« 1 2 ... 18 19 20 21 22 ... 27 28 »
Представим себе, что с завтрашнего дня любые пожертвования во всех храмах... отменяются!
Берите свечи, книги, заказывайте требы, но не жертвуйте на храм. И вот тогда... А что тогда? Этот вопрос мне все чаще хочется задать в дискуссиях с молодыми и уже не очень молодыми людьми, когда кто-то начинает негодовать: «Почему у вас всё за деньги?»
Итак, что, собственно, тогда произойдет?
Нет, я не собираюсь делать вид, что ничего не слышал о безусловно неприятных ситуациях, когда искренняя жертва на храм превращается в банальную оплату услуг. Я не считаю, что говорить тут не о чем. Но когда подобные дискуссии о «плате за духовность» начинают становиться одной из самых обсуждаемых тем, то появляется нечто, что должно было бы огорчить и встревожить гораздо сильнее. Дело в том, что в подобных спорах много разных тем. Возможно, очень важных, насущных. Кроме одной. Это не разговор о Христе, это не спор об Истине.
...
Читать дальше »
|
Есть ли грань между рассуждением и осуждением? Отвечает архимандрит Леонтий (Золотарев), насельник Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря.
— Это очень интересная и удобная лукавая уловка: я не осуждаю — я просто рассуждаю. Сначала мы разбираем факты, но сразу же за разбором фактов начинается осуждение.
Порассуждав, переходим к осуждению, которое есть не что иное, как вынесение приговора. Мы даем оценку, которая пригвождает страсти человека, его ошибки, склонности, заблуждения, к его личности.
Одно дело сказать: «ты согрешил», «ты украл», «ты обманул». Другое дело заявить: «ты – лжец», «ты – вор», «ты – блудник», «ты – гордец»…
...
Читать дальше »
|
Церковь – это богочеловеческий организм. С точки зрения Всевышнего, Она, конечно, свята и незыблема. Но с нашей, грешной, человеческой стороны, как говорится, всякое бывает.
В том числе и касательно того, что плохо слышно по различным причинам слова богослужения: батюшка тихо или не разборчиво читает, чтец или хор тихо поет, акустика не совсем правильная, огромный храм и много людей, оттесняющих тебя назад, и т. д. Всякие нюансы бывают.
Что хочется сказать по этому поводу?..
...
Читать дальше »
|
Сегодня в социальных сетях русскоязычного сегмента интернета появилось, без преувеличения, огромное количество суицидальных групп. В одном только ВК, по некоторым оценкам, действует до 1500 подобных сообществ.
Кто-то говорит, что они организуются стихийно из-за возросшей социальной напряжённости. Иные исследователи видят в этих группах систему и прослеживают организационные нити этих сообществ до шведских и германских серверов. Они видят за всем этим руку западных разведок.
То, как эти группы возникают, конечно, важно. Но куда важнее, что российские дети и подростки из-за этих сообществ гибнут, и гибнут массово, и это срочно нужно прекратить! В таких условиях советы специалистов, работающих на стыке психологии, духовной жизни личности и педагогики, могут оказаться особенно ценными, так как охватывают проблему комплексно и вскрывают её истинные причины. Именно их мы и предлагаем в виде памятки нашим читателям.
...
Читать дальше »
|
Малопонятными словами и пафосными фразами очень легко маскируется реальный грех, считает протоиерей Владимир Пучков.
Как вы готовитесь к исповеди? Скорее всего, берёте ручку, листок, вооружаетесь книжкой-пособием – и вперёд. А как иначе? Без книжки никуда… В церковных лавках брошюрки «в помощь кающимся» пользуются заслуженным и стабильным спросом. А спрос, как известно, рождает предложение. Поэтому выбор подобной литературы весьма широк.
Я, кстати сказать, ничего против таких книжек не имею. Даже напротив – сам нередко их рекомендую, особенно в тех случаях, когда у аналоя оказывается «праведник», пришедший «запричаститись, бо треба» и за минувший с последней исповеди год согрешивший «делом-словом-помышлением» вкупе с «повседневными грехами». Поскольку всё остальное, что из такого горе-кающегося удаётся вытащить – это сплошные общие фразы, бессвязные и пустые, то и приходится предлагать: вы-де возьмите книжечку, почитайте-подумайте, а уж потом и приходите.
...
Читать дальше »
|
Осуждение – один из самых распространенных грехов. Почему же мы осуждаем других?
Прежде всего потому, что считаем себя лучше. Однако наблюдая за чужими ошибками, мы неизбежно перестаем видеть грехи свои. Следовательно, чем чаще мы замечаем прегрешения ближних, тем большему забвению предаем свои беззакония, собирая тем самым горящие угли на свою же голову.
Об этом Христос говорит нам в притче о двух должниках (см. Лк.7:41–43). Два человека были должны деньги – один 500 динариев, другой 50 – и обоим нечем было заплатить. Заимодавец прощает долг и первому, и второму. Кто будет испытывать большую любовь к заимодавцу? Конечно же, тот, кому более простили. Ну и что же тут назидательного, можно спросить. Христос далее раскрывает духовную суть притчи: заимодавцем оказывается Сам Бог, перед лицом Которого становится неважным, кто сколько должен. Долг заведомо не может быть оплачен – он может быть только прощен. И если нет покаяния и просьбы о прощении, даже самые незначительные долги перед Богом в итоге окажутся невыплаченными и человек не сможет оправдаться. Но своих собственных просьб о прощении недостаточно. Есть очень важное, самое главное условие твоего прощения – прости и ты. Причем все и всем, раз и навсегда.
...
Читать дальше »
|
После причащения верующих Тела и Крови Христовых на Литургии священник вносит Чашу в алтарь, затем высыпает частички, вынутые на проскомидии с поминовением имен живых и усопших православных христиан, хранящиеся на дискосе, в Чашу с Дарами. В это время он произносит краткую молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». И мы верим, что милосердный Бог ради величайшей святыни Евхаристии прощает православным христианам, за которых принесена бескровная жертва, их грехи.
Потом священник благословляет народ, возглашая: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». Это молитвословие есть словно бы продолжением предыдущей молитвы о помиловании всех православных христиан ради Тела и Крови Христовых.
...
Читать дальше »
|
Священник Ярослав Шипов - о несправедливости Бога, относительности морали и погибельности лжи.
Меня как-то в светском журнале попросили высказаться о справедливости. Я сказал, что не буду говорить по простой причине – Бог несправедлив! «Как так?!» – удивились мои собеседники. «А так. Нас давно пора с лица земли стереть за наши дела, а Бог нас любит и не трогает, на руках носит – какая же тут справедливость?».
Есть разница между понятиями «мораль», «нравственность», «духовность». Нравственность может быть разной. Есть христианская нравственность – меня она полностью устраивает. Полагаю, что именно ее и нужно придерживаться всем. Для жизни вполне достаточно.
...
Читать дальше »
|
Один мой знакомый православный англичанин когда-то, много лет назад, впервые приехал в СССР. Он тогда почти ничего не знал о Православии, а о России у него было самое романтическое представление: Достоевский, «Доктор Живаго», рублевская «Троица» и т. д.
Стоял конец лета, Москва казалась почти пустой. Мой знакомый бродил по улицам, смотрел по сторонам и всему радовался. Вдруг он увидел православный храм с приоткрытой дверью. А ведь в то время большинство московских храмов (как и во всей стране) были, что называется, недействующими. Англичанин зашел в дверь и натолкнулся на полную даму в засаленном синем халате, моющую пол. Она стала сердито на него кричать, тесня его к выходу. Языка он не понимал совсем и, чем вызвано ее раздражение, уразуметь не мог. По-русски он знал всего три слова и решил употребить сразу два из них.
...
Читать дальше »
|
Почему богатому сложно войти в Царство небесное? И разве плохо стремиться быть успешным человеком? Размышляет священник Стивен Фриман – клирик Православной Церкви в Америке, настоятель храма святой Анны в городе Оук Ридж, штат Теннесси, создатель православного блога Glory To God For All Things («Слава Богу за все»), автор многочисленных статей и книги Everywhere Present: Christianity in a One-Storey Universe («Вездесущий: Христианство в одноэтажной вселенной»).
...
Читать дальше »
|
Как поздороваться со священнослужителем? Получить от него благословение или просто обратиться с просьбой? Отвечает протоиерей Андрей Ухтомский.
В детстве, когда я начинал пономарить, пришел в алтарь и поздоровался с сидящим поодаль священником: «Здравствуйте!». В ответ услышал: «Тебя что - не учили здороваться?». Обдумав сказанное, я подошел к священнику и взял благословение, вспомнив, как это делали другие. Сейчас, уже будучи священником, на исповеди мне приходится слышать обращение в свой адрес «святой отец». И сам чувствуешь себя некомфортно, пытаешься сбалансировать свою несвятость с попыткой вежливости исповедующегося, понимая, что святые - на небесах, думаешь, как донести до исповедующегося варианты корректного обращения.
...
Читать дальше »
|
Один священник устал слушать вечные отговорки разных людей по поводу их пренебрежения храмом и составил перечень 10 наиболее часто упоминаемых причин, из-за которых люди не ходят в храм, где слова „ходить в храм” заменил на слово „умываться”. Эти десять пунктов настолько точно отражают современное отношение к затронутой проблеме, что мы посчитали необходимым снабдить их своим комментарием и добавили к ним еще 5. Итак...
...
Читать дальше »
| |