Пять тысяч мужчин, кроме женщин и детей, стало быть более десяти тысяч человек, слушали учение Христа Спасителя, слушали целый день и с таким наслаждением питались нетленной пищей, что забыли о вещественной. Может быть, люди еще нескоро вспомнили бы об этой необходимой потребности, если бы не напомнили о том Спасителю Его ученики.
Ученики подошли ко Христу и сказали: "Место здесь пустое, а время позднее; отпусти народы, чтобы они в соседних городах и селах купили себе хлеба". "Вы дайте им есть",—ответил Господь. Но что было дать, если у всех присутствующих оказалось только пять хлебов и две рыбы? Несмотря на такое малое количество, Христос велел найденное подать Ему и, воззрев на небо, благословил, преломил и дал ученикам, ученики стали раздавать народу.
И дивное дело—ели все и насытились, и даже оказался остаток: собрано двенадцать коробов кусков, как бы в доказательство, что не в воображении было все случившееся, а на самом деле (Мф.14,14-21).
...
Читать дальше »
|
Вслушиваясь в Евангельский благовест, мы, прежде всего, склоняемся перед могуществом и милосердием Божиим. Мы склоняемся также перед верой двух слепых, которые, не видя телесными глазами, увидели Бога сердцем. Видение духовное привело их к Источнику любого утешения, а через это и к прозрению телесному.
Страшно не видеть света физическими глазами, а еще хуже быть слепым духовно.
Как темные тучи закрывают от нас солнце и не дают пробиться его лучам, так наша духовная слепота, грехи наши и пороки закрывают от нас Господа, не дают нам возможности увидеть свет Христов. Слепота телесная — страшная болезнь, а духовная — еще страшнее. Телесное зрение — великий дар, но временный, духовное же зрение — дар вечный, который пойдет с нами в потустороннюю жизнь. Этот дар — вера, которую мы имеем от Бога.
...
Читать дальше »
|
В порядке евангельских чтений святая Церковь в нынешний воскресный день предложила нам повествование об исцелении Спасителем расслабленного в Капернауме. Это евангельское чтение предлагается верующим дважды в году. Уже одно это обстоятельство показывает, сколь назидательна предлагаемая священная повесть и как важно для христианина остановить на ней свое внимание.
Владыка Христос являет над немощным человеком двойную милость—дар прощения грехов и дар исцеления.
Все Евангелие наполнено повествованием о чудесных делах милосердия Божия по отношению к бедствующим и заблуждающимся людям, и там же возвещается, что главной причиной почти всех болезней, бед и несчастий бывают грехи, это величайшее зло, несчастье рода человеческого, этот корень всех зол и самого великого зла-смерти, временной и вечной.
...
Читать дальше »
|
Мы слышали евангельское благовестие об исцелении Иисусом Христом двух бесноватых в стране Гергесинской. Это благовестив свидетельствует о том, что злые духи существуют на свете и совершают над людьми свои пагубные действия. С тех пор, как злой дух склонил Адама ко греху, сколько произведено им бедствий в мире. Каких только грехов не выдумало человечество, каких срамных дел не совершено, каких не допущено ужасных преступлений по внушению и при содействии этого, по выражению Спасителя, "человекоубийцы искони", "льва, ищущего, кого поглотить",—диавола (1 Петр.5,8)... Злые духи не только вредили человеку, соблазняя его, но нередко и вселялись в человека: тогда таковой мучился и делался, как сумасшедший, именовался он бесноватым. Бесноватые, о которых мы слышали из Евангелия, жили в пещерах, где погребали умерших, они были настолько свирепы, что никто не смел проходить около того места, где они находились.
В бытии злых духов мы убеждаемся из книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета, из свидетельства святых отцов и из жизнеописания угодников Божиих. В книге Бытия повествуется, как диавол, явившись в образе змия, соблазнил нашу праматерь Еву, которая нарушила заповедь Божию и склонила к тому праотца Адама. Оттого-то диавол и называется человекоубийцей искони—от начала (Ин.8,44).
...
Читать дальше »
|
В Капернауме римский сотник просил Господа об исцелении своего слуги. Господь сказал ему: "Я приду и исцелю его" (Мф.8,7). Сотник же упал к ногам Христа и отвечал: "Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой" (Мф.8,8).
Поведение сотника свидетельствует о его искренней и твердой вере в Божественное могущество Христа Спасителя. Сотник, язычник, имел веру, какой не было у иудеев. Это отметил Господь: "Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры" (Мф.8,10). "И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час" (Мф.8,13).
Истинная вера способна творить чудеса. Истинная вера приятна Богу и спасительна для нас. Мы воспитаны в православной вере, но ее, как дар Божий, необходимо хранить, согревать и умножать. Одной веры, без истинно христианской жизни, недостаточно, следует показывать свою веру в делах и делами свидетельствовать о своей вере.
...
Читать дальше »
|
"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам",—так учит нас Христос через святое Евангелие (Мф.6,33).
Что же такое, братия и сестры, Царство Божие и Его правда? Прежде всего, это не фантазия, а реальность. Царство Божие—это достояние будущего, которое начинается и созидается здесь, на земле, при Божественной помощи, исполнением евангельских заповедей, главная из которых—любовь. Царство Божие—это вездеприсутствие Божие, Его сила и владычество; это состояние высшего блаженства, мира, радости и счастья в Боге; это торжество чистоты и святости душ. Путь к нему— это путь боголюбия, братолюбия, миролюбия, милосердия, это добродетельная благочестивая жизнь, которая приближает нас к Богу и уподобляет Ему.
...
Читать дальше »
|
Сразу после святой Пятидесятницы, сошествия Святого Духа, когда Церковь празднует день своего рождения. В первое воскресенье определено праздновать память всех святых, от века угодивших Богу. Много святых поименно означены в нашем церковном календаре или святцах, но много еще есть святых, неизвестных миру, тайных рабов Божиих, известных одному Богу.
Чтобы почтить святых своих соотечественников, наша Церковь посвящает памяти всех святых, в земле Русской просиявших, второе воскресенье после Пятидесятницы. Этот праздник призывает нас почитать своих святых, подражая их вере, богоугодному житию и святости.
Каждый день Святая Церковь обращается молитвенно к сонму святых угодников Божиих и их молитвами освящает наши души. Не имея почему-либо возможности обратиться непосредственно к вышестоящему человеку, мы стараемся найти посредников, которые помогли бы нам это сделать. В какой-то степени, то же самое происходит и в духовном мире.
...
Читать дальше »
|
Почитание святых и молитвенное обращение к ним является одной из самых давних традиций Церкви, которая сохраняется еще с апостольских времен. Есть несправедливые обвинения в адрес Церкви, якобы она поклоняется людям наравне с Богом, нарушая заповедь Господнюю: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Втор. 6, 13; Мф. 4, 10). Православное богословие четко различает служение Богу и почитание святых.
Святым мы отдаем почет не как богам, а как людям, нашим земным соотечественникам, которые достигли духовной высоты и совершенства. Они достигли главной цели христианской жизни — единение с Богом, обожения, однако не по природе, а в благодати. До этого призван и каждый из нас. Святые духовно тесно были соединены между собой и с Христом, Которому полностью посвятили свою жизнь, и единения с Которым испытали уже здесь, на земле, — кто в Таинстве Святой Евхаристии, кто в Исповеди вплоть до смерти.
...
Читать дальше »
|
День Пятидесятницы, сошествия Святого Духа, именуется Днем Святой Троицы, поскольку в этот день раскрылось миру действие всей Святой Троицы — Ее Трех Ипостасей, и люди научились поклоняться и прославлять Три лица единого Божества.
Откровение о Святой Троице, а все, что мы знаем о Боге, мы черпаем из Божественного Откровения, Божией милостью и Промыслом, было задержано до времен Нового Завета, до тех пор, пока не пришел в мир Сын Божий Господь наш Иисус Христос, Который принес полноту Божественного Откровения.
Послание и сошествие Святого Духа состоялось после прославления Сына Божиего, поскольку Он Своими страданиями и смертью разрушил преграду в общении Бога с человеком. Сойдя в день Пятидесятницы на апостолов и учеников Христовых в виде огненных языков, Бог и после сошествия никогда не оставлял их, но всегда действовал в них, а сегодня действует в распространенной ними по всему миру Церкви Христовой. Без Духа Святого не возможно уверовать в Иисуса Христа.
...
Читать дальше »
|
"Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин.17,3). Истинное учение о Боге и Иисусе Христе, без сомнения, то, которое заключается в Божественном Откровении; знает Бога и Иисуса Христа тот, кто принимает и исповедует это учение.
Сегодня святая Церковь вспоминает и прославляет святых и богоносных отцов первого Вселенского собора, созванного святым равноапостольным Константином в Никее, в 325 году, для утверждения истинного учения о божестве Иисуса Христа против ложного учения Ария, не признававшего Сына Божия вечным и единосущным Отцу.
История Вселенских соборов, которых было семь, весьма поучительна для нас. Эти соборы названы Вселенскими потому, что на них, по возможности, собирались патриархи, епископы и пресвитеры из всех стран тогдашнего мира, где только были православные Церкви.
...
Читать дальше »
|
После Своего Воскресения Господь наш Иисус Христос в течение сорока дней пребывал на земле. Как только Он воскрес, Ему уже подобало быть на небесах, но Он остался на земле, чтобы уверить всех в действительности Своего Воскресения.
Своим святым апостолам Он «явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1, 3).
Христос вознесся на небо с горы Елеон (Деян. 1, 12), где так часто проводил ночи в молитве, где предал Его Иуда, откуда начинался Его голгофский путь.
Христос возносится на небо, где подобает Ему быть и где Он должен приготовить место для нас: «Я иду приготовить место вам» (Ин. 14, 2).
...
Читать дальше »
|
Христос воскресе!
По свидетельству апостола и евангелиста Иоанна Богослова, фарисеи негодовали на Иисуса Христа из-за того, что Он, проявив Свою неизреченную милость, в субботу даровал зрение слепорожденному человеку. Они говорили: "Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы" (Ин.9,16). Другие говорили: "Как может человек грешный творить такие чудеса?" (Там же).
Лицемерная фарисейская оценка побуждает нас, братия и сестры, поразмыслить над тем, как мы соблюдаем заповедь Божию и как чтим праздничные дни. Прежде всего надо помнить, что Господь, создавший субботу, является Хозяином субботы и всей нашей жизни. По заповеди Божией шесть дней человек должен заниматься делами своими, а седьмой отдавать Господу Богу.
...
Читать дальше »
|
|