Неделя 17-я по Пятидесятнице
Молитвой, соединенной с крепкой верой в Бога, несомненной надеждой на Него и глубоким смирением, можно испросить у Бога великую и богатую милость.
Хананеянку постигло горе: дочь ее была одержима злым духом. Услышав о том, что в Иудее явился великий чудотворец, одним словом исцеляющий больных и воскрешающий мертвых, женщина прониклась желанием пасть к Его ногам и выплакать у Него исцеление для своей дочери. Пораженная своим несчастьем, подошла она к Спасителю и сказала: "Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется" (Мф. 15,22). Но Господь ничего не ответил и продолжал Свой путь. Молчание Христа Спасителя не оттолкнуло ее, и она еще усерднее просит Его о помощи. Обратились к Спасителю ученики: "Отпусти ее, потому что она кричит вслед нам". "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева",—ответил Спаситель на просьбу учеников (Мф. 15,24). Не остановили женщину и эти слова, пав к ногам Христа, она преградила Ему путь и еще с большей силой взывала: "Господи, помоги мне". На эту просьбу хананеянки последовал суровый ответ: "Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Мф. 15,26). Хотя и больно было ее сердцу слышать решительный отказ Господа, однако она не отступает и теперь еще с большим смирением говорит: "Господи! но и псы едят от крупиц, падающих со стола господ их" (Мф. 15,27).
...
Читать дальше »
|
Ублажаема всеми родами…
(проповедь на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 1/14 октября)
Церковь с глубоким благоговением почитает Пресвятую Деву Марию, возвеличенную Богом за ангельскую чистоту, глубокую смиренность и наибольшую святость. В небесной славе, где божественный свет передается от одного ангельского чина к другому, Пречистая Богородица занимает ближайшее к Престолу Божиему место и именуется Церковью «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим».
В честь Матери нашего Спасителя, Церковью установлено ежегодное празднование всех основных событий Ее земной жизни, знамений, которые Она осуществила, чудес и благодеяний, которые являются проявлением всеблагого и спасительного Божиего Промысла.
История почитания Пресвятой Девы Марии начинается с момента явления Ей посланного от Бога в город Назарет Архангела Гавриила, который, войдя в Ее дом, обратился к Ней с приветствием: «Радуйся, Благодатная!» (Лк. 1, 28). Слова Ангела: «Радуйся, Благодатная!» и «Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1, 30), созвучные словам евангелиста Иоанна Богослова о воплощении Сына Божиего, преисполненного благодати и Истины (Ин. 1, 14). Пресвятая Дева Мария получила благодать и святость как плод глубокой смиренности и ангельской чистоты.
...
Читать дальше »
|
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Царство Небесное подобно человеку, который, отправляясь в чужую страну, "призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился" (Мф.25,14-15).
Что такое таланты, о которых говорится в притче? Следует ли понимать под ними те дары, которыми Господь не равным образом наделяет каждого человека, например, здоровье, способности, материальное благосостояние, удачу и т.д.? Или же надо думать, что здесь идет речь только о духовных дарованиях? Здесь нужно разуметь и то и другое, так как одно не должно исключать другого. Притча Христова касается и физической и нравственной природы. В этой притче идет речь и о неравенстве даров, и о той деятельности, какой требует от нас Господь, и об отчете, который мы должны будем когда-то дать Ему.
Господь говорит ясно, что "господин дал одному пять талантов, другому два, а третьему один". То же самое говорит нам окружающий нас естественный мир: полного равенства нет в природе, потому что оно выглядело бы скучно и даже безобразно. В делах рук Божиих нет однообразия.
...
Читать дальше »
|
Преподобный Сергий Радонежский, до монашеского пострига — Варфоломей, является воистину одним из самых выдающихся подвижников благочестия, которых Православная Церковь сегодня знает и молитвенно чествует. Шесть веков тому назад нес он свой земной подвиг, которому мы и сегодня не перестаем удивляться.
Родился Преподобный Сергий Радонежский вблизи Ростова Великого в боярской семье. Обеднев, его родители Кирилл и Мария вместе с тремя своими сыновьями Стефаном, Варфоломеем и Петром переселились в Радонеж.
После праведной кончины родителей, которые перед смертью приняли монашеский постриг, Варфоломей отправился в Хотьковский Покровский монастырь. В то время там жил, приняв монашество после смерти супруги, его старший брат Стефан. Вместе они отправились искать пустынной уединенной жизни. В глухом лесу, на пригорке Маковец, где в настоящее время стоит Троице-Сергиева Лавра, они построили деревянную келию и церковь, которая была освящена во имя Пресвятой Троицы. Особенным почитанием и пониманием глубин тайны Пресвятой Троицы прославился Преподобный Сергий.
...
Читать дальше »
|
Неделя 15-я по Пятидесятнице
"Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф.22,37-39).
Вот две заповеди, в которых, как заметил Сам Господь, заключается сущность всего закона Божьего и о которых, при другом случае, Он одному законнику сказал: сие сотвори, и жив будешь (Лк. 10,28). Эти заповеди соединены между собою так тесно, что, не исполняя одну, мы никак не сможем исполнить другую.
Почему же мы должны любить Бога, любить всем своим существом? Господь есть наш Творец. Он дал нам жизнь и дыхание. Он одарил нас всеми способностями: видеть, любить, чувствовать, познавать. Он бесконечно благ. Он—наш Бог, Промыслитель и Спаситель, искупивший нас крестом и кровию Сына Своего. Он всеведущий—ни деяние, ни мысль, ни слово перед ним не утаятся; ходи перед Ним (Быт.17,1), как ходили перед Ним все праведники. Любовь к Богу есть первое и важнейшее основание нравственной человеческой жизни.
...
Читать дальше »
|
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Сегодня праздник Креста. Сегодня мы ублажаем Крест Христов, ему кланяемся, его лобызаем, им себя осеняем, воздавая славу на нем распятому Христу.
Крест—орудие позора—стал орудием спасительной силы и святости. Крест остался на все времена не только символом мучения и страданий, но и символом победы над злом, неправдой и смертью. Таким его сделала смерть Спасителя. Христос примирил нас с Богом "посредством Креста, убив вражду на нем" (Еф.2,16).
Как проповедь о Христе распятом, так и проповедь о Кресте навсегда останутся для одних соблазном, для других безумием, а для призванных—Божией силой и Божией премудростью (1 Кор. 1,23-24). Для призванных, т.е. верующих, Крест является знамением всей жизни, помощью в борьбе и терпении и окончательной победой. Не случайно верующие люди осеняют себя крестом в течение всей жизни, носят всегда на груди своей изображение Креста.
...
Читать дальше »
|
Неделя 14-я по Пятидесятнице
В притче о брачном пире Христос уподобляет Царство Небесное человеку царю, который устроил пир для своего сына. Дважды хозяин посылал своих слуг звать приглашенных, но никто не пришел. Одни из званых пошли на свое поле, другие—на торговлю, а прочие схватили слуг, оскорбили и убили их. Царь разгневался, послал свои войска, истребил убийц и сжег их город.
Поскольку все уже было приготовлено, хозяин сказал своим слугам: "Пойдите на раздорожье и зовите на пир всех, кого найдете". Слуги, выйдя на дорогу, собрали всех, кого нашли, и злых и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, увидев человека, одетого не в брачную одежду, сказал слугам: "Возьмите его и, связав ему руки и ноги, бросьте во тьму внешнюю". Евангельская притча заканчивается словами хозяина брачного пира: "Ибо много званых, а мало избранных" (Мф.22,14).
...
Читать дальше »
|
Источник радости и утешения
(проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы, 8/21 сентября)
Рождение каждого человека есть таинственное событие. Это не событие только для регистрации; в мир приходит новое существо, исполненное неразгаданной тайны. В самом деле: что принесет новорожденный человек миру и что даст ему жизнь? Потому-то каждого ребенка родители и родственники встречают с трепетом. Потому-то первый крик нового существа всю жизнь звучит в сердце родителей.
Как проживет жизнь новый человек, пришедший в мир: будет ли он талантливым и способным, обогатит ли общечеловеческую сокровищницу дарований, или, может быть, дни его будут серыми и незаметными, и, вкусивши на земле скорби и печали, он уйдет незаметно, и память о нем погибнет? Чем знаменитее по жизни человек, тем торжественнее празднуют день его рождения.
...
Читать дальше »
|
Неделя 13-я по Пятидесятнице
В храме, где учил Христос, приступили к Нему иудейские первосвященники и старейшины. Зная Его дела, они спросили: "Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?". Христос, не отвечая на этот вопрос, задает им встречный: "Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?" Первосвященники и старейшины, посоветовавшись между собою, не дали ответа. Они боялись, что если скажут, что крещение Иоанново было с небес, то Христос спросит: почему же тогда вы не поверили ему? А если скажут, что от человеков, то будут иметь неприятности от народа, почитавшего Иоанна за пророка (Мф.21,23-27). После этого Христос рассказал им несколько притчей. Одну из них мы только что слышали. Один человек насадил виноградник, устроил все для производства вина и, отдав это виноградарям, отлучился. Пришло время, и он послал своих слуг к виноградарям получить плоды. Виноградари учинили смертную расправу над посланными. Хозяин послал своего сына в надежде, что виноградари постыдятся сына. Но виноградари решили: пойдем, убьем сына-наследника и завладеем его наследством. И, схватив, вывели его из виноградника и убили. Христос, обращаясь к книжникам и фарисеям, спрашивает: "Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?" Говорят Ему: "Злодеев предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды вовремя" (Мф.21,33-41).
...
Читать дальше »
|
Каждый год в начале осени мы грустим по поводу мученической кончины Иоанна Предтечи — усекновение его честной главы. О святом пророке Иоанне пророк Исаия говорил, что он придет приготовить дорогу грядущему Господу. По свидетельству святого евангелиста Луки, рождения пророка и Крестителя Иоанна было воспринято с радостью и надеждой на спасение, что приближается.
Взгляните, братья и сестры, на великого угодника — Предтечу и Крестителя Иоанна. О нем Сам Христос говорил, что из всех рожденных женщинами на земле он наибольший. Он великий подвижник. Жизнь его — сплошной подвиг.
...
Читать дальше »
|
Неделя 12-я по Пятидесятнице
Пожалуй, самое великое из всех дарований, какими обладает человек,—это способность думать. И каждый человек думает. Думает и о времени, ибо мы живем во времени, думает и о вечности, ибо мы бессмертны.
Измерение и бесконечность—это два важных фактора в нашей жизни. Мы измеряем время секундами, часами, сутками, неделями, месяцами, годами и, наконец, столетиями. Мы меряем нашу планету, города, страны метрами и километрами. В этом отличительная черта человека. Проходит время, уходят люди, исчезают вещи. Человеческое знание, обогащенное научными открытиями, приходит к убеждению, что измерение не имеет конца. Кроме нашей планеты, существуют бесчисленные миры, составляющие Божественное мироздание. Постижение этого заставляет сопоставить тварь с Творцом, время—с вечностью... Знание, опыт и вера свидетельствуют о вечном Боге и о бессмертии человека.
...
Читать дальше »
|
Неделя 11-я по Пятидесятнице
Проповедуя на земле Евангелие Царства Божия, Господь Иисус Христос поучал народ примерами—простыми, доходчивыми, понятными для каждого человека.
Только что мы слышали притчу Христа, в которой Он уподобляет Царство Небесное царю, пожелавшему сосчитаться с рабами своими—должниками.
У господина было много облагодетельствованных им должников. Но эти люди со временем забыли, кому и чем они обязаны. Наступило время, и господин потребовал вернуть долг. Приведен был к нему самый большой должник, и так как он не имел чем заплатить, то господин приказал продать его и жену его, и детей, и все, что он имел, и уплатить долг (Мф. 18,24-25). Должник тот упал к ногам хозяина и просил: "Государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу" (Мф. 18,26). Господин, умилосердившись, отпустил его и простил ему долг. Не успел прощенный выйти со двора, как встретил своего должника, схватил его и стал душить, говоря: "Отдай мне, что должен". Не внял он мольбе должника и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Видевшие это огорчились, пошли к государю и рассказали ему бывшее. Тогда государь призывает его и говорит: "Злой раб! весь долг твой я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" (Мф. 18,32-33). И отдал его истязателю, пока не отдаст ему всего долга.
...
Читать дальше »
|
|