Главная » Душеполезные чтения на каждый день » День святителя и чудотворца Николая. Душеполезные чтения на каждый день.

12:03
День святителя и чудотворца Николая. Душеполезные чтения на каждый день.

Святитель и чудотворец Николай

 

Уроки из его жизни: он является образцом исполнителя обязанностей христианина в отношении к Богу, ближним и самому себе

 

I. Святитель Николай чудотворец осуществил в своей жизни все главнейшие обязанности к Богу, ближним и самому себе, научая и нас исполнять эти обязанности по мере наших сил и при помощи данной каждому благодати Божией.
 
II. а) В отношении к Богу он был глубоко верующим христианином и считается Церковью образцом веры.
 
Касательно веры люди подвергаются, большею частью, двум недостаткам.
 
Одни, будучи надменны своим умом, предаются излишним умствованиям, и чрез то впадают в ереси и расколы, отделяющие их от всеобщего союза верующих; другие, почитая чистоту веры совершенством – или недоступным, или маловажным, совсем не заботятся о том, так ли они веруют, как должно. Заблуждения различные, но равно предосудительные для истинного христианина! Ибо для чего святая вера низошла с небес и вселилась между человеками? Озарить разум светом боговедения, воспламенить сердце любовью к добродетели, укротить страсти, уничтожить или облегчить бедствия человечества: вот цель ее! И что пользы от суетных мудрований о вере? Они излишни, ибо предмет превышает разум; вредны, ибо ведут к разномыслию и вражде. С другой стороны, нерадеть о чистоте веры – значит пренебрегать самой верой. Мы стараемся сохранять неизменными многие предания человеческие; есть люди, которые всю жизнь посвящают на то, дабы знать, что и когда случилось: как же нам быть равнодушными к чистоте той веры, от коей зависит наше вечное спасение? 
 
Св. Николай в том и другом отношении преподает нам, братия, превосходное правило веры, ибо его вера была проста и вместе чиста и ревностна.
 
О, если бы все, исповедующие имя Христово, неуклонно следовали этому правилу! Если бы все мнимые ревнители православия приобрели ту простоту веры, коею одушевлен был св. Николай! Тогда Церковь не была бы терзаема собственными ее чадами, пагубное искусство состязания осталось бы долею земной мудрости; св. вера являлась бы в собственном своем виде, и давно исполнилось бы моление Церкви о соединении всех христиан узами единоверия и любви.
 
б) Святитель и чудотворец Николай ознаменовал свое отношение к людям рядом великих дел благотворения. Святой Николай, как ублажает его Церковь, был море чудес, которые, несмотря на многообразность их, все состояли в благотворении. Смотрите! Там он спасает от тяжкого рабства плененных; здесь пропитывает во время голода отчаянных; в одном месте возвращает погибших младенцев матерям безутешным; в другом избавляет от позорной смерти осужденных невинно; то предупреждает преступления, которыми угрожает нищета, то неожиданно награждает ослабевающее усердие к благочестию.
 
Образ благотворений святителя Николая был, если можно так сказать, утешительнее самых благотворений. Подражая ему, мы превзошли бы всех благотворителей, научились бы делать добро ближнему так, чтобы не знала шуйца, что творить десница, – ибо облагодетельствованные св. Николаем часто потому только узнавали имя своего благотворителя, что от него одного можно было ожидать подобных благодеяний; научились бы быть защитниками невинных, несмотря ни на какое могущество их гонителей, – ибо св. Николай не смотрел на лица, спасая от смерти и тех, кои подпали гневу цареву; научились бы изливать щедроты свои так, чтоб они, облегчая нужды телесные, служили в то же время к отвращению или прекращению преступлений, ибо св. Николай там особенно простирал руку помощи, где скудная непорочность сражалась с многообещающим развратом; научились бы наконец, не ограничивать своих благодеяний одними ближними, знаемыми, и даже единоверцами – ибо св. Николай не оставлял без помощи и тех, кои не знали имени Христова.
 
Таким образом, св. Николай был избраннейшим сосудом не только любви к Богу – своею ревностью по вере, но и любви к ближнему – своими благодеяниями бедствующим.
 
в) Но кто хочет быть истинным органом любви к Богу и ближнему, тот должен прежде всего очистить сердце свое от страстей, возыметь господство над самим собою, словом, быть внимательным к обязанностям по отношению к душе своей. Св. Николай и в этом отношении преподает нам урок спасительный.
 
В чем должно состоять совершенство человека в отношении к самому себе? Как существо, наклонное к злу и окруженное соблазнами, он имеет особенную нужду в воздержании; как существо, предназначенное к совершенству, достигаемому не собственными силами, а действием благодати Божией, он должен приобретать смирение. Воздержанием укрощается чувственность и очищается дух; смирением приобретаются и сохраняются дары духовные.
 
После этого, в чем бы мы ни поставляли воздержание, св. Николай есть самый лучший учитель воздержанию. Сократим ли добродетель эту в ограничение потребностей телесных, в отречение от удовольствий чувственных, в нестяжание благ земных? Свойства эти сами собою представляются в нашем святителе. Как мало должно быть потребностей телесных в том, кто вел жизнь равноангельскую! Как далеки должны быть удовольствия чувств от того, кто не знал другого наслаждения, кроме благотворительности! А о нестяжании и говорить нечего. Гонения лишали всего, но ничего не могли лишить святителя Николая, ибо он, в самом начале своего пресвитерства, роздал все свое имение бедным. Потребуем ли от учителя воздержания необыкновенных подвигов умеренности и самоотвержения, – и в них нет недостатка: св. Николай, как повествует предание, наблюдал уже различие в яствах в таком возрасте, когда другие не знают еще, что такое яства.
 
Что сказать о смирении святителя Николая? Если бы мы не видели, что он преимущественно за свое смирение был избран в пастыри Мирликийской церкви, что смирение отличало его между отцами Никейского Собора, который был собором смирения, что смирение заставляло св. Николая сокрывать свои благодеяния и дарования духовные под видом простоты; если бы, говорю, нам ничего не было известно об этих подвигах его смирения: то слава небесная, коею Господь возвеличил Своего праведника, не должна ли вразумить нас, что святитель Николай был не только кроток, но и смирен сердцем?
 
III. Святителю Христов Николае! Ты неисчерпаемое чудес и благотворений море; но мы просим у тебя только трех даров: соделай молитвами твоими, да неуклонно следуем правилу веры, тобою преподанному, неленостно подражаем образу любви и смирения и не забываем уроков воздержания, коего ты был и есть для всех нас и учитель, в пример наилучший. Аминь. (Составлено прот. Г. Дьяченко по проповедям Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, т. II и др. источникам).

 

Святитель и чудотворец Николай
Поучение 2-е.
(Какая милостыня сильна исходатайствовать нам помилование у Бога?)

 
I. Святитель Николай, день памяти коего славно празднуется ныне, среди других христианских добродетелей отличался милосердием и состраданием к бедным и несчастным. Хотя милосердие к бедным есть царица добродетелей и может нам открыть врата Царствия Божия, во не всегда, а при соблюдении известных условий. Поэтому в день памяти этого великого угодника Божия прилично будет побеседовать о том, какая милостыня сильна исходатайствовать нам помилование у Бога и вечное блаженство на небе.
 
II. а) Доставить блаженство, исходатайствовать у Бога помилование благотворителю сильна милостыня, творимая, по примеру Отца Небесного, всем нуждающимся в ней без всякого разбора.Будьте милосерды как и Отец ваш милосерд. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных, Он благ и к неблагодарным и злым, заповедует нам Спаситель (Мф. 5, 45; Лк. 6, 35–36). Наш долг – подавать руку помощи всякому нуждающемуся в ней, снабжать каждого именем Христовым просящего милостыни, будет ли то человек, облеченный в богатое одеяние или покрытый рубищем, человек с крепкими силами или немощный, соотечественник или чужестранный, иноверец или единоверный, признательный к благодеяниям или неблагодарный, зазорного поведения или честной жизни. Не наше дело разбирать, стоит ли милостыни нищий или нет. Нам заповедано от всещедрого подателя всех благ, Бога: всякому просящему у тебя давай (Лк. 6, 30). Значит, и должны мы подавать милостыню всем. Не следует нам удерживать руку свою от благотворения потому, что испытали или предвидели неблагодарность. Вспомним Спасителя нашего, Который, хотя предвидел, что из десяти прокаженных, исцеленных Им, один только возвратится поблагодарить Его, несмотря на то, явил милость Свою одинаково всем десяти прокаженным. "Добрая душа благотворит ближнему, и не только неблагодарность его переносит великодушно, но и с терпением принимает от него оскорбительное", – учит один подвижник. Итак, братия, покровительствуйте всем без изъятия, кто бы ни прибегал под кров ваш; всякого алчущего напитайте, жаждущего напойте, нагого оденьте, странника введите в дом, сироту и вдовицу заступите, – и тогда надежда ваша на получение Царства Небесного не будет напрасна.
 
б) Для большего упрочения надежды на получение Царства Небесного требуется, при всеобщности благотворения, и сокровенность благотворения. Надобно подавать милостыню, сколько возможно, тайно. Эта предосторожность необходима для избежания суетной славы человеческой. Тщеславия всегда убегать должно, а особенно при подаянии милостыни. Милостыня, зараженная сею болезнью, не есть уже дело милосердия, но хвастовство и жестокосердие. "Когда ты подаешь милостыню не из милосердия, но для того, чтобы показать себя, тогда она не только не есть милостыня, но даже обида, потому что этим ты публично осмеиваешь брата своего", – учит свт. Иоанн Златоуст. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам, они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно, – говорит небесный Учитель Христос (Мф. 6, 1–4). Ублажаемый ныне Церковью, святитель Николай всячески старался оградить все свои благодеяния таинственностью и сокровенностью.
 
в) Последней принадлежностью милостыни, сильной доставить блаженство благотворителю, есть подаяние ее с охотою, с сердечным участием, с веселым лицом, при всех обстоятельствах жизни. Милостыня состоит не в том, чтобы только давать деньги, но чтобы давать с христианским чувством милосердия. Только та милостыня истинная, которая подается с радостью. Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрыми словами утешь скорбь его", – убеждают свт. Иоанн Златоуст и св. Исаак Сирин. "Давать охотно значит больше, чем давать много", – говорит блаж. Августин. (См. Проповеди, приложенные к "Руководству для сельских пастырей" 1891 г., декабрь).
 
III. Итак, вот какова должна быть милостыня, за которую мы могли бы получить от Судии Бога помилование, удостоиться Царства Небесного и блаженства вечного! Она должна быть оказываема всем без изъятия нуждающимся в ней, – творима не на показ людям, а тайно от всех, не ради признательности и похвал как от облагодетельствованных, так и от посторонних, а из послушания и подражания всеобщему Отцу небесному, по христианской любви к нищим, как братиям Христовым и нашим, – должна быть подаваема с полным радушием и охотно, а не с огорчением и притворством (2 Кор. 9, 7). (Составлено прот. Г. Дьяченко по указанным источникам).

 

Свт. Николай чудотворец
Поучение 3-е.
(Разбор возражений против подаяния милостыни нищим)

 
I. Сегодня мы, братия, поминаем наставника нашего, святителя Христова – Николая. В жизни своей он явил много высоких подвигов веры и благочестия для нашего подражания. Но в венце его добродетелей красуется одна великая добродетель, которая служит краеугольным камнем, началом, средоточием и концом всей деятельности, всех чудотворений, какие только являл этот святитель в жизни, являл и не престает являть и по своей блаженной кончине. Если он избавляет от неповинной смерти трех воевод, спасает корабль от потопления, подает тайно несчастному семейству три узельца злата; если он вообще является "алчущих кормитель, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врач, по морю плавающих управитель, пленников свободитель, вдов и сирот питатель и заступник, нищих и убогих изобильное богатство" (молитва, акафист свт. Николаю): то что все это, как не одна великая добродетель – милосердия, сострадания, благотворительности к несчастным. Св. Церковь выражает это, когда говорит о святителе Николае, что он "отнимал всяку слезу от лица люте страждущих" (акафист свт. Николаю, кондак 3).
 
II. Подражаем ли мы, братия, этой высокой добродетели нашего св. наставника? Все ли общественные раны заживлены, все ли насущные потребности всех и каждого удовлетворены, все ли скорби бедности утолены, все ли слезы нищеты и убожества осушены? Ах, сколько еще до сих пор есть Лазарей и открыто лежащих у врат богатых, и таких, которые копати не могут и просити стыдятся! (Лк. 16, 3). Об этих людях если и говорят иногда серьезно в наше время, то только о том, как бы сделать так, чтобы их не было. Желание прекрасное… но достаточно ль его одного для облегчения горькой судьбы несчастных? Когда горит дом, мало только рассуждать о том, какие бы средства предпринять против пожаров вообще, подобное рассуждение в настоящем случае ничего не поможет, теперь надобно самым делом тушить огонь, а после уже, если угодно, можно и порассудить. Равным образом, когда пред нами нищета во всей ее ужасающей наготе, недостаточно для ее облегчения, если мы станем только составлять планы, как бы ее уничтожить; этим планам место в будущем, – в настоящую минуту она требует от нас деятельной, живой помощи. Голода и жажды, холода и стужи не уймешь никаким, самым глубоким соображением, если не дать страждущему от них пищи и пития, одежды и крова. Большею же частью, против этих людей, – и в наше время, преимущественно хвалящееся своим человеколюбием, слышатся отовсюду старые вопли и возгласы, в силу которых выходит, что нищие скорее достойны презрения, чем сострадания и помощи.
 
а) Говорят: "нищие – бродяги, не хотящие ничего делать и обольщающиеся легким способом добывать себе пропитание". Но, во-первых, не все таковы: стоит только открыть глаза, чтобы видеть, сколько из этих несчастных выставляет на вид свои изуродованные члены, свидетельствующие о их неспособности к телесным трудам. Во-вторых, если и есть такие нищие, то вдумывались ли мы когда-нибудь, отчего они таковы? Действительно ли они не хотят ничего делать? Для того, чтобы собственными трудами снискивать себе пропитание, недостаточно только иметь целые и правильные члены тела: для этого надобно иметь еще здоровье и крепость духа и тела, надобно иметь поприще для деятельности. Но всего-то этого и нет у тех нищих, которых мы называем бродягами. Вот, у престарелой вдовы несправедливость людская или же просто какой-нибудь особенный случай отняли последнего, единственного сына, опору ее старости, и она должна умереть с голоду; вот, целый дом сирот, оставшихся, почти в младенчестве, совершенно одинокими: куда деваться, что делать этим несчастным, как только ходить по миру и испрашивать подаяние? Заняться чем-нибудь другим они сами не имеют, а другие и не дают им никакой возможности.
 
б) "Нищета, – говорят, – часто бывает следствием бурной, распутной жизни". Правда. Но что из этого? Ужели мы будем жестокосерды, что на подобную нищету будем смотреть злорадно и мстить ей своим невниманием, безучастием, презрением, упреками? Ах, если бы мы внимательнее бдели над собою, мы никогда не дошли бы до горделивого сознания нашего нравственного превосходства пред нищим такого рода; мы открыли бы в сердце нашем те же самые страсти, нередко на самой высокой степени развития, какие погубили этого человека, – мы сознали бы, что только особенные внешние обстоятельства, особенные условия нашей жизни, а чаще всего одна благодать Божия не попустила и нашим страстям прорастить горький плод нищенства. Умри наши родители гораздо раньше, не получи мы никакого образования, не случись нам добрые наставники, не встреться мы в жизни с таким-то лицом, которое своей отеческой любовью сдержало неразумные порывы юной души нашей, – кто знает? Может быть, и мы с тобою расточили бы имение свое блудно с любодейцами, может быть, и мы вынуждены были бы пасти свиней и насыщаться их рожцами, – может быть, и нам с тобою пришлось бы таскаться по миру с нищенской сумою. За что же презирать, за что же наказывать этого несчастного, который возрос среди других обстоятельств, под другими условиями жизни, который не встретил впору сердца любящего и согревающего, не встретил ума руководящего и наставляющего, не нашел руки охраняющей и сдерживающей; который слишком рано сознал себя разнузданным во всех отношениях, почувствовал себя на опасном просторе и, естественно, пустился на все четыре стороны? Он и без нас уже тяжело наказан. Эта сума, которую он носит на плечах, есть только слабый знак той тяжелой туги, которую он носит в сердце. Позднее, бесплодное сожаление о прошедшем, мучение уцеломудрившейся совести, сознание, что он сам виновник своего горя, стыд прямо смотреть в глаза добрым людям, безнадежность в будущем, – вот что не дает душе его мира и покоя, вот что преследует и мучит его день и ночь. Зачем же прилагать к его ранам новые? Сострадания, одного сострадания, и притом деятельного, он требует от нас…
 
в) Так, говорим, мы рассуждали бы, так поступали бы… Но так ли рассуждаем, так ли поступаем теперь? Весьма часто приходится слышать: "я с удовольствием дал бы этому нищему, но знаю, что он сейчас же пропьет мое подаяние". Нечего и говорить о том, как безосновательно бывает нередко подобное опасение: его часто повторяют о таких нищих, которых видят первый раз в жизни. Но если бы и в самом деле было так, оправдывает ли это ваше немилосердие? Наше дело – только дать просящему, а как он воспользуется нашим подаянием, – это уж его дело: если мы дадим ему, мы окажем свое милосердие, – если откажем ему, мы явим только свое немилосердие.
 
г) Некоторые рассуждают так: "зачем подавать милостыню? Нищих она не обогащает, а для подающего – довольно ощутительна. Нищие все-таки остаются нищими и после подаяния, и по-прежнему продолжают просить; если дать им хоть немного, то для меня все же выйдет много, – притом дай им сегодня, а завтра они опять придут просить: так лучше уже совсем не давать". Что скажем против этого возражения? По-нашему, оно не стоит и ответа. Оно имело бы какой-нибудь смысл тогда, если бы наши благотворения действительно были значительны. Мы указали бы, в таком случае, сомневающемуся благотворителю на слова Писания и на священно-исторические опыты, которые свидетельствуют, что, чем более человек благотворит другим, тем более Бог благословляет и ущедряет его Своими благами и никогда не оставляет его и даже не попускает потомству его просить хлеба. Но если наши благодеяния ограничиваются только определенным числом калек, состоят в подаянии им нескольких мелких монет и изношенных одежд, и совершаются только в некоторые особенные дни, почему-либо важные и замечательные для нас, то подобное возражение в устах наших изобличает только жестокость сердца нашего по отношению к ближним и слепую, преступную страсть его к корысти.
 
д) "Мы люди семейные, – говорят весьма многие, – у нас свои дети, у нас множество домашних расходов. Мы и желали бы благодетельствовать бедным, но что делать, когда нет у нас на это средств и возможности?"
 
Предлог благовидный, но лишенный истины. Нам кажется, что никакое общественное положение не освобождает нас от исполнения обязанностей христианской любви и милосердия; кажется также, что нет такого состояния, кроме нищенского, в котором не было бы никакой возможности, хоть чем-нибудь и сколько-нибудь, помогать другому. А если бы мы отрешились от множества изысканных нужд и неестественных потребностей, которые рождают суетность, тщеславие, роскошь, желание блеснуть и выказаться пред другими, ложный стыд отстать от высших и богатейших нас лиц, если бы мы научились строго различать, что существенно необходимо для жизни и что составляет ее роскошь, – о! мы увидели бы тогда, что у нас много, много средств благотворения… Если же в самом деле средства нашей жизни так ограничены, что мы имеем только необходимое, то все же у нас есть дом, в котором всегда почти можно найти лишний кусок хлеба, лишнюю, пожалуй и ветхую одежду, значит, мы все-таки имеем возможность напитать алчущего, одеть нагого, дать кров бесприютному. Наконец, пусть мы не имеем и этого, все-таки мы можем хоть напоить единого от братий сих чашею студеной воды, можем с братским сочувствием поговорить с ним, и этим хоть несколько облегчить его горе, хоть слабое утешение пролить в его душу.
 
Много еще случается слышать разных отговорок от нищелюбия и благотворительности; но если перевести их на истинный язык, то все они будут значить вот что: "я не хочу благодетельствовать: мне жаль лишиться в пользу другого хотя бы лишнего куска хлеба, хотя бы то самой мелкой монеты, только никак не жаль этого ленивца, этого бродяги и пьяницы, т. е. этого нищего – несчастного брата моего".
 
Впрочем, если бы мы были проникнуты истинною христианскою любовью и смотрели на все с ее точки зрения, подобные возгласы против нищих и убогих не слышались бы из уст наших. Мы рассуждали бы так: во-первых, этот нищий такой же человек, как и я; во вторых, он – христианин, меньший брат Христа Спасителя, сын и наследник Божий, за него, так же как и за меня, пролита на Кресте бездонная кровь, – ему, так же как и мне, дарованы благодатные средства духовной жизни, мы с ним во едино тело крестихомся, единым Духом напоихомся (1 Кор. 12, 13), от единаго хлеба причащаемся (1 Кор. 10, 17), – ему, так же как и мне, обещано и уготовано вечное блаженство в дому Отца нашего Небесного; далее – в его лице предстоит и приемлет милостыню Сам Христос и, милуяй его, я даю взаим Богу(Притч. 19, 17); наконец, все, что я имею, – не мое, не от меня и не для меня, а Божие, от Бога и для славы Божией, – я только распорядитель, только временный приставник даров Божиих, изливаемых для всех и каждого, – следовательно, всякое присвоение их исключительно себе есть не что иное, как духовное святотатство, за которое я должен буду строго поплатиться, когда небесный Домовладыка потребует от меня отчета в употреблении вверенного мне. Рассуждая таким образом, мы не различали бы между нищими достойных и недостойных нашего благотворения; напротив, мы с радостью спешили бы, не пропустили бы ни одного случая подать помощь, оказать милость там, где ее требуют, где в ней нуждаются, не входя в расспросы и исследования: кто этот бедняк, отчего он сделался таким и т. п. Святое дело благотворения сделалось бы насущною потребностью, чистейшим наслаждением, жизненною стихиею нашего сердца, так что мы считали бы себя несчастными, если бы или не имели возможности оказать в известном случае благодеяние, или же наше благодеяние почему-нибудь не было принято.
 
III. Возлюбленные во Христе братия! Для нас, согрешающих много на всякий час, боящихся строгих подвигов подвижничества христианского и, большею частью, иждивающих все житие в рассеянности, милостыня – самое легкое и удобное, чтобы не сказать единственное, средство спасения. Мы даже думаем, что Премудрый и Всеблагий для того и благоволил одним из нас быть нищими, чтобы другим дать случай, чрез оказываемые им благодеяния, очищать свои грехи и скорее и удобнее достигать спасения. Поэтому, мы всегда имеем и, кажется, несмотря на современные старания, всегда будем иметь нищия с собою (Мф. 26, 11): они еще более нужны для нас, чем мы для них. Воспользуемся же этим даром милости Божией: дадим милостыню и се нам вся чиста будут (Лк. 11, 41): сотворим себе други от мамоны неправды, и егда оскудеем от жизни сей, они приимут нас в вечные кровы; будем делать дела милосердия, дондеже день есть, приидет нощь, – и для многих из нас очень скоро, – егда уже никтоже может делати (Ин. 3, 4), хотя бы и желал. Аминь. (Составлено по "Сборнику слов, поучений, бесед и речей" Августина, епископа Екатеринославского).
читайте также:

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Душеполезные чтения на каждый день | Просмотров: 650 | Добавил: Православие | Теги: Николай Чудотворец, Никола Осенний, 19 декабря, день Николая, Никола зимний, День святителя и чудотворца Николая, 19 декабря 2015 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar