Главная » Душеполезные чтения на каждый день » День святителя и чудотворца Николая. Душеполезные чтения на каждый день. (продолжение)

12:01
День святителя и чудотворца Николая. Душеполезные чтения на каждый день. (продолжение)

Святитель и чудотворец Николай

Поучение 4-е.

 

Назидательные уроки для нас, извлекаемые из жития святителя и чудотворца Николая: ревность по вере и милосердие к страждущим

 
I. Заповедь св. ап. Павла поминать наставников, проповедовавших слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражать вере их (Евр. 13, 7) и самое торжество св. Церкви в честь святителя и чудотворца Николая побуждают нас, возлюбленные братия, привести себе на память богоугодную жизнь и дивные деяния великого угодника Божия, мирликийского чудотворца, дабы найти себе в них поучительные уроки и примеры для подражания. Такое воспоминание жизни святителя будет лучшим началом и продолжением праздника нашего.
 
II. Святитель Николай, по замечанию его священного жизнеописателя, был зерцалом всех добрых дел для духовного стада своего и служил, по апостолу, для верных образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в чистоте (1 Тим. 4, 12). Особенными же добродетелями, коими главным образом угодил Богу ублажаемый нами праведник, были его пламенная ревность по православной вере Христовой и милосердие к страждущим собратиям. 
 
а) В это тягостное для Церкви Христовой время, когда язычество, предчувствуя свой конец, напрягало все свои усилия к тому, чтобы поразить христианство, и разражалось ужасными гонениями на верующих в распятого и воскресшего Христа Спасителя, святитель Николай неусыпно бодрствовал на страже вверенной его охранению паствы. Своей горячей преданностью православной вере Христовой и непоколебимой твердостью в ней он возбуждал в христианах мужество к великодушному, радостному перенесению мучений и смерти за имя Христово, утешал павших под ударами меча своим сильным словом. Враги христианства за твердую, безбоязненную и неусыпную ревность по святой вере заключили святителя в темницу, но и узы темничные не сковывают его богоглаголивых уст: и в темнице, среди ужасов поношений, угроз, истязаний, мучений, голода и смерти угодник Божий безбоязненно проповедует Евангелие, несмотря на все препятствия, которые поставляли ему ненавистники истины и добра, исчадия диавола.
 
Когда миновала внешняя опасность для Церкви со стороны язычников, явился внутренний враг стада Христова в лице александрийского пресвитера Ария, осмелившегося отвергать Божество Господа Иисуса Христа, Его единосущие с Богом Отцом и низводить, таким образом, Сына Божия в ряд сотворенных существ. Для опровержения и уничтожения этого лжеучения созван был в г. Никее вселенский Собор, на котором богохульный еретик, невзирая на все опровержения и возражения со стороны отцов Церкви, смело и дерзко оскорблял святые убеждения их. Воспламенилась тогда ревность мирликийского архипастыря по чистой, совершенной, истинно православной вере и благочестию; проникнутый полным, справедливым негодованием к дерзкому ересеначальнику, угодник Божий посрамил его пред всем собранием ударением в ланиту. И такой поступок св. Николая, показавшийся необычным для целого сонма отцов, присутствовавших на соборе, был чудесно оправдан на суде Божием: в откровении от Бога, бывшем некоторым отцам, Сам Господь Иисус Христос вручил святителю Николаю Евангелие, а Матерь Божия возложила на него омофор. Итак, первое, что удивляет нас в жизни святителя Николая, это сила его веры, с какою он благовествовал слово Божие и обличал дерзкого еретика.
 
б) Другая особенно замечательная добродетельная черта жизни празднуемого нами угодника Божия – это его сострадание и милосердие к бедствующим людям.

 

Вся жизнь святителя Николая протекла в подвигах милосердия. Раздавши бедным в начале своего пресвитерства все свое имущество, св. Николай не переставал быть милосердым отцом, скорым помощником бедным в течение всего своего святительства, не перестал быть таковым и по блаженной кончине своей, по переселении в райские обители Отца Небесного. И кто в состоянии исчислить все чудные деяния и опыты небесного ходатайства и помощи страждущим людям, совершенные великим святителем в течение многих веков? "Если бы, – вынужден был сказать в заключение своего посильного труда описатель жития святителя Николая, – если бы я подробно стал повествовать о делах милосердия святителя, о том, какие он оказывал щедроты нуждающимся, сколько алчущих напитал, нагих одел, сколько от заимодавцев выкупил, то у меня и времени недостало бы для этого". "Многие великие и преславные чудеса совершил угодник Божий на море и суше, – замечает жизнеописатель в другом месте о святителе Николае, – он помогал находившимся в бедах, спасал от потопления, исхищал от плена, избавлял от уз в темнице, освобождал от меча и смерти, подавал слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и крайней нищете страждущих обогатил, и всякому во всякой нужде являлся готовым помощником, теплым заступником и скорым предстателем и защитником; и ныне также призывающим его помогает и избавляет их от бед". Потому-то и святая Церковь, ублажая святителя Николая за его чудодейственную благотворную помощь в разных странах и среди разных народов, воспевает: "Кий град, блаженне, не имеет тебе помощника? Кая ли душа не призывает твоего имене? Или коего места не присещаеши духом, твоими чудесы удивляя вся, Николае" (Канон, песнь 3)?
 
III. Не останемся, братия, одними праздными созерцателями дивных свойств жизни чествуемого нами угодника Божия. Наш долг, по завещанию св. апостола, подражать жизни святых своих наставников в вере и благочестии: их высокие добродетельные качества и действия поставлять для себя образцами и сообразоваться с ними в своей жизни и деятельности.
 
а) Будем подражать св. Николаю в его пламенной ревности по св. вере Христовой! Если наша общественная жизнь не представляет, по-видимому, таких случаев к проявлению твердости и ревности по св. вере Христовой, как это было в век святителя Николая – во время внешней борьбы христианства с язычеством: то она представляет нам иные поводы к засвидетельствованию нашей ревности по православной вере, твердости и непоколебимости наших истинно-религиозных убеждений. С одной стороны, наш век отличается легкомысленным, слабодушным маловерием и убийственной холодностью к вере; с другой, в наши дни самозванные учители, прикрываясь мнимой ревностью об истинном благочестии, отвергают евангельские истины и уставы матери нашей – православной Церкви, уловляют лестью простые души в сети диавола и творят их еще в здешней жизни чадами геенны, сугубейшими себя. Не должны ли и мы потому желать и молиться, чтобы огонь пламенной ревности святителя мирликийского согревал и наши охладевшие сердца, чтобы этот священный огонь попалил все терние маловерия и суемудрия человеческого, воспламенял в нас любовь к прославлению имени Божия и своему спасению?.. Долг всякого искренно верующего христианина, в каком бы звании и состоянии он ни находился, не только самому быть твердо убежденным в вере, а и заботиться о вере православной об ее распространении, охранении и умножении, о вразумлении людей неверных и легковерных. И кто не имеет ревности по вере православной, тот не искренний последователь Спасителя; кто не защищает своей православной веры, не оберегает чести своих пастырей, тот не брат своих ближних, желающий им добра истинного. Припомним, братия, что вещает нам касательно исповедания веры Сам небесный Учитель, Господь наш Иисус Христос: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим небесным (Мф. 10, 32); а кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами (Мк. 8, 38). "Ужели, – поучает вселенский учитель, – святитель Златоуст, тех, которые не считают своей обязанностью помышлять о душевном спасении ближних, – ужели ты не поднимешь овча своего соседа, пораженное, лежащее на пути, не скажешь о нем соседу? Менее ли стоит внимания душа твоего ближнего, когда бы ты увидал ее пораженной или заблудшей? Пламень объял дом твоего согражданина, и ты не можешь равнодушно взирать на это бедствие: почему ж нимало не трогает твоего сердца состояние другого, когда он в пламени страстей? Если захотите, то вы больше, чем мы, можете исправлять друг друга; вы больше друг с другом находитесь, больше, чем мы, знаете друг друга". (На пос. к Евр., беседа 10).
 
б) Станем подражать также и неистощимой – живой, благотворной любви святителя Николая к страждущему роду человеческому. Мы не заслужили у Господа какого-либо чудесного дара, посредством коего могли бы благотворить своим ближним, но мы можем все каким-либо способом пособлять несчастным ближним, требующим от нас руки помощи: можем алчущего напитать, жаждущего напоить, нагого одеть, поддержать невинного страдальца, утешить скорбящего, ободрить человека в его тяжелых обстоятельствах… Будем же пользоваться этою возможностью – Господь приемлет и лепту вдовицы паче многих сокровищ, награждает и за чашу холодной воды, поданной во имя Его, с усердием. Будем, братия, помнить, что если у кого из нас – духовного или мирянина – есть все добродетели, а нет любви, милосердия, сострадания, миролюбия, напротив – есть ненависть, злоба, жестокость сердца, злорадование несчастиям ближнего, дух вражды и тайной и явной, то все его добродетели – ничто, и он будет не сыном и наследником Царствия Божия, а, напротив, осудится на вечные муки, если не покается и не исправится. (Составлено с дополнениями по проповедям, приложенным к "Руководству для сельских пастырей" за 1891 г., декабрь).

 

Святитель Николай чудотворец
Поучение 5-е.
(О праздновании воскресных и праздничных дней по указанию слова Божия и Церкви)

 
I. Святитель Николай, ныне прославляемый св. Церковью, был примером веры, образцом кротости и учителем воздержания и прочих христианских добродетелей. Из жизнеописаний его известно, что, проводя святую и богоугодную жизнь во все дни, он особенно святил воскресные и праздничные дни сугубою молитвою дома и в храме и сугубыми делами христианского милосердия ко всем бедным и несчастным. Таким образом, этот великий угодник Божий, как и прочие святые, является обличителем тех, кои нарушают покой воскресных и праздничных дней и не только их не проводят по-христиански в молитве, в делах благотворения и в отдыхе от обычных дел житейской суеты, но еще стараются оскорбить их разными нечистыми удовольствиями, неприличными даже и простым дням. (См. Четьи Минеи, 6 декабря).
 
II. Мы не колеблясь скажем, что среди жизни христиан есть пробел, плачевные последствия коего недостаточно принимаются к сведению, – пробел, состоящий в том, что недостаточно обращают внимание на четвертую заповедь закона Божия, предписывающую празднование воскресного дня и прочих установленных православной Церковью праздников. Поэтому мы считаем себя обязанными призвать к этому предмету все ваше, братия, внимание. Вы, братия, узнаете сами, преувеличиваем ли мы значение этого предмета, и увидите, что здесь дело идет совсем не о внешней стороне вопроса, как утверждают, но касается одного из главнейших условий христианской жизни, – повиновения Церкви и служения справедливости.
 
Наш план будет очень прост. Мы укажем прежде всего на священное Писание, как главнейший источник нашего учения, а затем обратимся к свидетельству Церкви, и тогда пред вами восстанет то важное значение, какое имеет в жизни христианина воскресный и праздничный день.
 
а) Открыв книгу Бытия, мы читаем первые страницы этой простой и великой книги, в которой зиждется свет, неведомый древнему миру, свет, освещающий глубокую тьму наших судеб. В средине библейского повествования, где все имеет свое значение, мы находим и то, что Бог, совершив к седьмому дню дела Свои, которыя Он делал, почил в день седьмой от всех дел Своих и благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которыя творил и созидал (Быт. 2, 2–3).
 
И так как очевидно, что Бог не нуждался в покое, то что же из этого следует, как не то, что это постановление имело в виду человека, т. е., что суббота, как это возвещает Иисус Христос, дана для человека, который с самых древних времен и праздновал ее, гораздо ранее, чем в форме закона празднование субботнего покоя было узаконено на Синае. Вот первоначальная основа установления дня покоя!
 
Итак, перед нами Божественное постановление: суббота для человека, – для человека всех времен и мест. Мы прибавим; для человека до падения его. Если она была необходима для него в состоянии невинности его, то не нуждался ли в ней тем более человек падший, человек, подчиненный плоти, видимому миру, суровой необходимости труда, наконец, греху, который постоянно изглаживает из его сердца образ Божий и сознание высокого человеческого назначения?
 
В книге "Исход" (гл. 16, 23–30) в первый раз упоминается о субботе, и это упоминание лишь предшествовало еврейскому закону. Самый способ, с каким Моисей напоминает об этом постановлении израильтянам, по поводу сбора манны накануне этого дня, показывает, что он отнюдь не дает им новой заповеди, но восстановляет старую, ослабленную и, быть может, забытую среди тяжких работ в Египте. Теперь же в пустыне, на свободе, можно и должно было ее восстановить. Почему и самое выражение, в котором предписывается четвертая заповедь: помни день субботний еже святити его, показывает, что помнят лишь только то, что уже знают; как и берегут лишь то, что имеют. Поэтому нельзя приписывать синайскому законодательству того постановления, которое оно само переносит за 25 веков назад и заимствует из первых преданий человечества. Очевидно, что еще раньше синайского закона учреждение и соблюдение дня покоя было известно и применяемо даже за пределами еврейского народа, всюду являясь постановлением всемирным и вечным. Века его не уничтожили; оно остается таким же необходимым и священным для нас и в нашей деловой жизни, и в шумной цивилизации, каким было у первых верующих, вносивших с собой под шатер пустыни веру в Бога, первоначальные предания мира и будущность человечества.
 
Самая строгость его указывает нам, насколько Бог считал необходимым это постановление для религиозного воспитания избранного Им народа. Но, узнав от св. ап. Павла, что мы не под законом, а под благодатью (Рим. 6, 15), не будем относиться легкомысленно к этому древнему постановлению. Здесь наиболее достойно замечание то, что учреждение субботы нашло себе место в Десятословии вместо того, чтобы смешаться со множеством различных мелких предписаний Моисеева закона. Десятословие в краткой, но чудной форме излагает весь нравственный закон, и все требования, заключающиеся в нем, имеют прямое отношение к религиозной жизни каждого человека, который пожелал бы в какую угодно эпоху служить Господу Богу. Таким образом, видя, что соблюдение дня покоя занимает такое видное место и предписывается в такой настойчивой и точной форме, мы заключаем, что оно зиждется на самых коренных условиях религиозно-нравственной жизни человека и должно иметь значение вечное.
 
Но закон, сам по себе, при всей его суровости, соответствовал обрядолюбивому еврейскому уму; фарисеи прибавили свои мелочные предписания; с точностью определили, какие дела должно дозволить в этот день, рассчитали даже число шагов, которое можно было сделать, и решили, что вместо забот о больном лучше оставить его умирать, прославляя Бога своим полным бездействием.
 
Иисус Христос Своим учением освободил нас от подобного фарисейства. Он разрушил сборники их наставлений и предписаний. Искупленные благодатью, мы не находимся более под игом закона и его обрядовых предписаний. Но если Иисус Христос снял с еврейской субботы ее подзаконный обрядовый и чисто внешний характер, следует ли из этого, что Он осудил самое установление субботы?
 
Напротив, Он ему возвращает его всемирное и вечное значение сими достопамятными словами: суббота для человека. Он лишь возводить нас этим выражением к первоначальному установлению этого дня. В различных случаях Он указывает нам, в каком духе этот день должен праздноваться. Допуская Своих учеников срывать колосья для пропитания, Он тем разрешаеткрайне необходимое дело житейской потребности; исцеляя больных, Он благословляет этим дела милосердия, не запрещая вытаскивать овцы, осла или вола, упавших в яму или колодезь (Мф. 12, 11; Лк. 14, 5), показывает, что Он Господин субботы, и что, если дело касается служения Богу, то мы можем быть призваны в этот день к самым тяжелым и трудным подвигам.
 
б) Первобытная Церковь наследует дух своего Учителя: она отказывается от внешнего соблюдения еврейской субботы и повинуется предписаниям апостола, который ясно говорит тем сердцам, которых подобная мысль могла устрашить: никто да не осуждает вас за субботу (Кол. 2, 16). И как бы желая показать, что Церковь пользуется дарованной ей духовною свободой, она изменяет день отдыха: день, посвященный Отцу, она смело посвящает Сыну, празднуя память воскресения Иисуса Христа, которым все обновилось. Сама Церковь еще во времена апостолов освятила первый день недели. Так, в книге "Деяний апостольских" мы ясно видим этот день установленным для преломления хлебов (Деян. 20, 7). Этот обычай немедленно вводится в Церквах, основанных св. ап. Павлом, и это ясно доказывается тем обстоятельством, что, во время своего пребывания в Троаде, св. ап. Павел, несмотря на то, что спешил продолжать свой путь, остался дожидатьсяпервого дня недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, и беседовал с ними до полночи (Деян. 20, 7). Это является, хотя косвенным, но, как нам кажется, довольно ясным доказательством того, что этот день установили, т. е. перенесли празднование с субботы на воскресенье, первые христиане. В апостольских посланиях мы находим увещания, относящиеся к милосердию особенно в этот день; наконец, последняя книга свящ. Писания – Апокалипсис – нам говорит в своих первых стихах, что в один из воскресных дней св. ап. и евангелист Иоанн, сосланный на Патмос, имел видение, о котором он рассказывает, называя этот день прямо днем воскресным (Откр. 1, 10). (См. беседы Берсье).
 
Вот, братия, учение св. Писания относительно дня покоя. День этот, как мы видели, сохранялся во все времена у Богом избранного народа, и если в некоторые периоды он принимал характер формальный, то тем не менее из той же еврейской формы он возрождается в Новом Завете, как постановление Божественное, всемирное и вечное.
 
Если бы мы пожелали проследить за чествованием его в течение всех первых веков христианства, мы показали бы, каким уважением он был всегда окружен в церкви, и могли бы представить не одно доказательство того удивления, которое испытывали язычники, видя первых христиан, прекращавших всякую работу в этот день и посвящавших его всецело Богу. Но и этих данных достаточно для нашего убеждения в том, что соблюдение воскресного дня не есть только роскошь или внешняя привилегия, как многие из христиан думают, но долг, основанный на Божественном законе, и что, произвольно нарушая этот день, мы не только пренебрегаем дарованным нам благом, но и прямо нарушаем Божественное постановление.
 
III. Пусть же эта мысль, возлюбленные братия, отныне озарит наши сердца, возвратив нас к точному выполнению Божественной Заповеди! (Прот. Г. Дьяченко).

 

Святитель и чудотворец Николай
Поучение 6-е.
(О необходимости праздновать воскресный день по свидетельству опыта жизни)

 
I. В день святителя и чудотворца Николая, свято проводившего воскресные и праздничные дни и творившего во время их сугубые дела христианского милосердия и усердные молитвы, будет благовременно побеседовать с вами, возлюбленные братия, о необходимости праздновать воскресные и др. праздничные дни, что, к сожалению, в наш век неудержимой жажды к наживе очень часто, к великой скорби всех истинных христиан, забывается.
 
II. Слово Божие в четвертой Заповеди и уставы Церкви обязательно требуют от нас праздновать по-христиански воскресенье и др. праздники.
 
С свидетельством слова Божия и Церкви соединим доводы нашего собственного опыта. Он нам покажет, братия, что Бог, даруя нам воскресный день, знал, как мы будем нуждаться в нем.
 
а) Что плоть человеческая ежечасно нуждается в отдыхе, это знает каждый; но что наименее всего признается, так это необходимость правильного возвращения к отдыху. Рассчитывать на отдых во время остановок работы и предаваться ее гнету неустанно в момент ее спешности, как это обыкновенно делается, мы не колеблясь назовем самым неудачным расчетом. Мы ссылаемся в этом на состояние нашего фабричного люда, ослабленного и зачахнувшего от избытка труда, которому предшествует, по непреодолимому противодействию, избыток развлечений и грубых удовольствий. Итак, дайте им воскресный в собственном смысле день – день покоя с его ясным, сладостным утром, с его мирным пробуждением, не знающим кошмара непосильной работы, и, спасая их тело, кто знает, не спасение ли вы и их души?
 
б) Но физический покой не есть единственное чествование воскресного дня. Кроме физической природы у нас есть еще духовная, которую нужно развивать и усовершать, если мы не хотим жить только одними дикими и низшими инстинктами и не хотим видеть их в основе общества. Итак, мы не колеблясь скажем теперь, что это развитие невозможно без воскресного дня. Есть факты, отрицать которых нельзя; таков, например, труд, становящийся, по требованиям новейшего общества, все более поглощающим. Общество делается похожим на огромный механизм, захватывающий в свои колеса отдельные человеческие личности и лишающий их последней свободы. На каждом поприще приходится завоевывать себе положение силою, не теряя ни мгновения, и горе тем, кто опоздал! В самых возвышенных стремлениях юности человек уже видит себя окруженным многочисленными соперниками; приходится приобретать все больше и больше познаний; все больше и больше обременять память скопившимися результатами работ всех предыдущих поколений. Ниже, на поприще чернорабочего, можно было думать, что человек, подчиняющий себе грубую силу природы и употребляющий ее на свои дела, отвоевывает себе более свободы; но и здесь он становится, если можно так выразиться, рабскою двигательною силою управляемой им машины. Это чудовище, которым он думал спокойно владеть, окончательно поработило его в своем роковом движении. Войдите в одну из наших больших фабрик. Среди ошеломляющего шума вы увидите там, как сотни людей поднимаются и склоняются каждую секунду, чтобы послушно следовать за движениями станка или ковальной машины, беспрерывно вертящейся с утра до ночи. Подумайте только, что так проходит их жизнь каждый день, каждый час, и представьте себе, что сталось бы с их душами, если бы этот труд не прерывался никогда! Те случайные, неправильные часы досуга, которые являются следствием усталости, не приносят с собою никакого отдыха, никакого благотворного успокоения! Но пусть придет воскресный день! Пусть этот шум остановится! Пусть водворится тишина и молчание, и эти придушенные люди вздохнут свободно и придут в себя. Они вспомнят, что они не автоматы, не машины, не мертвые орудия, а люди. В продолжение воскресного дня они вспомнят, что имеют душу с ее духовными потребностями. Вы нам, может быть, скажете, что они осквернят этот отдых. Это случится, без сомнения, в силу той же свободы, могущей употребить во зло даже и этот драгоценный день Божий, и однако мы продолжаем утверждать, что полная свобода воскресного дня будет для них наилучшей охраной против грубых увлечений. Только те воскресные дни, значительная часть которых отдается наживе, оканчиваются чаще всего мотовством и распутством. Но если бы с утра работник мог мирно находиться в кругу своей семьи, если бы он мог свободно отдавать первые часы этого дня тем, кого он любит и о которых призван заботиться, вы думаете, он не почерпнул бы в этом очищающем впечатлении наибольшую силу против грубых соблазнов? Вы думаете, что мать и дети не почувствовали бы тогда тесной нравственной связи с ним, сближающей их еще более, и что благородная жизнь сердца и законных привязанностей снова не заняла бы своего места, которое она теперь, – увы! – все более и более теряет? Уничтожьте воскресный день – и вы ослабите семейную жизнь и поколеблете краеугольный камень всего общества!
 
в) Но если воскресенье есть день семьи, то оно, по той же причине, есть день лишенных семьи: бедняков, больных, неимущих. Мы не говорим пока о том, что вся семья Божия собирается в этот день на лоно Церкви, где ни один из верующих не может считать себя совершенно одиноким. Теперь же мы скажем, что в этот день сердце наше, освобожденное от гнетущего труда и деловых стремлений, может лучше вспомнить о тех, кто страдает. Хотите вы примера? Ступайте в больницы и посмотрите, с каким горячим нетерпением больные ждут воскресного дня; они знают, что в этот день найдется время для свидания с ними, что они почувствуют благотворное влияние симпатии, что к их страданиям не присоединится горькое сознание одиночества. Представьте же себе, что такое утешение происходит в этот день повсюду, где есть человеческое страдание и скорбь. Да, если суббота создана для человека, то она в особенности создана для больного и бедного человека, и, хотя бы только за это одно, нужно благословлять Того, Кто нам ее даровал!
 
Но мы не забываем, братия, что обращаемся к христианам. Вот почему нам хотелось бы побеседовать с вами на почве чисто религиозной, где в особенности мы познаем значение воскресного дня.
 
Вы – христиане. Это значит, что вы желаете служить Богу, искупившему вас, возвещать о Нем на земле, обращать к Нему души братьев ваших и тем приготовлять Его Царство. Но можно ли это сделать без воскресного дня, без распространения поучений, без искреннего исповедания Евангелия, вне общения с Церковью? Ослабляя уважение к воскресному дню, вы наносите вред всему этому. Как веровать в того, – говорит апостол, – кого не слыхали? Как слышать без проповедующаго?(Рим. 10, 14). Как поверят они во все это, если они не имеют времени, чтобы слышать провозглашение истины? Итак, вот что происходит ныне! Мы нередко бывали свидетелями того, как, при первой возможности к христианской беседе, рабочие классы постепенно проявляли к евангельскому учению сочувственный интерес. Наши малейшие усилия на этом обширном поприще приносили плоды. Казалось, что Сам Бог призывал нас к этому делу, и оно обещало обильную жатву. Но между этими душами и нами стала, как стена, воскресная работа, это рабство для бедняка, от которого он сам по себе не в силах освободиться.
 
Итак, для жизни внутренней и духовной также требуется особый день, без этого благочестие идет по ложной дороге. Нам необходим такой день отдыха, в который земная суета должна смолкнуть, предоставивши доступ голосу Божию.
 
Что мы сказали о каждой отдельной душе, то не применяется ли еще с большей силой к жизни Церкви, к религии вообще? Почему к нашим церковным богослужениям нередко замечается так мало усердия и сердечного влечения? Что означают эти опаздывания к началу службы, как не равнодушие к духовным интересам? Почему это рассеянное внимание, когда дело идет о молитве и чтении слова Божия? Все это происходит оттого, что наше благочестие, без наставления и правил, оскудевает, что низменными влечениями и интересами дня наше нравственное чувство подрывается, что, постоянно возвращаясь к занимающему нас интересу, мы смотрим на воскресенье, как на день обыкновенный, будучи увлекаемы к своим кумирам привычными мыслями и излюбленными мечтами, вследствие чего и возносим к Богу сердце и ум, уже отданные и подчиненные безвозвратно миру.
 
III. Итак, братия, мы проследили за свидетельствами опыта; они, как нельзя более, подтверждают слова Христа: суббота для человека. Мы видели, как попирают ногами Божественное постановление и сколько небесной благодати теряется таким образом от нашего нерадения.
 
Православные христиане! Будем же отныне строго и неуклонно праздновать день воскресный и все прочие праздничные дни, установленные св. Церковью к нашему земному счастью и вечному спасению. (Прот. Г. Дьяченко).
читайте также:

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Душеполезные чтения на каждый день | Просмотров: 574 | Добавил: Православие | Теги: 19 декабря 2015, День святителя и чудотворца Николая, Никола зимний, день Николая, 19 декабря, Никола Осенний, Николай Чудотворец | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar