Христос воскресе!
Иисус Христос многократно являлся Своим ученикам по воскресении, являлся в то время, когда они имели какую-либо нужду, приходил к ним даже тогда, когда дверь их дома была заперта. Это свидетельствует о любви, какую имел Учитель к Своим ученикам.
Христос и ныне любит всех Своих учеников и последователей, всех верующих в Него. "Иисус Христос,—говорит Апостол,—вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр.13,8), и всякий соблюдающий заповеди Его есть истинный и любимый ученик Его (Ин.8,31; 14,21). Поэтому, в каких бы обстоятельствах мы ни находились, какие бы несчастья нас ни постигали, мы не должны унывать, мы должны надеяться на нашего Спасителя. Христос вразумил двух учеников, шедших в Эммаус, в недоумении о Нем, утвердил в вере Фому, не доверявшего Его воскресению, успокоил апостолов, когда они из боязни иудеев заперлись, помог ученикам в ловле рыбы на море Тивериадском... Он поможет во всех нуждах наших, утешит в скорби, вразумит в недоумениях, успокоит в бедствиях, если мы будем любить Его, веровать в Него и надеяться на Него.
Являясь апостолам по воскресении, Христос дозволял им осязать руки и ребра Свои, для большего убеждения в истинности Его воскресения. Они действительно осязали пречистое тело Его, даже ощупывали язвы гвоздиные на руках Его и влагали персты свои в ребро Его, прободенное копием. Это показывает, что Христос действительно воскрес и воскрес с той плотью, которую имел во время земной жизни. А если Он воскрес, как предсказывал (Мф.20,18-19), то значит, Он действительно имеет жизнь в Себе (Ин.5,26), Он—Сын Божий, за которого выдавал Себя при жизни. Если Он воскрес, то и мы воскреснем, ибо когда воскресла Глава, то должны ожить и все члены тела ее, т. е. Церкви Христовой. Если Он воскрес с нашей плотью, то, значит, человечество неразлучно соединено с Божеством Его и обитает теперь на небе, а потому и нам, людям, предстоит жизнь на небесах, по великому Его обещанию: "Где Я, там и вы будете" (Ин.14,3). Веруя во Иисуса Христа, мы веруем в живого истинного Бога.
Апостол Фома не поверил воскресению Иисуса Христа, пока не увидел язвы гвоздиные на руках Его и не вложил руки своей в ребра Его. И другие ученики не сразу поверили воскресению, когда о нем им сообщили жены-мироносицы и два ученика, ходившие в Эммаус. Недоверие их весьма извинительно, потому что воскресение из мертвых есть такое необычайное событие, которое не так легко сразу постигнуть.
Первоначальное недоверие Фомы и других апостолов не должно возбуждать в нас неверие в это великое и радостное событие, а напротив убеждать нас в нем и утверждать нашу веру в Бога.
Начальное недоверие апостолов воскресению Христову показывает, что они не были легковерными. Если же в последствии они поверили ему и не только проповедовали о нем всему миру, но даже умирали во свидетельство истинности Его, то это служит явным доказательством, что они твердо убедились в действительности воскресения Христова, что они действительно видели Воскресшего, осязали Его, беседовали с Ним. Поэтому мы можем несомненно верить их свидетельству, что Иисус Христос действительно воскрес, и вместе с ними должны исповедовать Его своим Господом и Богом.
Уверив апостола Фому в Своем воскресении, Христос сказал Ему: "Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие". Почему же блаженны такие люди? Потому, что если бы они подобно Фоме не доверяли воскресению Христову и, не довольствуясь евангельским свидетельством о нем, захотели бы видеть Спасителя телесными очами, то легко могли бы навсегда остаться и погибнуть в неверии своем, потому что Христос, по вознесении на небо, не является людям чувственно. Явления же Господа нашего Иисуса Христа чувственно святому апостолу Павлу, святым мученикам и некоторым угодникам есть случаи особенные, исключительные. Блаженны и потому, что, веруя воскресению Спасителя и исповедуя Его своим Господом на основании Евангелия и апостольских писаний, ясно свидетельствуют, что твердо верят тому, что говорил Спаситель, не сомневаются в Его Божественности только потому, что не видели Его телесными очами, и усердно желают спастись через Него.
Блаженны они еще и потому, что за живую и деятельную веру Господь простит им все грехи их, удостоит их благодатного Своего общения и дарует им вечное спасение в Царстве Небесном (Деян. 10,43). Аминь.
Блаженнейший Митрополит Владимир
|