Проповедуя в одной из иудейских синагог в субботний день, Господь Иисус Христос исцелил больную женщину, которая восемнадцать лет страдала недугом. Увидев ее, Господь сказал: "Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога" (Лк.13,12-13).
Начальник синагоги, негодуя, что Господь исцелил несчастную в субботу, сказал народу: "Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний" (Лк.13,14). Господь пристыдил этого законника перед народом: "Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Тем более не надлежало ли в день субботний эту дочь Авраамову освободить от уз, которыми связал ее сатана?". Значит, делать добрые дела и в праздники не грешно, добрыми делами надо чтить святые дни. Таким евангельским повествованием разъясняется вопрос об истинном назначении воскресных и праздничных дней.
...
Читать дальше »
|
Священно событие введения трехлетней Девы Марии в Иерусалимский храм. Этот праздник является предвестием благоволения Божиего к человеческому роду. Оно является проповедью спасения, обещанием Христова пришествия.
В спасительные дни, которые предшествуют празднику Рождества Господа нашего Иисуса Христа, хочется более искренне, чем раньше, молиться Той Преблагословенной, Которая является Источником нашей радости и спасения, Которая послужила великой тайне Боговоплощения.
В акафистном песнопении Церковь называет Богоматерь Зарей, Которая предвещает Солнце — нашего Спасителя. Называет также и Лучом разумного Солнца, Светилом незаходимого Света, поскольку Божия Матерь просвещает нас светом Сына Своего, просвещает всеми путями и средствами, а их множество. Вспомним об одном из них — святой храм.
...
Читать дальше »
|
В евангельской притче Христос назвал богача безумным. Почему же так случилось? Что в том предосудительного, что человек собрал хороший урожай, что в мыслях своих строил новые амбары и успокаивался тем, что собрал много добра? В чем же его безумие? Безумным он назван потому, что всю жизнь свел к одному: "Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись" (Лк.12,19).
Все дело заключается в том, насколько человек умеет удовлетворять запросы не только своей плоти, но и своего духа. "Не хлебом одним будет жить человек" (Мф.4,4). Есть голод -плотской, есть голод и духовный; есть недуги плоти и недуги духа. Для того чтобы иметь полноту мира, спокойствия и благодати, необходимо, по крайней мере, в одинаковой степени питать и греть свою плоть (Еф.5,29) и возгревать свой дух (Рим. 12,11). Вина евангельского богача в том, что он, заботясь о материальном, временном, совсем забыл о духовном, вечном.
...
Читать дальше »
|
Для каждого христианина рассуждать о Боге, о Его слове есть насущная потребность. Христианин, если он хочет быть истинным христианином, должен дышать евангельским духом и жить евангельской жизнью. Евангельский дух соответствует потребностям нашей сущности, евангельская жизнь—жизни нашей бессмертной и богоподобной души.
Святое Евангелие учит человека всему доброму и святому. Оно облагораживает наши нравы и чувства, желания и запросы. Евангелие учит любви к Богу и к ближнему.
Итак, один законник, как мы слышали только что из евангельского чтения, приступил ко Христу и спросил: "А кто мой ближний?" (Лк. 10,29). В нынешний век трудно разобраться, кто для нас ближний, трудно не потому, что век плохой, а потому, что мы, живущие в этом веке, плохие.
...
Читать дальше »
|
Господь Иисус Христос прибыл со Своими учениками в страну Гадаринскую. Здесь находился несчастный человек, одержимый злыми духами. Он разрывал железные цепи, которыми его связывали, наводил страх и ужас на всех окрестных жителей. Христос изгнал злых духов из страдающего человека, вернув последнего к нормальной жизни. А бесы попросили Христа вселиться в стадо свиней и потопили их в море.
Вслушиваясь в евангельский рассказ об этом, кто из нас может сомневаться в том, что злые духи существуют и могут, по попущению Божию, причинять вред и людям и животным, подвергая их мучениям и даже гибели.
О бытии злых духов нам говорит Священное Писание, свидетельствуют святые отцы Церкви и жизнеописания святых. Из книги Бытия мы знаем о том, как диавол, явившись в образе змея нашей праматери Еве, соблазнил ее на нарушение заповеди Божией, а та, в свою очередь, толкнула к нарушению и праотца Адама. От того-то диавол и называется человекоубийцею искони—от начала (Ин.8,44). Из книги Иова знаем, как диавол, по попущению Бога, отнял у праведного Иова имущество и погубил детей, а потом поразил его самого лютой проказой с ног до головы.
...
Читать дальше »
|
Святая вера учит, что земная наша жизнь есть время воспитания для вечности. Земля есть школа, где мы приготовляемся для неба. Счастливые и несчастные случаи в нашей жизни—это уроки, какие дает нам Небесный Наставник, содержащий в руке Своей все жребии человеческие. Научимся же понимать эти уроки и пользоваться ими для спасения души своей.
Есть у нас нехорошая привычка—не узнавать себя в тех притчах и примерах, которые иногда прямо касаются нас с вами. "Это нас не касается, мы не такие, это касается других",—любим мы говорить. А отсюда выходит то, что мы нередко при чтении евангельской притчи не извлекаем для себя полезных наставлений и продолжаем жить, как и жили. Приложим же нынешнюю евангельскую притчу о богатом и Лазаре
...
Читать дальше »
|
Святых апостолов Петра и Павла Православная Церковь называет первоверховными. Этим почетным именем они отмечены, потому что особенно потрудились в распространении Христова учения (апостол Петр — среди иудеев, а апостол Павел — среди языческих народов) и явили наивысшие образцы преданности и любви к Божественному Учителю и Его делу на земле. Постоянно укрепляемые благодатью Святого Духа, они обращали ко Христу тысячи людей, заставляли молчать уста мудрецов тогдашнего мира, волновали и пленяли своей проповедью человеческие сердца.
Вспомним, сколько скорби и бед испытали они. «Я думаю, — пишет святой апостол Павел к коринфянам, — что нам... Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира... терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим: мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4, 9–13).
...
Читать дальше »
|
Христос Воскрес!
После измены, несправедливого суда, издевательств, избиения, крестной смерти и трехдневного погребения, за стенами Иерусалима произошло сверхъестественное событие, которое изменило ход человеческой истории — это Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа.
Господь воскресает, поскольку Он не только Сын Человеческий, Он — Сын Божий, Он — Сам Бог. Он — Источник жизни и Податель ее всему миру, всему живому. Он — Творец. А следовательно, Он Сам в Себе удерживает могущество и энергию, которые перебарывают смерть, которые расторгают ее кандалы, вдыхают жизнь в то, что умерло.
...
Читать дальше »
|
Сегодняшнее евангельское повествование говорит о милости, которую Господь проявил к одному несчастному юноше, одержимому бесом немоты и глухоты. Пока Христос молился, отец несчастного обратился к апостолам с просьбой помочь его горю, но апостолы ничего не смогли сделать. Когда Христос спустился с горы, плачущий отец приступил к Нему.
Христос спросил отца: имеет ли он веру? Отец ответил: "Верую, Господи, помоги моему неверию" (Мк.9,24). По вере отца Господь исцелил больного юношу, изгнав из него нечистого духа. На вопрос апостолов: почему они не смогли исцелить юношу, Христос ответил, что такой род болезни исцеляется только молитвою и постом.
Не случайно в дни Великого поста святая Церковь предлагает нашему вниманию именно это евангельское повествование. Дни святого поста она определяет для нас как дни врачевания наших душ и телес. Своими молитвами, учением и таинствами Церковь исцеляет нас, изгоняя из нашего сердца всякую нечистоту, гнездящуюся в нем и терзающую нас.
...
Читать дальше »
|
Каждое священное евангельское событие именно потому именуется священным, что совершилось оно ради освящения и спасения рода человеческого. Святая Церковь совершает воспоминание этих священных событий, чтобы воспитать в нас стремление к Богу, к истине, к спасению. Священные события имеют прямое и непосредственное отношение к людям. В них, как правило, принимают участие не только небожители или святые Ангелы, но и представители рода человеческого.
Рождество Христово... В нем архангел Гавриил, святые Ангелы и Богоизбранная Отроковица с праведным Иосифом, с простыми искренними пастухами и ищущими Христа мудрецами.
Крещение Господне... В нем глас Бога Отца, сошествие Духа Святого, крещение Сына и Иоанн Предтеча, свидетельствующий о Мессии, Спасителе мира, и совершающий над Ним крещение в водах Иорданских.
...
Читать дальше »
|
В евангельской притче на примере мытаря и фарисея Господь учит нас, с каким расположением духа нужно молиться в церкви или где бы то ни было. Молитва — великое дело. Через молитву человек общается с Богом, получает от Него дары благодати. В молитве человек благодарит Бога как Благодетеля за непрестанные милости и славит Его как всесовершенного Творца и Промыслителя.
Фарисей и мытарь вместе пришли в храм Божий помолиться, но вынесли из храма неодинаковый плод молитвы. Мытарь пошел в свой дом более оправданный Богом, чем фарисей. Послушаем, как молился фарисей и как молился мытарь, и кто из них угодил Богу своей молитвой. Войдя в церковь, фарисей молился так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие челове-ки, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю".
...
Читать дальше »
|
Толпы народа шли на Иордан к Иоанну Крестителю, слушали его пламенное слово, его призыв к покаянию. Многие крестились от него. "Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,—Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Лк.3,15-16). От Иоанна в Иордане крестился Господь наш Иисус Христос.
Крещение Господне именуется Богоявлением. В Крещении благоволил Господь явить миру присно-сущное Божество Свое: Сын Божий—наш Спаситель—крестился во Иордане. Бог Дух Святой сходил в виде голубя, Бог Отец говорил с небес: "Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" Явила Себя миру Единосущная и Нераздельная Троица, Явился Бог, в Троице славимый и поклоняемый.
...
Читать дальше »
|
|