: всякий порок, а тем более тяжкий грех не допускал христианина в храм Божий до тех пор, пока он (христианин) не приносил всенародного покаяния. Не составляли, как мы видели, исключение из этого общего правила и сами императоры.
 
б) А мы, христиане, сплошь и рядом нарушаем святость храма Божия неблагочинным поведением в нем, смехом и разговорами. Но особенно заметно оскорбление святости храма во время бракосочетания. Многие из христиан в это время держат себя в высшей степени неприлично: разговаривают о вещах, совсем несвойственных храму Божию и совершаемому великому таинству, дозволяют неприличные шутки и замечания насчет жениха и невесты, их лет, наружности, одежды; иные во все время бракосочетания ни разу не сотворят крестного знамения, отдавшись вполне одному праздному и суетному любопытству, есть и такие, которые, осмеливаются почти громко смеяться в виду отверстых царских врат, иконостаса и самого престола Божия, которому ангелы Божии таинственно предстоят со страхом и трепетом, закрывающе лица свои. Если посмотреть на таких людей постороннему человеку, иноверцу, то он не поверит, чтобы это были христиане. Нет, скажет он, это – враги Христовы, которые вторглись в храм Его, чтобы досадить Ему и поругаться над святыней христианской. (См. "Воскресный день" за 1893 г.).
 
III. Возлюбленные во Христе братия и сестры! Будем стоять в храме Божием не только во время обыкновенных церковных служб, но и во всякое другое время, с верой, благоговением и страхом Божиим, да не постигнет нас гнев Божий.
(Составлено по указанным источникам).


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Душеполезные чтения на каждый день | Просмотров: 466 | Добавил: Православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar