« 1 2 ... 22 23 24 25 26 27 28 »
Данная статья посвящена поиску главных критериев принятия Тела и Крови Христа в свете рассмотрения исцеления Господом десяти прокаженных, которое заставляет нас задуматься о ходе нашей жизни и пересмотреть свое отношение к Богу и окружающему миру, затрагивает важнейшие аспекты жизнедеятельности человечества.
Во-первых, здесь говорится о таком качестве, как благодарность.
Во-вторых, о том, насколько необходимо это качество.
В-третьих, освещается роль благодарности в нашей жизни,
И наконец, в-четвертых, показана разница между очищением и спасением.
Все эти темы раскрыты в нескольких рядках Священного Писания.
...
Читать дальше »
|
17 декабря по новому стилю Православная Церковь празднует день памяти святой великомученицы Варвары – одной из самых почитаемых в Церкви и в народе дев-мучениц.
Святой великомученице Варваре молятся о том, чтобы перед смертью удостоиться надлежащего христианского приготовления к кончине. В него входят Таинства Исповеди, Причастия Тела и Крови Христовых, Елеосвящения. Этот дар молиться за умирающих людей, чтобы они не были оставлены Причащения Святых Христовых Таин, святая вымолила у Бога еще при жизни перед самой своей мученической блаженной кончиной.
Вот как об этом повествуется в ее житии, написанном святителем Димитрием Ростовским: «Диоскор, жестокосердый отец Варвары, так ожесточен был от диавола, что не только не поскорбел, при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился даже быть ее палачом. Схватив свою дочь и держа в руке обнаженный меч, Диоскор повлек ее к месту казни, которое было назначено на одной горе, за городом, а один из воинов вел за ними святую Иулианию. Когда они шли, святая Варвара так молилась Богу:
...
Читать дальше »
|
Вся Литургия состоит из массы символов. И от того, как мы их понимаем, зависит наше восприятие богослужения.
Прежде чем начать толкование составляющих Литургии, нужно четко уяснить для себя православное понимание слова «символ». Есть разные интерпретации этого термина, но в этой статье мы будем исходить из понимания символа не только как связи с прошлым, как припоминания событий, совершенных Христом в Его земной жизни, но как окна в жизнь вечную, дающего возможность прикоснуться к духовной, нематериальной реальности. Исходя из этого, главная функция символа заключается не в том, чтобы изобразить, что предполагает отсутствие изображаемого, а в том, чтобы являть и приобщать к явленному через символ, приобщать верующих к символизирующей реальности.
...
Читать дальше »
|
Вспоминаются слова классика Александра Грибоедова из пьесы «Горе от ума»: «Читай не так, как пономарь; а с чувством, с толком, с расстановкой». Этот афоризм на несколько столетий стал причиной многих саркастических усмешек в интеллигентских кругах по поводу церковного чтения. Хотя на самом деле они не соответствуют истине и древним тысячелетним законам церковного чтения. И люди, требующие от церковного чтеца чувства, скорее обнаруживают незнание богослужебной жизни и законов богослужебного чтения.
В искусстве очень важны жанры, которые желательно не путать. Если говорить очень просто, то жанр – это определенный стиль, в котором сочинено произведение, характеризующееся определенной целью и средствами достижения этой цели. Цели в искусстве (тоже в самом примитивном смысле) всегда три: рассмешить, напугать, заставить плакать. Соответственно этому выбираются и художественные выразительные эмоциональные средства для этих целей. Вместе с талантом, разумом и трудами автора все это и составляет определенное произведение, написанное в том или ином стиле. Это касается и декламационного (риторского) искусства.
...
Читать дальше »
|
О должном понимании Устава и традиций.
– Андрей, самое главное Таинство в Церкви – это Таинство Евхаристии. Как часто можно приступать к нему?
– Современный православный богослов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) на вопрос о том, насколько часто нужно причащаться, однажды заметил: «Лично я поддерживаю частое причащение. Частое – но не легкомысленное или небрежное. Частое – но всегда с должной подготовкой». Что же в данном случае понимается под должной подготовкой?
Церковное Предание неоднократно говорит нам: сколько бы человек ни готовился, как бы он ни постился, все равно он не станет поистине достойным причастником Тела и Крови Христовых. Именно наш грех делает нас недостойными участниками сего Небесного Таинства. Но в то же время именно потому, что каждый из нас грешен, мы и должны причащаться как можно чаще, чтобы попытаться победить в себе свой грех. Грех, по словам преподобного Исаака Сирина, – это болезнь, и если мы хотим преодолеть в себе ту или иную болезнь, то должны как можно чаще прибегать к лекарствам, а главное лекарство против греха – это Евхаристия. Священномученик Ириней Лионский так и говорит: Евхаристия – это единственное лекарство Бессмертия, и в зависимости от того, как мы к нему прибегаем, таковым и будет наше бессмертие.
...
Читать дальше »
|
В терминологии слова «пономарь» и в развитии пономарства как церковного института произошли существенные изменения со времен апостольских.
Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.
Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.
...
Читать дальше »
|
Без веры в чудо невозможно быть истинным христианином.
Наверное, без веры в сверхъестественное, без веры в чудеса не может существовать ни одна религия. Христианство – тем более, ведь оно насквозь пропитано чудесами. К тому же христианство основано именно на вере в чудо, ведь, по очень меткому выражению одного современного богослова, колыбелью христианства является пустая гробница Христа. А значит, без веры в чудо невозможно быть истинным христианином.
Но в то же время, по словам известного философа Гегеля, удостоверение с помощью чудес – это лишь первый, случайный образ веры; подлинная же вера покоится в духе истины. Об этом говорят и святые отцы, утверждая, что вера, основанная на чудесах, не имеет в себе корня и является ложной. Христос творил чудеса только тогда, когда видел в глазах людей веру, а не просто желание увидеть сверхъестественное действие. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что чудеса нужны не для верующих, они нужны как некий толчок для тех, кто еще не уверовал.
...
Читать дальше »
|
“Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире” (1 Иоан. 4:1).
Предлагаем читателю три статьи на тему современных телецелителей и экстрасенсов. Эти статьи перепечатаны из “Троицкого Благовестника” (номер 21, издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990 года). В приложении приводим выписки из Священного Писания на эту тему.
...
Читать дальше »
|
С таким вопросом сталкивался каждый воцерковленный или воцерковляющийся родитель в дни новогодних праздников.
Кто принесет подарки моим детям, которые дома вместе с родителями прилежно шепчут молитвы, а в школе/садике/во дворе слышат от сверстников о дедушке с мешком в руках. В церковно-православной среде сложилось весьма неоднозначное мнение по данному поводу. Для одних Дед Мороз – чуть ли не Ангел, посредник, передающий подарки Всемилостивого детям, для других (а их с каждым годом все больше и больше) – языческий демон, отвлекающий от аскетических подвигов во время Рождественского поста, колдун-ведун, дохристианский, а следовательно, антихристианский персонаж, которого нельзя на расстояние пушечного выстрела подпускать к платочно-сарафанным православным деткам.
...
Читать дальше »
|
Что такое храм? Не Церковь в экклесиологическом духовно-богословском смысле, но храм как строение, сооружение, над которым архиереем или поставленным на то священником был совершен чин освящения.
Следуя словам Господа нашего Иисуса Христа: «Я есмь воскресение и жизнь…» (Ин. 11:25) – можно сказать, что только в Боге есть жизнь. Фактически только Он и есть истинная жизнь. Без Него все бы обратилось в ничто. Потому все творение – весь мир от рая до ада – пронизан Божественной благодатью. Даже в аду есть онтологическая благодать Божья, иначе он попросту не мог бы существовать. Но есть места, на которых благодать Всевышнего почивает особенно сильно – это рай, Царствие Небесное, и его проекция на земле – Церковь и Ее материальное вещественное выражение-символ – храм. Почему же здесь особенная Божья благодать?
...
Читать дальше »
|
Евангельская притча о талантах вызывает много вопросов. Неужели Господь по Своему милосердию не может простить того, кто зарыл свой талант? Разве Богу непременно нужна прибыль с Его даров? Почему «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29)?
Сказанное третьим рабом свидетельствует, что он осознавал неминуемость наказания: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле» (Мф. 25, 24—25). Однако само по себе это знание раба не беспокоило, пока он не предстал перед господином. До этого момента он нисколько не обременял себя заботами о приумножении принятого дара, жил праздно и свободно, а полученный талант лежал без применения в земле. В духовном плане это показывает человека, живущего только земными заботами, радостями, проблемами, удовольствиями, то есть он ограничивается исключительно временной жизнью и не вспоминает о своей вечной душе.
...
Читать дальше »
|
Если мы превратимся в фарисеев и законников, пойдут ли за нами наши дети.
Жизнью Церкви нужно жить. Нужно любить эту жизнь. И мало того, Православие – это жизнь. Не только механическое соблюдение обрядов, отстаивание Литургии с посматриванием на часы. Нет. Но сама жизнь. В первую очередь внутренняя жизнь души, сердца, а за ней и послушного тела. Прочитывая жития святых, часто встречаешь описания того, как они молились. Как пламенно! Как искренне, с жертвенностью, с самоотдачей, представляя себя пред взором живого невидимого Бога, кровоточа, пропуская через сердце каждое слово молитвы. Можно, к примеру, прочитать в житии святого праведного Алексия Бортсурманского о том, как он молился об умершем мальчике, чтобы тот воскрес. И он силой Божией воскрес!
Конечно же, нужно жить молитвенно в доме-святилище сердца своего и в доме Божием – храме.
...
Читать дальше »
| |