00:22 Вознесение Господне - 17 мая 2018 года | |||
Что такое ВознесениеВознесение Господне — это один из двенадцати двунадесятых праздников, которые посвящены ключевым событиям евангельской истории. Это переходящий праздник: его дата зависит от даты празднования Пасхи. Он принадлежит к числу так называемых господских праздников, то есть относящихся к Господу Иисусу Христу. В этот день мы вспоминаем события, произошедшие через сорок дней после того, как Иисус Христос был распят на кресте и воскрес. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11) Когда празднуется ВознесениеВознесение празднуется на сороковой день после Пасхи, Воскресения Христова, поэтому праздник всегда приходится на четверг. События ВознесенияВознесение Господне описано в Евангелии от Луки, Деяниях святых апостолов и, кратко, в окончании Евангелия от Марка. После событий Воскресения Иисус Христос несколько раз являлся апостолам и проповедовал Царствие Божие. Это было не видение, это был живой Учитель, из плоти и крови. Свидетельство того, что Спаситель действительно воскрес из мертвых и тем самым победил смерть. Явления Христа ученикам были своего рода подготовкой ко дню Пятидесятницы — когда Дух Святой сошел на них, чтобы они могли проповедовать Воскресшего Христа всему миру. Но это произойдет позже — через несколько дней после Вознесения, а пока Господь зовет апостолов в пригород Иерусалима — Вифанию. Там, на горе Елеон, они в последний раз видят Христа во плоти. Подняв руки, Он благословляет учеников и возносится на небо. В Деяниях святых апостолов написано, что во время Вознесения Спаситель был сокрыт облаком, после чего изумленным взорам явились «два мужа в белой одежде» — они возвестили грядущее Второе пришествие Христа: Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11) После этой удивительной — радостной — разлуки со Христом апостолы вернулись в столицу Израиля — Иерусалим. Именно там спустя несколько дней на них сошел Святой Дух. История празднования ВознесенияДо конца IV века Вознесение Господне и Пятидесятница были, по сути, единым праздником. Пятидесятницу отмечали не один день в году — это был целый период церковного календаря. Тертуллиан называл его «laetissimum spatium» — радостнейший период. Когда Пятидесятница стала самостоятельным праздником, отдельно стали отмечать и Вознесение. Первые упоминания об этом можно встретить у святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста. Фильм о празднике Вознесения ГосподняНа вершине Елеонской горы в часовни Вознесения находится христианская святыня, которую русские богомольцы всегда ласково называли "Стопочкой". Считается, что это отпечаток левой стопы Иисуса Христа, оставленный в момент Его Вознесения. Действительно ли это подлинный артефакт или символ появился в более позднее время? Почему на сороковой день после Воскресения Спасителя произошло Его Вознесение? И каков духовный смысл этого события? И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. Событие это почти невозможно осознать современному человеку. Поразило оно и учеников Иисуса Христа...
Особенности богослужения праздника Вознесения ГосподняПраздник продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу седьмой седмицы по Пасхе. От первого дня Пасхи до отдания Вознесения Господня облачения священнослужителей — белого цвета. Иконы Вознесения Господня
Народные традиции празднования ВознесенияЗа века христианства на Руси праздник Вознесения Господня в народном сознании вобрал в себя часть языческих и аграрных обычаев. Смена весны и лета, забота о будущем урожае, первые по-настоящему жаркие дни — все это переплелось с церковным смыслом праздника. Таким образом, некоторые народные обычаи получили церковное освящение и осмысление. Конечно, оставались и такие народные традиции, которые имели мало отношения к церковному смыслу праздника, но могут много рассказать об обиходе русских крестьян, их отношении к святому дню. Пасху на Руси еще называли Велик-днем, а Вознесение — Вознесеньев день. В сорок дней между Пасхой и Вознесением особо привечали нищих и больных людей. Запрещалось кидать мусор и плевать на улицу, потому что «можно попасть в Христа, приходящего к избам под видом нищих». Верили, что с Велик-дня до Вознесения открыты двери рая и ада: «отверзаются двери райские, разрешаются узы адские». Как считали в народе, доВознесения грешники в аду не только не мучаются, но и могут веселиться с праведниками: «С Велик-дня до Вознесенья — всему миру сведенье — и дедам, и внукам, и раю, и мукам». Поэтому Вознесение во многих деревнях считалось поминальным днем. На Вознесение пекли особые блины, которые называли «Божья окутка», «онучки», «Христовы лапотки». Их стряпали «Христу на дорожку». В некоторых областях хозяйки угощали домашних лепешками с творожной начинкой, края которых загибались и защипывались в виде ступенек — «рогушки» или «преснушки». Готовили мясные блюда, пекли пироги, приглашали гостей. Во многих местах был обычай ходить в Вознесеньев день в гости по родным и знакомым. Это в старину называлось «ходить на перепутье». Гости дарили хозяевам лесенки, испеченные из пшеничного теста на меду и с сахарными узорами.Эти традиции вполне соотносятся с церковным смыслом праздника. В то же время сохранялись и обычаи с явными отголосками язычества. Готовили поминальные хлебцы-лесенки из ржаного теста, которые, по поверью, могли помочь душам предков поскорее вознестись на небо. Эти хлебцы дети относили в поле, чтобы выше к небу тянулись рожь и лен, или на кладбище — в память об умерших. На Вознесение «водили колосок», вид хоровода. Парни и девушки становились в два ряда, лицом к лицу, и брались за руки — получался живой мост. По этому мосту из рук проходила маленькая девочка с венком на голове. Потом она становилась в хоровод, и по мосту шла другая. Так молодежь доходила от околицы до самого поля. Храм Вознесения Господня в КоломенскомХрам Вознесения в селе Коломенском – один из немногих сохранившихся в столице памятников эпохи Ивана Грозного. Находится в Южном административном округе Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм был построен в 1532 году по повелению Василия III. По легенде, поводом послужило рождение у царя долгожданного наследника — Ивана IV, будущего Грозного. Это первая шатровая церковь на Руси. Ее строительство положило начало уникальному храмовому стилю, который просуществовал до реформы Патриарха Никона в середине XVII века. Существует версия, что строили Вознесенский храм итальянские архитекторы, возможно, Петр Францизск Ганнибал, или, как его называли в России, Петрок Малый, который прибыл в Москву в 1528 году. В советские годы храм вместе с остальными памятниками Коломенского передали в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. Вновь освятили храм 8 декабря 2000 года. С 1994-го ему присвоили статус храма Патриаршего подворья. В 2007 году завершилась длительная реставрация церкви. Смысл ВознесенияПротоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади. В день Вознесения наш Господь Иисус Христос наставляет все человечество — и каждого из нас. И делает это через своих учеников — апостолов. Именно они стали свидетелями того, как Спаситель вознесся на небо спустя сорок дней после своего Воскресения. Когда Господь в течение сорока дней является своим ученикам после креста и Воскресения, он тем самым укрепляет их веру, дает им опору, надежду на грядущее Царствие Небесное. А Вознесением Господь как бы ставит точку в деле домостроительства нашего Спасения. Он как Человек, в своей человеческой телесности, возносится на Небо. Таким образом, Его подвиг искупления оканчивается – человек возврщен на Небо! Господь как бы ставит точку, но не оставляет апостолов, а значит и всех нас, одних. Христос говорит, что, если мы сердцем примем Вознесение, Он пошлет Духа Святого, который утешит нас. Это утешение — в празднике Пятидесятницы, который Церковь отмечает через несколько дней после Вознесения.
Молитвы Вознесению ГосподнюКаноны Вознесения написаны святым Иоанном Дамаскиным и святым Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат святому Роману Сладкопевцу. Тропарь Вознесения Господняглас 4 Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота): Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.
Кондак Вознесения Господняглас 6 Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы. Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота): Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я – с вами и никто – против вас!»
ВеличаниеВеличаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем еже на Небеса/ с пречистою Твоею Плотию// Божественное вознесение. Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота): Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение. Канон Вознесению ГосподнюТропарь, глас 4-й Песнь 1 Ирмос: Спасителю Богу в мори люди немокрыми ногами наставльшему, и фараона со всевоинством потопльшему, Тому Единому поим, яко прославися. Песнь 3 Ирмос: Силою Креста Твоего Христе, утверди мое помышление, во еже пети и славити спасительное Твое Вознесение. Седален, глас 8-й Песнь 4 Ирмос: Услышах слух силы Креста, яко рай отверзеся им, и возопих: слава силе Твоей, Господи. Песнь 5 Ирмос: Утренююще вопием Ти, Господи, спаси ны: Ты бо еси Бог наш, разве бо Тебе иного не знаем. Песнь 6 Ирмос: Обыде мя бездна, гроб мне кит бысть, аз же возопих к Тебе Человеколюбцу, и спасе мя десница Твоя, Господи. Песнь 7 Ирмос: В пещи огненней песнословцы спасый отроки, благословен Бог отец наших. Песнь 8 Ирмос: Из Отца прежде век рожденнаго Сына, и Бога, и в последняя лета воплощеннаго от Девы Матере, священницы пойте, людие превозносите во вся веки. Песнь 9 Ирмос: Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем.
КИКТЕНКО Елизавета
Рекомендовано для использования на уроках ОПК. foma.ruДругие статьи о празднике Вознесения читайте в рубрике Вознесение | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |