"Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, Господь возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!" (Лк.8,5-8).
Сеятель, дорогие братья и сестры, есть Иисус Христос; семя — слово Божие, а земля — сердце человеческое; доброе сердце — добрая земля; а злое, нечистое, страстями задавленное сердце — худая земля.
...
Читать дальше »
|
"Не плачь!"—сказал Господь вдове наинской, оплакивающей смерть единственного сына. Человеколюбец сжалился над нею и, подойдя к одру и прикоснувшись к нему со словами: "Юноша! тебе говорю, встань!",— воскресил сына ее. Мертвый поднялся, сел и стал говорить. Всех охватил страх, все славили Бога, говоря: "Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой" (Лк.7,11-16).
Мнение об Иисусе Христе, как о великом Пророке, Посланнике Божием "распространилось,—говорит Евангелист,—по всей Иудее и по всей окрестности". Однако народ еще не узнал в этом чуде руку Мессии, Сына Божия.
...
Читать дальше »
|
Господь сподобил нас вновь слышать евангельское благовестив о пришествии в мир Сына Божия, Спасителя.
Своим пришествием Сын Божий, воспетый Ангелами, принес миру мир. Он примирил человечество с Богом, небо—с землей. Казалось бы, люди, почувствовав это, должны были возрадоваться и возвеселиться, возлюбить Господа и друг друга. Но все произошло наоборот. Еще Богомладенец в яслях—а злоба человеческая уже окружает Его со всех сторон. Царь Ирод, подумавший, что родился князь земного мира и усмотревший в Младенце своего конкурента и соперника, воздвигает против Него всю свою злобу—избивает Вифлеемских младенцев, стараясь уничтожить и Богомладенца, о рождении Которого он узнал от волхвов. Но независимо от того, как люди встретили тогда Христа и как встречают Его теперь, Он не перестает быть Господом и Спасителем нашим, Он вечно царствует со Отцем и Духом Святым. Воля Божия и любовь Неба к роду человеческому в лице Сына Божия обнимает мир земной.
...
Читать дальше »
|
"Исполнение Церкви Твоея сохрани",—такие слова произносит священник в заамвонной молитве. Этим он просит, чтобы Господь хранил Свою Церковь и наполнял ее народом. И в сегодняшней евангельской притче как раз говорится о наполнении народом одного дома, где происходил ужин: "И брачный пир наполнился возлежащими" (Мф.22,10). Что это за дом и кто эти возлежащие?
На примере, взятом из обыкновенной человеческой жизни, где понятны нам и хозяин и его желание пригласить гостей, и горькая обида от того, что многие приглашенные отказались прийти на вечерю, святое Евангелие рисует нам картину нашего богообщения.
Бог создал человека для общения с Ним. Он непрестанно звал и зовет всех на мистический брачный пир Бога с человеком. Для этого Он посылал в мир Своих пророков, апостолов и учителей. Для общения и обожения человека Бог воплотился на земле. Он постоянно говорил Своим слугам, чтобы они звали всех на вечерю. "Много званых" (Лк. 14,24),—это значит, что на вечерю богообщения призываются все люди: богатые и бедные, добрые и злые, больные и скорбные, отчаявшиеся (Лк. 14,21). Предельная цель Христа—чтобы в Его Царство (т.е. в прославленную Церковь) вошли все люди, за которых Он пролил Свою кровь на кресте: "Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов" (Мф.26,27-28).
...
Читать дальше »
|
Истина Божия руководила всеми святыми, которые ныне предстоят перед престолом Божиим и сподобились лицезреть Бога. Истина Божия — одна, но каждый святой прославился чем-то особенным. Руководствуясь одной истиной, люди по-разному, в меру своих сил и дарованных от Бога талантов, воплощали в своей жизни идеал благочестия, чистоты и святости. Одни угодники Божии прославились подвигами поста и молитвы, другие — терпением, третьи — делами любви и милосердия или своей преданностью Господу и любовью к ближнему, а многие — кровью своей и своей жизнью засвидетельствовали бессмертие Божественной Истины, освятившей их и прославившей.
Но можно с уверенностью сказать, что святитель и Чудотворец Николай, память которого мы празднуем 19 декабря, воплотил в себе почти все возможные для человека на земле добродетели и этими добродетелями сияет христианскому миру.
...
Читать дальше »
|
Однажды Христос проходил мимо несчастных людей—десяти прокаженных, которые в силу своего страшного недуга не имели права общаться с людьми. Проказа—страшное заболевание, которое поражает человека, разрушая постепенно плоть и кости. Этот недуг страшен еще и тем, что проказа—болезнь заразительная. И потому подверженные этой болезни изгонялись из общества куда-нибудь в пустыню или на территорию заброшенных кладбищ. Христос услышал молитвенный вопль десяти человек, пораженных проказой, которые, не имея права приблизиться, на расстоянии просили Его: "Иисусе Наставниче! помилуй нас" (Лк.17,13). Одним всесильным Своим словом Христос снимает с них болезнь и отчужденность: "Идите в селение и покажитесь священнику". Исцеленный от проказы, чтобы вновь вернуться к нормальной жизни в обществе людей, должен был получить свидетельство от священника.
...
Читать дальше »
|
Среди мирской суеты и житейского шума, в молитвенной тишине храмов и сегодня раздаются с церковного амвона Божественные слова: "Дерзай, дочь, вера твоя спасла тебя, иди с миром" (Лк.8,48).
Это сказано не только той больной женщине, которая, прикоснувшись к одежде Христа, исцелилась, с трепетом подошла к Нему и объявила перед всем народом, почему прикоснулась и как тотчас исцелилась. Это сказано и записано, и будет повторяться для всех тех, кто, изранив ноги на житейских дорогах, поймет и почувствует, что в Нем—единственная сила, источник всякого блага, источник наших исцелений. Это сказано для тех, кто поймет и будет стремиться к Врачу, исцеляющему бесноватых, возвращающему зрение слепым, воскрешающему мертвых, Который никому не отказывает в помощи.
...
Читать дальше »
|
Святая вера учит, что земная наша жизнь есть время воспитания для вечности. Земля есть школа, где мы приготовляемся для неба. Счастливые и несчастные случаи в нашей жизни—это уроки, какие дает нам Небесный Наставник, содержащий в руке Своей все жребии человеческие. Научимся же понимать эти уроки и пользоваться ими для спасения души своей.
Есть у нас нехорошая привычка—не узнавать себя в тех притчах и примерах, которые иногда прямо касаются нас с вами. "Это нас не касается, мы не такие, это касается других",—любим мы говорить. А отсюда выходит то, что мы нередко при чтении евангельской притчи не извлекаем для себя полезных наставлений и продолжаем жить, как и жили. Приложим же нынешнюю евангельскую притчу о богатом и Лазаре (Лк. 16,19-31) к себе настолько, насколько позволяет нам добрая совесть. Послушаем, о ком и что говорится в нынешнем Евангелии. Говорится о человеке богатом и о бедном Лазаре. О богатом,—что он жил богато, одевался роскошно, увеселял себя с друзьями на всякий день богатейшею трапезою, а к бедным и несчастным был крайне жестокосерд и скуп. О Лазаре говорится, что он в струпьях лежал у ворот дома богатого и желал питаться только крошками, падающими со стола богатого, и что псы, приходя, лизали его струпья.
...
Читать дальше »
|
Ходатаица
(Явление Казанской иконы Божией Матери)
Сегодня мы ублажаем Преблагословенную Царицу неба и земли, Матерь Бога Вышнего, ублажаем по случаю явления Ее образа, именуемого Казанским. Явление это произошло в XVI столетии в Казани, когда многие тамошние инославные жители, принимая святое крещение, становились православными. В поддержку тем, кто в трудные времена обрел Христа, став членом Церкви Христовой, Богоматерь явила Свою икону как дар любви и милосердия к роду христианскому.
Богата чтимыми иконами Божией Матери святая Православная Церковь. Множество таких икон свидетельствует о том, насколько же велики милости и благодеяния Божией Матери. Это свидетельство не только об историческом прошлом. Это свидетельство и о нынешнем дне — о неоскудевающей и сегодня милости Царицы Небесной, о Ее непрестанной помощи всем, кто прибегает к ней с верой и надеждой.
...
Читать дальше »
|
"Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Лк.6,31). Вот краткое наставление Господа Иисуса Христа о том, как следует жить нам по закону Божию. Чего вы желаете себе, того желайте и другим, и чего не желаете и не делаете себе, того не желайте и не делайте другим. Еще в Ветхом Завете один из мудрецов говорил: не рой другому яму, сам упадешь в нее; не расставляй другому сети, сам попадешь в них (Сир.27,29).
Чтобы мы ни сделали плохого другому—рано или поздно сами потерпим от этого. "Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам... Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам" (Лк.6,37-38).
В обыденной жизни мы забываем эти золотые правила. О других думаем и говорим что попало, на самих же себя никогда не посмотрим. Если и имеем какое-либо доброе намерение, то всегда осуществляем его с выгодой для себя, ничего не уступая. А между тем, Господь говорит: "Если любите любящих вас, какая вам за это благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают... Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым" (Лк.6,32-33,35).
...
Читать дальше »
|
На берегу Генисаретского озера Христос проповедует слово Божие. Народ, по свидетельству св. евангелиста Луки, окружает Его и теснит: всем хочется послушать, что говорит Господь, но многие из-за тесноты не могут увидеть и услышать Его. Тогда Господь переходит в корабль и, отплыв от берега, продолжает учить народ. Он заботится о том, чтобы никто не ушел от Него "тощь и не услышан". Он и теперь постоянно заботится о том, чтобы все слушали Его Божественное учение. С этой целью Он основал Свою святую Церковь, в собраниях которой всегда читается слово Божие. С этой целью Он поставил в Церкви пастырей и учителей. Вот и нас Он ныне собрал в это святое место, чтобы мы послушали слово Его.
Обратите внимание на то, какое необыкновенное усердие к слушанию слова Божия у народа, окружающего Христа: учит Он на площадях—народ окружает Его и теснит; учит в доме—за множеством народа не возможно пройти в этот дом; идет к озеру—народ за Ним; идет в пустыню—народ оставляет дома и все житейские заботы, следует за Ним и, забывая об усталости и пище, целый день слушает Его.
Почему же нужно слушать и читать слово Божие?— Потому, что, прежде всего, слово Божие—это слово Божие! И будучи таковым, оно необходимо для нашего спасения.
...
Читать дальше »
|
Сегодня мы продолжаем поклоняться кресту Христову, продолжаем славить крест, на котором Господь наш Иисус Христос совершил дело нашего спасения.
Святой апостол Павел в первом послании к Коринфянам так говорит о кресте: "Слово о кресте для погибающих юродство есть", т.е. безумие, "а для спасаемых—сила Божия" (1 Кор. 1,18). Это высказывание Апостола касается не только его современников, но и всех последующих поколений.
Крест в особенности должен был заслужить этот упрек—упрек в безумии. Это истолкование его как юродства неслучайно, ибо он является средоточием христианства. В нем находится центр тяжести небывалого учения; в нем бросается в глаза все, что кажется противным человеческой мудрости и логике. Если смотреть с внешней точки зрения на смерть Христа в повествовании евангелистов, эта позорная смерть кажется более чем странным средством достижения успеха... Только впоследствии крест стал победным знаком, сделался символом и выражением самой высокой любви и жертвы. Юродство креста есть сила, и сила самая могущественная в мире. Апостол Павел знал это по опыту. Он сам пришел к подножию креста, и многие повторили и повторяют его путь.
...
Читать дальше »
|
|