Неделя 2-я по Пасхе, святого апостола Фомы
(Ин. 20,19-31)
В первый день Воскресения Христова, когда ученики Его, собравшись вечером, беседовали о всем случившемся, пришел Иисус и говорит: Мир вам. Двери дома, где собрались апостолы Христовы, были заперты из опасения насилия со стороны иудеев. Это опасение имело свое основание: по Иерусалиму распространен был слух, что ученики Христа ночью, пока стража спала, украли тело Его. Поэтому ученики Христовы нашли необходимым ограждать себя запорами от нечаянного нападения, подобного тому, какое было сделано в саду Гефсиманском.
Увидев Иисуса вошедшим в комнату несмотря на то, что двери были заперты, естественно, ученики могли подумать, что им явился призрак, и вот Господь, чтобы рассеять их смущение и недоумение, уверить, что это Он Сам живой стоит пред ними — не в призрачном, но в истинном, только прославленном юле,— показывает ученикам руки и ноги, и ребра Свои, на коих раны гвоздинные свидетельствуют, что это то же самое тело, которое было распято на кресте.
Когда рассеялся мрак сомнения и боязни, ученики воззрели на явившегося Христа с верой и радостью, и Господь вторично произнес: Мир вам. Это обычное взаимное приветствие в устах Господа, теперь, когда ученики Его были объяты страхом от иудеев, имело в виду успокоить смущенные сердца учеников и уверить их в действительности Своего явления.
После этого Господь, приуготовляя апостолов к дню Пятидесятницы и дарованию им благодати Духа Святого, посвящает их на дело будущего служения словами: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Посольство учеников подобно посольству в мир Самого Сына Божия. Апостолы должны возвещать не свое учение, творить не свою волю, искать славы не для себя, но для пославшего их Христа, Который Сам, будучи послан, полагал Свое дело в прославлении Отца, пославшего в мир для спасения людей Его, Своего Единородного Сына.
Один из учеников Господа, Фома, не присутствовал во время этого явления воскресшего Христа. Сколько можно судить по характеру Фомы, смерть Учителя произвела на него особенно сильное впечатление, в ном последовал более сильный, чем у других, упадок духа. И вот, когда апостолы сказали ему, что Учитель жив, он считает невероятным это сообщение и говорит, что поверит лишь тогда, когда руками своими осяжет язвы гвоздинные на теле Господа.
Спустя восемь дней после Своего первого явления Господь снова через затворенные двери является Своим ученикам, уже в присутствии Фомы. Обратившись к нему и показав ведение сказанного Фомою ученикам, Господь предлагает ему осязать следы Своих ран па руках, ногах и в боку от копья... Сомнения ума были побеждены очевидностью, и уверовавший Фома, воспламененный любовью, восклицает: Господь мой и Бог мой!
Искреннее сомнение, скептицизм всегда возможен и допустим для людей, привыкших верить лишь в то, в чем они убеждаются не словами других, но преимущественно свидетельством собственных ощущений и восприятий. Вот этим легкомысленным и надлежало бы наиболее всего следовать примеру апостола Фомы, сомнение которого вполне исчезло без следа, когда он осязал язвы на руках и ногах Христа. Пусть нынешние скептики ближе подойдут к слову Божию и жизни Христовой Церкви, тогда они уверуют и станут горячими поклонниками своего Спасителя — Христа Бога.
|