06:10 Антипасха, Неделя апостола Фомы | |||
Вчера завершилась Светлая седмица, закрылись врата иконостаса и нам раздавали артос. Но празднование Воскресения Христова не закончилось: чествование этого величайшего в мировой истории события продолжается, хотя и с меньшей торжественностью, еще 32 дня, т. е. до праздника Вознесения Господня. Каждая неделя от Пасхи до Пятидесятницы (Дня Святой Троицы) посвящена воспоминанию определенного события евангельской и древнехристианской истории, – события, которое и сообщает этой неделе особое наименование в церковном календаре. Размышляя над их содержанием, мы глубже осознаем весь противоречивый и трагический смысл тех далеких лет, дней и часов, – верность и сомнение, любовь и ненависть, умудренность и простодушие. Эти темы вечны, как вечен трагизм человеческого бытия, преодолеваемый, – по слову апостола Павла, – "только верой". Две ближайшие от Пасхи недели посвящены воспоминанию событий, непосредственно с ней связанных; темы же трех последующих возвращают нас к трем важным эпизодам евангельской истории, относящимся еще ко времени общественного служения Иисуса Христа. В этих спасительных деяниях – подготовительных ступенях к будущему Воскресению! – Он явственно открыл Свое Божественное достоинство и силу, но лишь сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы позволило Его «неверным» ученикам уяснить их истинный смысл. Этим и определяется их место в богослужебном календаре. Вторая «неделя» (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей Фоминой[1] (первой "неделей" считается сам День Пасхального Воскресения). На Литургии читается Евангелие от Иоанна (20 глава). Первую часть этого чтения мы уже слышали во время Пасхальной вечерни[2], и в нем прозвучали слова недоверия и сомнения. Сегодня они еще раз повторяются, а затем следует на них «ответ» и укоризненные слова Иисуса Христа апостолу Фоме: «Ты поверил потому, что Меня увидел? Блаженны (счастливы) не видевшие и поверившие!» Разумеется, эти слова обращены не только к апостолу, но и ко всем нам. Они напоминают, что настоящая вера обладает духовным зрением, проникающим через завесу видимого и осязаемого. В Древней Церкви было принято, чтобы люди[3], крестившиеся в Великую Субботу, в Фомино воскресенье снимали с себя всенародно ту белую одежду (символ духовного рождения и чистоты), которую они носили всю Светлую седмицу, и отдавали на хранение в церковную ризницу. Поэтому и сам этот день назывался на Западе «Воскресеньем в белых (одеждах)», Dominica in albis; а на Востоке «Новым Воскресеньем», – в знак того, что праздник новокрещенных завершается, и начинается их новая и многотрудная жизнь в христианском звании. Во вторник Фоминой седмицы (девятый день по Пасхе)[4] совершается пасхальное поминовение усопших, которым Христианская Церковь возглашает радостную весть о Воскресении Господа, победившего смерть и тление. Истинный Бог – «Бог не мертвых, а живых. Для Него все живы», – напоминает Христос не только Своим современникам, но и всем нам (Лука 20:38). Потому и день этот именуется в церковном календаре "Радоницей". Юрий Рубан
Примечания [1] Фомино воскресенье именуется также «неделей Антипасхи» (греческое слово Антипасха означает "вместо Пасхи"), «потому что этот день – первый из воскресных дней всего года, в который событие Воскресения повторяется» (Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907, с. 639-640). [2] Рубан. Ю. Пасха: история, богослужение, традиции. СПб., 2007. (Эту брошюру можно приобрести в церковной лавке нашего храма). [3] В древности крестили взрослых, а также подросших детей, способных сознательно участвовать в Таинстве. [4] В некоторых областях поминовение усопших бывает в "Фомин понедельник" (Никольский К., прот. Пособие к изучению устава... с. 641-642). azbyka.ru
| |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |