Св. Димитрий Ростовский
(О помощи нуждающимся в пропитании)
I. Свт. Димитрий, митр. Ростовский, память коего совершается ныне, родился в 1651 году в Киевской губернии от благочестивых родителей – сотника Саввы и Марии, и при крещении был наречен Даниилом. После домашнего обучения он воспитывался в Киевском братском училище. На восемнадцатом году своей жизни он, по влечению своего сердца, постригся в монашество, а чрез шесть лет Черниговский архиепископ Лазарь Баранович посвятил его в иеромонаха и назначил в проповедники при кафедральном соборе.
...
Читать дальше »
|
Свв. мученики: Трофим, Савватий и Доримедонт.
Каждый христианин должен нести крест свой.
I. Свв. мученики Трофим, Савватий ж Доримедонт, память коих совершается ныне, пострадали в III веке. Однажды, когда с особенным торжеством язычники отправляли свой праздник в Антиохии писидийской, два христианина, Трофим и Савватий, с грустью смотрели на них и молили Бога обратить заблуждающихся на путь истины. Их схватили и отправили к правителю Аттику. Правитель предлагал им отречься от Христа и за непослушание приказал мучить. Савватий скончался от мучений, Трофима же отправили во Фригию к правителю Дионисию, который славился искусством мучить христиан. Святого били жилами, резали и посыпали раны солью; но он терпел все мучения и только повторял: «многи скорби праведных, и от всех их избавит Господь». После мучений святого бросили в темницу. Здесь начал навещать его сенатор христианин Доримедонт. Узнав об этом, Дионисий требовал от Доримедонта отречения от христианства, но, получив отказ, приказал бросить его вместе с Трофимом на съедение зверям. Звери не коснулись святых, тогда они были усечены мечом.
...
Читать дальше »
|
Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София.
О том, как воспитывали и учили своих детей древние христиане.
I. Свв. муч. София и три дочери ея: Вера, Надежда и Любовь пострадали в Риме, в царствовавие Адриана во II веке. Во время гонения на христиан в 137 г. была потребована на суд и София, благочестивая вдова, с дочерьми своими Верою, Надеждою и Любовию, из которых старшей было 12 лет, а меньшой только 9.
— «Господи! не оставь нас, но Сам помоги нам не устрашиться мук, не устрашиться смерти! Помоги нам, Спаситель наш, не отступить от Тебя!» — взывала молитвенно мать-христианка, а за нею и три ея дочери, в которых она уже успела утвердить веру Христову. И помолясь, спокойно пошли оне на суд, предав еебя в волю Того, Кто не велел бояться убивающих тело, но душу убить не могущих...
На суде, на вопрос: какого происхождения и какой веры София, она безбоязненно отвечала, что она раба Христова, неисповедимому имени Котораго должны поклоняться все сотворенные Им на земле.. «И детей моих, — прибавила София — обручила я Богу Христу, чтобы сохранили они нетленнаго Жениха — Сына Божияго»...
...
Читать дальше »
|
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
(Одно наружное поклонение Кресту Христову без внутреннего не угодно распятому на нем Господу)
I. Ныне у нас, братия, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Церковь собрала нас в храм для торжественного поклонения ему. И вот мы, по ее примеру и указанию, повергаемся пред Крестом Господним на колени, преклоняем пред ним главы свои, лобызаем его устами своими. Но такого чествования нашего достаточно ли для истинного поклонения Кресту Господню?
Одного поклонения наружного, телесного пред крестом недостаточно. Святой Крест есть видимый представитель невидимого присутствия распятого на нем Господа: поэтому кланяться пред ним мы должны, как пред лицом Самого Распятого на нем.
...
Читать дальше »
|
Рождество Пресвятыя Богородицы.
О том, как мы должны поступать во время посылаемых нам от Бога испытаний.
I. Родители Пресвятыя Богородицы Иоаким и Анна были благочестивы, добродетельны и праведны пред Богом. Имея достаточное богатство, они часть его уделяли на потребность богослужения во храм, а часть раздавали нищим.Жизнь их, по-видимому, со внешней стороны, была счастлива, если все счастие полагать в вещественном довольстве и в семейном мире, любви и согласии. А между тем они были очень несчастливы. Они несли на себе иго безчадия. Находясь в супружестве пятьдесят лет, они не имели детей. Это несчастие людям настоящаго века мало понятно; ныне тяготятся более многочадием, чем безчадием, и счастливыми нередко почитают тех, у кого нет детей. Но тогда было не то. Тогда безчадие супругов считалось знамением наказания Божия за какие либо тяжкие грехи.
...
Читать дальше »
|
Воспоминание чуда св. архистратига Михаила.
Надежда христианина на Бога, говорящаго ему: «не бойся, Я с тобой!»
I. Праздник воспоминания чуда св. архистратига Михаила установлен по следующему случаю. Близ Иераполя, в Колоссах фригийских, над источником, подававшим чудесно исцеления, находился храм св. архистратига Михаила. Храм был построен в благодарность за исцеление по ходатайству св. архистратига Михаила. При храме поселился отрок Архипп для исполнения пономарской службы. Он вел жизнь подвижническую: питался весьма скудно, носил одежду ветхую и спал на камнях, и при этом обращал многих язычников ко Христу. Язычники неоднократно нападали на Архиппа и оскорбляли его и даже били. Наконец, они задумали разрушить самый храм и убить Архиппа. Недалеко от храма протекали две реки, и они решили пустить обе реки на храм и чудотворный источник. Выкопали глубокий и широкий ров и наполнили его водою из рек. Св. Архипп видел замыслы врагов й молился в храме св. архистратигу Михаилу сохранить храм и источник. Между тем, язычники уже готовились пустить воду на храм, а сами стали на возвышенности, чтобы видеть погибель св. места с Архиппом. Вдруг св. Архипп слышит голос, внушивший ему выйти из храма. Он вышел и увидал архистратига Михаила, который повелел ему смотреть, как Бог сохранит храм. Архистратиг поднял свою правую руку и удержал стремление вод, которыя уже были пущены, повелев им итти в разселину большого камня, находившагося близ храма, и сам после того сделался невидим. Скончался св. Архипп в глубокой старости.
...
Читать дальше »
|
Свв. праведные Захария и Елизавета.
О силе любви родителей к детям.
I. Святые праведные Захария и Елизавета, память коих совершается ныне, были родителями Иоанна Предтечи. Захария был священник иудейский, Елизавета была сестра Анны, матери Пресвятой Девы Марии. Они были праведны пред Богом, но до старости не имели детей и очень горевали об этом, потому что у иудеев думали, что кто не имеет детей, на том нет благословения Божия. Наконец Господь услышал их молитву. Ему угодно было разрешить неплодство Елизаветы. По предсказанию ангела, явившагося Захарии во храме по правую сторону жертвенника кадильнаго, Елизавета родила сына Иоанна, который был предтечею и крестителем Господним. Об этом подробно повествуется в начале евангелия от Луки. Во время избиения Иродом детей в Вифлееме и окрестностях его, св. Елизавета с младенцем Иоанном укрылись от убийц в разселине горы, но Ирод требовал от Захарии, чтобы тот выдал ему своего сына. Так как Захария не исполнил этого безумнаго и жестокаго требования, то за это, по повелению Ирода, сам был умерщвлен между церковию и алтарем. Скоро после этого скончалась и мать Иоанна св. Елизавета.
...
Читать дальше »
|
Положение честнаго пояса Пресвятыя Богородицы.
О том, какия молитвы не угодны Божией Матери?
I. Ныне церковь воспоминает положение честнаго пояса Пресв. Богородицы, что было в 408 г. Кроме Своей ризы, Пресв. Богородица оставила верующим еще Свой честный пояс; он был передаваем между верующими так же, как и риза, по преемству от одного к другому в Иерусалиме. Император Аркадий, сын Феодосия Великаго, получив пояс из Иерусалима, положил его в Константинополе. По времени, вследствие общественных бедствий, пояс был взят из Константинополя в г. Зилу, в Каппадокии, но при императоре Иустине снова был принесен в Константинополь. От него происходили многия чудеса по молитве к Божией Матери, если эти молитвы были благоугодны Господу и были приемлемы Богоматерью. Часть пояса находится на Афоне, в Ватопедском монастыре, в кресте, другая часть — в Трирском монастыре, на западе.
...
Читать дальше »
|
Усекновение главы Предтечи Христова Иоанна.
Почему так почтенно воспоминается усекновение главы Иоанна Предтечи?
I. Предтече Господа нашего И. Христа, предварившему рождество Его, надлежало предварить и спасительную смерть Его своею смертию, дабы как на земле проповедывал он пришествие Господа, возвещая: «грядет креплий мене в след мене» (Марк. 1:7), так и во аде содержимым там душам возвестить, что уже явился в мире ожиданный Мессия. Вот как исполнилось это: Ирод, называемый Антипа, сын старшаго Ирода, избившаго детей вифлеемских, был женат на дочери Ареты, царя аравийскаго; но прельстясь красотой Иродиады, жены Филиппа, брата своего, по согласию с нею, прогнал от себя первую законную жену, и взял Иродиаду. Такого беззакония не мог сносить ревнитель закона Божия, обличитель грехов и проповедник покаяния, св. Креститель Иоанн: он стал обличать Ирода пред всеми, говоря: «не должно тебе иметь жены брата твоего».
...
Читать дальше »
|
Св. священномуч. Евтихий.
О благодарности и неблагодарности.
I. Воспоминаемый ныне св. церковью священномуч. Евтихий был современником апостолов. Происходил из Севастополя, или Севастии, в Палестине. Услышав проповедь о Христе, он сделался учеником Иоанна Богослова, ревностно проповедывал евангелие и искоренял язычество. Св. Евтихию пришлось испытать весьма много мучений во время проповеди: его томили и голодом, и строгали тело его железом, и бросали его в огонь и на съедение зверям; но Господь все хранил Своего угодника. Однажды выпустили на него льва, и лев заговорил человеческим голосом. Умер св. Евтихий, усеченный мечем, в своем отечественном городе.
...
Читать дальше »
|
Поучение 1-е. Св. муч. Агафоник.
Страдальцы, спасающиеся и погибающие.
I. Празднуемый ныне св. Церковию св. муч. Агафоник был замучен в царствование Максимилиана. Посланный для преследования христиан по южной стране Чернаго моря, начальник Евтолмий схватил в Никомидии Агафоника и многих других, как-то: Зинона, Феопрепия, Акиндина и Севириана, отправился с ними во Фракию и на дороге убил их, кроме Агафоника, так как вследствие мучений они не могли продолжать путь. Агафоник же был замучен в самой Византии.
...
Читать дальше »
|
Св. муч. Мирон.
О средствах содействующих к обузданию гнева.
I. Св. ныне ублажаемый муч. Мирон был пресвитером в Ахаии и жил во время гонения Декиева. Правитель Ахаии Антипатр однажды, в праздник Рождества Христова, вошел в христианский храм, где служил Мирон, чтобы захватить собравшихся тут христиан. Мирон укорил Антипатра за такой поступок и обличил в идолопоклонстве. За это схватили его и предали мучениям.
...
Читать дальше »
| |