Главная » Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец » Откуда на Руси запрос на Николу?

00:06
Откуда на Руси запрос на Николу?
Мы живём в то время, когда словам не верят, слово потеряло свой вес, когда основным языком Евангелия становится язык милосердия, вероятно, самый доступный язык из всех существующих, язык, которым в совершенстве владел святитель Николай Мирликийский.
 
Последние несколько лет меня не оставляет ощущение, что предъявляя претензии к Церкви наш современник, сам того не ведая, мерит её по святителю Николаю.
 
Так поступают люди церковные и совершенно далекие от всяческой религиозности, люди разных поколений и взглядов. Это, можно сказать, – общее место. 

 
Образ святителя Николая настолько глубоко укоренен в русской ментальности, что является неким критерием не только пастырства, но вообще христианского отношения к миру. Почитание святителя Николая на Руси – это особая тема для разговора, таящая в себе множество вопросов.
 
Совершенно непонятно, почему самым почитаемым святым в Русской Церкви является человек, живший в небольшом средиземноморском городе на рубеже третьего и четвертого веков, т.е. ещё до окончания этногенеза восточных славян, и задолго до того как киевский князь Владимир принимает христианство в его византийском изводе.
 
Очевидно, что святитель Николай никогда не посещал наших пределов, в его житии нет ничего, чтобы внешним образом его связывало с нашей страной.
 
Более того – сам святой не оставил после себя ни строчки письменного наследия, мы имеем лишь только несколько редакций его жития, которые, мягко говоря, не во всём друг с другом совпадают.
 
Так в чём же причина такого почитания Николы в нашей Церкви? Полагаю, что объяснений, связанных с особыми политическими и культурными связями Киевской Руси с Европой в XI веке, где в это время особо почитают святителя Николая, явно недостаточно.
 
По крайней мере, есть и другие более тонкие причины.
 
Думаю, что дело в доступности образа этого святого. Этический пафос жития святителя Николая созвучен с тем, что сегодня называют общечеловеческими ценностями, и в этом смысле его житие обладает особой иллюстративностью и убедительностью.
 
Несомненно, в почитании Николы есть и мистическая составляющая, недаром церковная традиция именует его чудотворцем. Но это скорее следствие того, что образ именно святителя Николая оказался особенно близок сердцу русского человека.
 
Данная ситуация актуальна и сейчас, недаром я начал с того, что по святителю Николаю внешние сегодня мерят Церковь. Можно сказать, что в нашем обществе существует своеобразный запрос на Николу.
 
Ведь те требования к Церкви и её членам, которые в последние годы предъявлялись Ей, фактически следуют житию святителя.
 
Милость к троим осуждённым, обличение казнокрадства, злоупотребления властью, сострадание к слабым, свобода от земных привязанностей и многое другое. Вряд ли эта предвзятость вырастает из-за равнодушия или особого отрицательного отношения к Церкви.
 
Думаю, что дело в особом чувстве, когда человек интуитивно понимает, что правду нужно искать у Бога, и у правды нет и не может быть другого критерия.
 
Этим и обусловлено то внимание, которое уделяется нам многими нашими критиками. Общество хочет видеть в служителях Церкви служителей милосердия, поскольку мы живём в то время, когда словам не верят, слово потеряло свой вес, когда основным языком Евангелия становится язык милосердия, вероятно, самый доступный язык из всех существующих, язык, которым в совершенстве владел святитель Николай Мирликийский.
 
15Язык действия доступен восприятию каждого. Человек создан по образу Христа, поэтому христианин, «обновляемый по образу Создавшего его», призван раскрыть в своём свидетельстве миру тайну воплощения Сына Божия, тайну родства человека и Бога. Явить человеческое в Боге. Показать, что во мне живёт Христос, поскольку я живу Им. Продемонстрировать Христа.
 
Тем самым свидетельствовать внешним, забывшим о Нём, но взыскующим Его. Таков, по всей видимости, должен быть характер новой евангелизации, о которой так много говорят последнее время в христианском мире.
 
 
От Церкви уже не требуется быть культурообразующей силой, институтом присвоения смыслов тем или иным жизненным реалиям, но требуется быть моральным авторитетом, и авторитет этот должен быть подкреплён соответствующими делами милосердия, убедительными и доступными для большинства.
 
Именно такой образ Церкви считывается нами с жития святителя Николая. Сила его проповеди – это сила его сострадания другому, сила Любви Христовой. В этом, вероятно, и заключается тайна его особого предстательства о нас, на этом и основано и то беспрецедентное почитание святителя Николая, которое по сей день существует в нашей Церкви.
 
Священник Максим Вараев
 
pravmir.ru

Читайте также


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец | Просмотров: 662 | Добавил: Православие | Теги: Николай Чудотворец, Николай Угодний, Святитель Николай | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar