« 1 2 ... 19 20 21 22 23 ... 27 28 »
Щеголять богатством и приумножать имущество,или быть довольным своей бедностью? О взглядах профессоров М.Олесницкого и В.Екземплярского - кандидат богословия Ярослав Хижняк.
Одним из важных вопросов современной богословской науки является осознание и осмысление вопроса о богатстве и бедности, в частности теоретического и практического вклада представителей духовно-академического образования 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. в решение этой проблемы.
В частности, в Киевской духовной академии этот период совпал с наиболее острой формулировкой богословами-моралистами многих существенных для нравственного богословия вопросов, которые и до сих пор остаются актуальными в современном богословии.
...
Читать дальше »
|
О чинах святых.
Понятие «канонизация» обозначает причтение Православной Церковью того или иного подвижника благочестия к определенному лику святых: патриархи, пророки, апостолы, равноапостольные, святители, священномученики, священноисповедники, преподобномученики, преподобноисповедники, мученики, исповедники, праведные, благоверные князья, преподобные, страстотерпцы, бессребреники, блаженные (Христа ради юродивые). Есть такие индивидуальные чины святых, которыми Церковь отмечала только конкретных людей. Например, святые праотцы Адам и Ева – т. е. первые люди, которые для всех нас являются прапра…. дедушкой и прапра… бабушкой. Или святые богоотцы Иоаким и Анна – родители Девы Марии, названные богоотцами за то, что они родили Пресвятую Богородицу, ставшую Матерью Господа нашего Иисуса Христа.
...
Читать дальше »
|
На самом деле никакой прямой связи с бесом у слова «беспокойство», конечно, нет. А за мнимое созвучие мы должны благодарить большевиков, а точнее – реформу А. Луначарского 1918 года, после которой по просторам русского языка запрыгали «бес страшный», «бес печный» и другие. До реформы все эти слова имели приставку «без».
Просто я придумал такое название, чтобы зацепить, привлечь внимание читателя к весьма важной и актуальной теме: как справиться с тревожным, гнетущим состоянием, которое и именуется беспокойством. И хотя этимологически в самом слове «беспокойство», повторю, нет ничего от инфернального мира, но, согласитесь, в этом состоянии есть что-то «от лукавого». То, что лишает человека мира душевного, не может быть от Бога, а значит, беспокойство является грехом.
...
Читать дальше »
|
Есть глухота, когда люди не слышат звуков. Но есть духовная глухота, когда человек не слышит призыва Божьего. Недаром в Священном Писании говорится не только про обрезание крайней плоти, но есть предостережение о необрезанном сердце и ушах.
Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы (Деян.7,51) – обличал первомученик Стефан иудеев. Необрезанные уши – это уши внутренние, потерявшие чувствительность; некая закрытость сердца, не позволяющая человеку расслышать тихий голос Истины.
...
Читать дальше »
|
О грехе курения прямо в Священном Писании не говорится. Табак появился через много веков после написания Библии. Курение — страсть духовная: по природе курить человеку несвойственно. Это пристрастие, дурная привычка, от которой человек мучительно зависим.
Священное Писание дает нам заповедь не позволять ничему “завоевывать” наше тело. В Первом послании Коринфянам сказано: “Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною” .
На Афоне никогда не курили и не курят. Такое же принципиальное неприятие курения является нормой и для всего Православия.
...
Читать дальше »
|
25 января Церковь вспоминает святую мученицу Татиану. Татиана была дочерью богатого римлянина и воспитывалась им в христианской вере. Достигнув совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и иным благам и возлюбила всем сердцем духовный образ жизни. Девушка отказалась от супружеской жизни и за добродетельную жизнь была поставлена диаконисой Римской церкви.
Житие святой Татианы подтолкнуло редакцию к более глубокому изучению темы «Роль женщины в Церкви». И эта тема не оставила равнодушным Андрея Музольфа, преподавателя Киевской духовной семинарии, который виртуозно раскрыл ее, став при этом пламенным защитником прав женщин.
...
Читать дальше »
|
Молитвенные правила сегодня стали для современников серьёзным испытанием на пути веры. Есть суждение, что это обременительный обряд, который отбивает охоту молиться. А может и вправду? Давайте разберёмся: для чего нам нужен обряд?
Для примера возьмём одно из самых важных церкви таинств — Причастие. Духовенство перед совершением Евхаристии облачается во все священнические одежды. И вот я, как священник — мою руки перед началом первого этапа — Проскомидии. Да не просто мою, а читаю специальную молитву на умовение, которая является важной частью 25-го псалма. В нём пророк Давид открывает нам глубинную суть (с историческим экскурсом) — настроиться на предстояние перед Богом, предстать перед Ним не только с чистыми руками, но и с чистой душой.
...
Читать дальше »
|
Освятить свой дом – это значит посвятить его Богу, считает архимандрит Хризостом (Грищенко).
Многие слышали о чине освящения дома или квартиры, а то и сами участвовали в нем. Не все, правда, осмысливают значение этого обряда: одни сомневаются в его необходимости, а другие, наоборот, относятся к нему как к некоему магическому действу.
Что же это за обряд, как к нему относиться, кто имеет право его совершать и как часто нужно освящать наши жилища?
Господь Иисус говорил Своим ученикам: «…Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).
Именно поэтому в Православной Церкви издревле существуют особые моления Богу о призвании благодати в различные сферы нашей жизни. Каждый нуждается в том, чтобы Господь помогал нам на житейских путях. Мы молимся в начале дня, просим у Бога покровительства и мудрости в течение всего дня (когда учимся, работаем или отдыхаем), славим Творца – нашего питателя и просим его благословить нашу пищу, а после еды благодарим Всевышнего Дародателя, в конце дня мы просим Господа, чтобы он простил нам наши грехи, совершенные днем, и не оставлял нас без Своей защиты ночью.
...
Читать дальше »
|
Лет 10 назад, во времена, когда я еще был мирянином, на одном из православных форумов, мне довелось быть свидетелем дискуссии, в которой обсуждались грехи священнослужителей. Помню, как один молодой человек особенно сокрушался по поводу не оправдавшихся надежд, касавшихся «святости» священнослужителей.
Что тут скажешь? С одной стороны, он был, безусловно, прав, - мы не святые: по крайней мере, большинство из нас. Однако, с другой стороны, возникает вопрос: а на что он собственно рассчитывал?
...
Читать дальше »
|
В XVII веке французским мыслителем и философско-богословским критиком Пьером Бейлем была записана следующая история: «Наши историки рассказывают, что посол в Сен-Луи около Дамасского Судана спросил у женщины, встреченной им на улице, что она собирается делать с огнем, который она несла в одной руке, и с водой, которую несла в другой; он узнал из ее ответа, что она предназначила огонь для того, чтобы сжечь рай, а воду для того, чтобы погасить пламя ада, дабы люди служили божеству не из корыстных расчетов». Критики религии часто упрекают христиан в корыстном служении Богу. Но является ли это действительностью для настоящих православных христиан?
...
Читать дальше »
|
Вы пишете мне решительно: «Я отъезжаю в среду».
Хотя бы прибавили Вы: если Бог велит.
Промысл Божий — это постоянное попечение Бога о Своих творениях — сохранение их и направление к добру, к благим целям. Это звезда, хранящая человека при его земной жизни. «Звезды усматриваются ночью на чистом небе; при наступлении дня они, оставаясь на своих местах, делаются неприметными по причине появившегося преимущественно света, развиваемого солнцем» (529-530).
...
Читать дальше »
|
«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36), – сказал Спаситель. А пробовал ли кто из нас посчитать, сколько вообще слов мы говорим, например, за час или за день? Вы не пытались? Я, признаться, тоже. Как-то неохота тратить время на такие пустяки, правда? А вот святые люди, оказывается, занимались этим. Такую священную арифметику я нашел в записках известного старца, духовника Псково-Печерского монастыря схиигумена Саввы (Остапенко).
...
Читать дальше »
| |