Неделя о Фоме
(Ин 20:19-31)
Царствие Божие — Мир, даруемый нам Иисусом Христом — Фомино неверие
С первого дня Воскресения Христова, когда Господь показался пред учениками Своими, начинается ряд многих явлений Его ученикам в течение сорока дней. Чему учил Христос в это время учеников своих? Он говорил с ними в это время о царствии Божием, замечается в священной книге Деяний апостольских (Деян 1:3). О каком это царствии говорилось? Под царствием Божиим или царствием небесным разумеется будущее царство Славы, в котором блаженные духи и души людей праведных будут наслаждаться вечно блаженной жизнью. Но открытие сего царствия, по свидетельству откровения божественного, будет при конце сего видимого мира, после всеобщего суда, в отдаленном, хотя и никому не известном будущем. Между тем царствие Божие, об устроении которого Христос говорил теперь с учениками, должно было открыться в ближайшем времени. Сам Спаситель так говорил об этом перед Своими страданиями: аминь глаголю вам, яко суть неции от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят царствие Божие, пришедшее в силе (Мк 9:1). Между учениками Христовыми ожидание этого царства было столь сильно и живо, что они, при всяком благоприятном случае, думали, что настает время его открытия. Так, после насыщения хлебами народ и ученики промышляли провозгласить Христа царем (Ин 6:15). При торжественном входе в Иерусалим то же они думали и, главным образом, с этой мыслью кричали Ему: «Осанна». После славного Воскресения, когда надежда учеников на славное царство Христово опять оживилась, они опять этого ожидали в скором времени, и потому во время одного явления Его, сошедшись вокруг Христа, спрашивали: не в сие ли время, Господи, восстановляешъ Ты царство Израилю? (Деян 1:6). Но Христос не о таком царстве говорил, которое было бы от мира сего. Как на суде пред Пилатом Он провозвестил, что Он на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине и владычествовать над умами человеческими (Ин 18:37), так и теперь ученикам Своим не внешнее господство обещал, но духовное, говорил, что, когда сойдет на них Святой Дух, они получат в Его царстве владычественную силу провозвещать истину и будут свидетелями Ему в Иерусалиме и даже до края земли (Деян 1:8).
Итак, под царством Божиим, об устроении которого говорил Христос во время Своих сорокадневных явлений, разумеется благодатное царство, или Церковь Христова, которая в видимом союзе христиан поддерживает свою жизнь и деятельность силой невидимого и нерушимого единения своего с Христом, как со своей Единой Главой, и одушевляется Единым Духом Божиим, от Которого ток благодати проявляется чрез видимое посредство священнодействий церковных. Во время бесед с воскресшим Спасителем апостолы приняли от Него все, что нужно было положить в основание устройства церковного, — сами, большей частью, ввели это устройство в обществах христианских и недоконченное передали своим преемникам — архипастырям церковным. Это самое устройство, по неизменному преданию апостольскому, записанному в писаниях святых Отцов Церкви, и сохраняется в святой православной восточной Церкви. Почему же Христос назвал Свою Церковь царством Божиим? Какое сходство между царством небесным и церковью земною? Это понять нетрудно. Небо есть царство света — оттуда осиявает всю подсолнечную вещественный свет, проливая свои животворные лучи на все живущее. Оттуда же, от Бога, Отца светов (Иак 1:17), разливается свет истины и добра, исходит всякое даяние благое, мир, радость и совершенное утешение. Но для немощного человеческого естества до неба и до Бога кажется далеко — и вот, по неизреченному снисхождению к немощи нашей, высокий Господь призрел на нас с высоты святой Своей, Сам приблизился к нам, открыв среди нас место селения славы Своей, во святой Церкви христианской. Здесь, таким образом, по благости Божией, открыто для нас небо на земле, устроено небеси подобное жилище Божие, где чрез молитву и общение в таинствах мы входим в блаженное общение с Богом, приобретаем благодатный мир и радость о Духе Святом, в чем, по слову апостола, и состоит царствие Божие (Рим 14:17), о котором мы просим в молитве Господней, говоря: да придет царствие Твое. Церковь Христова есть столп и утверждение истины (1 Тим 3:15), есть богатая и неистощимая сокровищница благодатных даров, необходимых для спасения нашего. Благодать же и истина в Церкви Иисусом Христом быстъ (Ин 1:17), и потому в ней ни то, ни другое не может прекратиться никогда. Дух Святой, Который, по обетованию Спасителя, пребывает в Церкви вовек (Ин 14), поддерживает Церковь так, что и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). Эта неизменность Церкви вполне может быть уподоблена тверди небесной, где все движется в стройном течении, направляемое силой всемогущего Творца. И твердыня Церкви Христовой ни чем иным поддерживается, как силой Божества Основателя ее Господа нашего Иисуса Христа. Как это отрадно! Будем же верными членами царства Божия, послушными чадами Церкви! В этом наше счастье и спасение.
Разлучаясь со Своими учениками, Господь наш Иисус Христос в своей прощальной беседе дал им такое утешительное завещание: мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам (Ин 14:27). Явившись потом в первый раз по воскресении Своем апостолам, когда они страха ради иудейска собрались в запертой комнате, Христос приветствовал их также желанием мира. Мир вам, сказал Он. Это приветствие Господь еще повторил при явлении Своем для уверения Фомы (Лк 24:36; Ин 20:19,21,26). Что же это за мир, который даровал Господь апостолам, а в лице их и всем Своим последователям? По человеческим понятиям, мирно и счастливо могут жить только те, которые обеспечены достатком, пользуются почетом и властью, защищены от врагов и лиходеев. Но как могли наслаждаться миром апостолы и вообще все последователи Христовы, оставшиеся между иудеями и язычниками, как беззащитные овцы среди лютых волков, презренные, возненавиденные и гонимые. Между тем на самом деле, как свидетельствует история христианской Церкви, нигде не было такого мира и внутреннего довольства, как в обществе первых христиан, которые среди всех лишений и озлобления считали себя счастливыми и блаженными, в нищете — богатыми, в уничижении — высокими, которые, будучи укоряемы, благословляли, гонимые — терпели, хулимые и почитаемые за отребие мира — утешались (1 Кор 4:12,13), которые всегда радовались, когда они удостаивались за имя Иисуса Христа принимать побои и бесчестие (Деян 5:41), которые с невозмутимым спокойствием шли на казнь, терпели тяжкие истязания и мучения и пред лицом самой смерти сияли таким светлым торжеством, что приводили в изумление самых озлобленных врагов своих. Что же это за сила, которая так укрепляла, воодушевляла и исполняла миром добропобедных исповедников Христовых? Никакое человеческое геройство не в состоянии дать такой силы, какой обладали гонимые христиане, среди которых были не только мужи, но и слабые женщины, даже малые дети. Только одна высшая небесная благодать могла сообщать сверхъестественную силу Христовым последователям и осенять души их миром Божиим, превосходящим всякий ум (Флп 4:7). Очевидно, такой мир, даруемый нам от Бога, не устрояется земными средствами, не зависит от временного нашего положения и не возмущается переменами земного счастья. Этот мир — духовный, благодатный, получаемый только в Христе чрез веру в Него, любовь и упование христианское. Христос есть мир наш (Еф 2:14). Только оправдавшись верою, как свидетельствует апостол, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией (Рим 5:1,2).
Среди бед, напастей и треволнений настоящей нашей жизни, ежеминутно возмущаемой вихрем греховной суеты, кто бы из нас не пожелал для своей многовоздыхающей души такого благодатного мира, который мог бы успокоить в дни скорбей и печалей, утолить жгучие страсти, смягчить и исцелить греховные раны души, отрезвить и сделать способными к восприятию спасительных внушений веры и Закона Божия. Подлинно, все мы желаем и ищем мира и счастья, но только ищем не там, где следует, ищем большей частью в благах и удовольствиях земных, а не во Христе и не в благах Его царствия, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом (Рим 14:17). Христос близ есть (Флп 4:5); Его царствие внутрь нас есть (Лк 17:21), а мы к устроению своего душевного мира и для утоления жажды души нашей бродим по пустыни мира сего, отыскивая кладенцы сокрушенные и безводные (Иер 2:13), тогда как приснотекущий и живоносный источник благодатных утешений всегда для всех нас открыт чрез Христа в вере, любви и уповании христианском. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваши не постыдятся (Пс 33:6). Приближайтесь к Христу верой и любовью и от Него получите все благопотребное для души вашей. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, Который превыше всякаго ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп 4:6,7). Приносите Христу сердечное покаяние, и Он, Агнец Божий, вземляй грехи мира, снимет с вашей души тяжкое бремя греховное, простит вам, и если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. (Ис 1:18). Возлюбите Господа сыновнею любовью, и эта божественная любовь направит вашу жизнь к благоугождению Богу верою и добрыми делами — укрепит вас надеждой вечного спасения. Если случится в жизни вашей что-нибудь неприятное, какая-либо беда и напасть, если достанется кому земная доля горькая, исполненная нужд, к душе христианина, в помышлениях своих основанной на вере как на твердом камне, не приразится скорбь, не одолеет уныние или отчаяние, так как верующий христианин убежден, что скорбь терпение соделывает (Рим 5: 3), а с непостыдною надеждой претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф 10:22).
Итак, будем истинными христианами, верующими и исполняющими закон Христов, и станем причастниками благодатного мира, принесенного на землю Господом нашим Иисусом Христом. Мир мног любящим закон Господень (Пс 118:165). Когда Господь наш Иисус Христос явился Своим ученикам в первый раз по Воскресении, прошедши к ним сквозь затворенные двери, они изумились этому явлению, думали, что видят призрак, доколе Господь вкушением пред ними пищи не убедил их, что Он имел действительное, осязаемое тело. Не бывший при этом апостол Фома не хотел верить свидетельству своих товарищей, что они видели Господа, а желал сам, своими чувствами убедиться в действительности Воскресения Христова. Чрез восемь дней Господь опять явился для уверения Фомы, дозволил ему осязать Свое пречистое тело, и, убедив таким образом сомневавшегося апостола, дал всем своим последователям вечный урок веры. Блажени не видевшие и уверовавшие (Ин 20:29), сказал Господь. Смысл этих слов тот, что веру не должно поставлять в знании, которое основывается на опыте и стремится проникнуть в сущность предмета, обнять его возможно полным разумением, уяснить законы и сделать очевидными причины тех или других непостижимых явлений. Вера должна усвоять себе и все то, что мы не видим, чего не можем знать и понимать. Если веру заменить знанием, то от существенных догматов христианства ничего не останется. Кичливый разум человека отвергнет в нем все непонятное и чудесное, и вера разрушится. Предмет веры есть Бог, Существо невидимое и непостижимое, и все домостроительство Божие о спасении людей есть премудрость Божия, в тайне сокровенная (1 Кор 2:7). Никакой ум и никакое знание не могут постигнуть высочайших истин веры христианской, исповедание которых необходимо для нашего спасения. Недаром при созерцании сих истин святой апостол Павел восклицал: о глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко не испытаны судове Его и неизследовани путие Его (Рим 11:33). Какой дерзновенный ум человеческий решится измерить своими ничтожными силами эту глубину и высоту знания божественного! Всякому смертному необходимо смириться пред тайнами божественного откровения, покорить ум вере и утвердить все свои помышления сердечные на искреннем доверии свидетельству истинных божественных провозвестников откровения, каковы пророки и апостолы, оставившие нам в богодуховенных книгах все необходимое для нашего религиозного научения, чтобы нам быть совершенными и на всякое дело благое уготованными (2 Тим 3:17). Необходимо всем с полной простотой и искренним доверием относиться к этому живому источнику нашего духовного просвещения и всякое наше недоумение рассеивать светом слова Божия не суемудренно понимаемого, но уразумеваемого согласно с тем, как исповедует и как изъясняет истины веры святая Церковь, первая и единственная хранительница божественного откровения. Всякое суемудрие в вере ведет к упорству неверия. Гордость ума человеческого есть первый источник всех еретических заблуждений, во все времена волновавших и доныне не оставляющих в покое Церковь Христову. Вера христианская, доверчиво и смиренно принимаемая умом и искренно усвояемая сердцем, служит для христианина камнем спасения, на котором утверждаются все помышления его, упрочивается его внутренний мир и радость о Духе Святом. Для суемудренных же и гордых людей та же самая вера становится камнем преткновения и соблазна, о который разбивается их душевный строй, и они погибают в буре сомнения и неверия. Не видим ли мы, как многие и в настоящее время уклоняются от простого послушания веры и, вдаваясь в суемудрие, впадают в самые странные и нелепые сектантские заблуждения и, несмотря на очевидную неверность их, не хотят от них отказаться, но как бы нарочно закрывают глаза, чтобы не видеть света истины, и затыкают уши, чтобы не слышать божественных глаголов веры, возвещаемых в святом Писании и учении Церкви? И в упорстве неверия люди погибают по своей гордости. Пример этих несчастных, слепотствующих духом и осуждающих самих себя бродить во тьме лжеучений и суеверий, должен служить для нас, православных христиан, вразумительным уроком не полагаться в деле веры на силы ума, но пленять оный в послушание веры, не вдаваться самонадеянно в дерзновенные попытки изъяснять непостижимое, но смиренно просить Господа, чтобы Он сам вразумил нас, открыл наши умственные очи к уразумению чудес от закона Своего, рассеял мрак наших сомнений, помог нашему неверию. С смиренной молитвой к Богу о вразумлении в познании истин веры нам, христианам, необходимо соединять братское общение в союзе церковном и во всех недоумениях прибегать к пастырям и учителям церковным, которым Самим Богом вверены словеса Божий и священнодейственное право учить вере и назидать в Законе Божием. Без общения и руководительства церковного нельзя христианину сохранить свою веру чистой и неповрежденной. Кто думает сам собой достигнуть уразумения истин веры без руководительства и общения с Церковью, тот показывает, что он еще не отложил свою гордость и потому недостоин божественной благодати и помощи к усвоению духовного просвещения в потребной для его спасения степени.
О, если бы недоумевающие, колеблющиеся в вере, заблуждающиеся и упорствующие в суемудрии и неверии решились сделать этот первый шаг к сыновнему общению с Церковью для своего вразумления! Несомненно, милосердый Бог помог бы им утвердиться на правом пути веры и озарил их светом Своего разумения. Но увы! По упорству неверия не хотят люди сделать этого спасительного шага и погибают.
|